Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
13 декабря, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Заслуженные машиностроители России — наша гордость!

На предприятиях, входящих в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, немало тех, кто отмечен наградами разного достоинства, но знак "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" — это та награда, которой оценивается труд работника в определенной производственной отрасли, данном случае — машиностроительной

Юрий АЛЕЙНИК, ОАО ААК "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина

По всем жизненным выкладкам он должен был стать шахтером, как дед, отец и братья. Но Юрий Васильевич Алейник мечтал быть только военным летчиком. Попытка поступить в суворовское училище окончилась неудачей — не дорос! Но упрямый мальчишка после восьмилетки пошел на авиазавод — все-таки ближе к авиации. Затем, как и положено настоящему мужчине, армия, и… снова на завод, в свой же цех.

Трудолюбие, внимание к деталям и природный ум помогли сделать первое рацпредложение. Юрий сумел усовершенствовать тогда один из производственных процессов, предложив снимать заусенцы с изделий с помощью барабана с наполнителем. Такое нехитрое дополнение позволило снизить трудоемкость операции в сотни раз! С тех пор прошло много лет, "из-под пера" Юрия Васильевича вышло более ста подобных предложений. Причем, множество приспособлений изготовлено им собственноручно.

В кризисные годы из восемнадцати человек на участке остался он один. Пришлось переквалифицироваться в наладчики холодно-штамповочного оборудования, в 2005 году — перешел работать машинистом на молотах, прессах и манипуляторах. Спустя два года, когда началось восстановление производственных мощностей, Юрия Васильевича назначили мастером производственного участка, который ему еще только предстояло возродить. А еще — и подготовить молодых рабочих, людей с иным мировоззрением и устремлениями. Но девиз Алейника прост и понятен — для того мы и поставлены, чтобы научить, показать, воспитать иное отношение к труду, гордость за свою профессию, свое предприятие.

Будучи наставником молодых, Юрий Васильевич и себе смену готовит — понимает, что не каждому дано быть руководителем, что для этого человек должен обладать определенными качествами и, конечно, навыками. Вот и старается передать все секреты мастерства, чтобы и самому легче было, и за преемника потом не краснеть.

За многочисленные заслуги в развитии авиационной промышленности и многолетний добросовестный труд ему присвоено почетное звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации".

Но есть и другая сторона его жизни, где он выступает в роли мужа, отца четверых детей, романтика и просто позитивного человека. Что касается увлечений, то, помимо рыбалки, на которую также удается вырваться не часто, Юрий Васильевич любит разводить цветы. Даже его рабочее место в цехе легко узнать по тому оазису, который он сумел создать среди грохота станков и металла. А уж про то, сколько разных цветов у него дома, и говорить не приходится. Те, что не помещаются, переезжают в подъезд или в цех.

Несмотря на то, что "в запаснике" несколько освоенных профессий, сам Юрий Васильевич считает, что прожил достаточно степенную жизнь. А человеку свойственны перемены, это позволяет ему самосовершенствоваться, стремиться к чему-то большему, в то время, как застой расхолаживает людей. Именно на перемены он и настраивает своих детей, считая, что каждый обязан обладать напористостью, упрямством (в хорошем смысле слова), чтобы добиваться поставленных целей. Проще говоря, Юрий Васильевич учит их не только шагать в ногу со временем, но и в чем-то опережать его.

Валерий КЛИМОВ, ОАО "Дальневосточный завод "Звезда"

Валерий Алексеевич не тщеславен от природы. Но когда он узнал о присвоении высокого звания "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" — было приятно.

А ведь жизнь могла сложиться и по-другому. И кто знает, до каких высот и званий он дошел бы, согласившись… остаться в армии. Однако не случилось. Призванный в "непобедимую и легендарную" сразу после получения диплома Ивановского машиностроительного техникума, попал на Дальний Восток, в Хасанский район. На границе с китайским соседом тогда, в конце 60-х, было неспокойно, но обошлось. Служил Валерий хорошо, честно. Может, потому и предложено ему было пройти офицерские курсы и остаться в армии. Закончил, вернулся младшим лейтенантом, принял взвод.

Казалось бы — прямая дорога в училище, потом в академию, но… тянуло домой. И Климов принимает непростое для себя решение — "снимает погоны" и возвращается в родное Иваново. Парня с такой биографией пропустить было нельзя, и его немедленно приглашают на работу в Заволжский моторный завод. Карьера складывалась сама собой: мастер, старший мастер, начальник участка. А потом судьба распорядилась так, что пришлось уехать и начинать с самого начала.

Новая глава его биографии датируется 1975 годом, когда Климовы приезжают в Большой Камень. Понимая, что нужно содержать большую семью, ее глава пошел работать фрезеровщиком 3-го разряда (рабочим платили больше). О несложившейся "итээровской" карьере Валерий Алексеевич ничуть не жалеет. Зато гордится изготовленными им деталями, поскольку уверен, что не подведут. "Они в десятках тысячах механизмов, в десятках подводных лодок. Разве это не повод для гордости?" — говорит он.

Климов на "Звезде", входящей в состав ПРО СМР, работает вот уже больше 30 лет. Его уважают за профессионализм и человеческую мудрость. Именно так — в сумме. Несмотря на то, что он лучший фрезеровщик предприятия, Валерий Алексеевич постоянно учится. А еще и учит других. Молодежь к нему тянется, вот только не видят они себя фрезеровщиками — непрестижно. Хотя, по мнению Климова, быть фрезеровщиком — это особое призвание. Он и токарь, и расточник, и технолог, и обязательно творец.

Николай РЫБАК, ОАО ААК "Прогресс"

Его судьбу определили три вещи: фильм, неважное знание иностранного языка и любовь к математике. Фильм заставил задуматься о профессии инженера, а неспособность изъясняться ни на каком языке, кроме русского, не позволила поступить в Омский машиностроительный институт.

Зато прекрасное знание математики открыло двери Приморского авиационного техникума, после окончания Николай выбрал Дальзавод. И еще — Дальневосточный политехнический институт (ныне — Инженерная школа ДВФУ, надежный партнер регионального отделения СоюМаш). Учиться и работать было непросто. Идя навстречу, отдел кадров переводит его в конструкторское бюро. И это решение "кадровиков" стало судьбоносным.

В 1964 году, после окончания института, получив специальность инженера-технолога механообработки металлорежущими станками и инструментами, Николай Тарасович возвращается в Арсеньев. Имея определенный опыт работы в области проектирования, он уже через год становится ведущим конструктором. А со временем — и руководителем отдела.

О том времени Рыбак вспоминает с удовольствием. Да и то сказать, есть чем гордиться — по четыре новых технологии в год удавалось не только просчитать, но и внедрить в производство. Именно за работу в отделе Национального института авиационных технологий, который он десять лет возглавлял,  Николай Тарасович награжден орденом "Знак Почета".

Кстати, один их технологических процессов изготовления оснастки был представлен в Москве на ВДНХ. Результат — третье место! Разработчики получили бронзовые медали ВДНХ.

В 1983 году Николая Тарасовича пригласили работать на авиазавод "Прогресс" на должность главного технолога, учитывая его опыт работы в этой области. А через 10 лет на заводе началось освоение вертолета Ка-50. Отдел главного технолога работал над центропланом силового узла, одного из самых сложных в любом вертолете. Это было первое освоение агрегатной сборки "Черной акулы". За освоение вертолета Ка-50 сотрудникам отдела присвоили звание "Заслуженный машиностроитель России".

За все время работы в машиностроении Николай Тарасович был награжден почетными грамотами за подписью четырех министров авиационной промышленности. Также он имеет большое число других поощрений, в числе которых и медали "Ударник труда", за каждую из которых могли присвоить звание "Ветеран труда". Много лет Николай Тарасович читал лекции по четырем предметам в АрТИ, председательствовал в дипломной комиссии в авиационном техникуме и АрТИ. Это лишь часть интересов и деятельности этого многогранного, позитивного человека. Львиная доля его заслуг относится к общественной жизни завода. Несколько лет Николай Тарасович занимал пост председателя цехового комитета профсоюза, входил в состав заводского комитета профсоюза, затем шесть лет занимал должность  председателя Совета ветеранов.

Виктор КОЗУЛИН, ОАО "Дальневосточный завод "Звезда"

Ему о подводных лодках известно все. И вовсе не потому, что, отработав 40 лет на "Звезде", стал профессионалом высочайшего класса. Досконально изучить "матчасть" ему довелось еще совсем молодым человеком — 4,5 года он служил "срочную" на субмаринах.

А между тем, родился Виктор Иванович далеко от моря — в небольшом сибирском городке Ангарск Иркутской области. И кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не направило Министерство обороны юного призывника на Дальний Восток. Во время службы окончил курсы военного училища во Владивостоке и стал старшиной команды трюмных. Демобилизация поставила перед бравым старшиной конкретный вопрос: куда двигаться дальше? Выбрал Большой Камень и "Звезду", где его знания, опыт и военная специальность очень пригодились. Первое время Виктор Иванович трудился слесарем 3-го разряда, потом получил 4-й, стал слесарем-монтажником, членом сдаточной команды. Практически все ходовые испытания ПЛ первого и второго поколений проходили при его участии.

Талант, мастерство, организаторские способности — все эти качества, столь ценимые в те времена, выдвинули Козулина на первые роли. Его назначают бригадиром. Более 30 лет отдал бригаде ремонтников Виктор Иванович. Он убежден, главное в организации работы бригады — знать, кто на что способен, давать человеку задание, исходя из его возможностей. Такая, основанная на человеческом факторе, организация трудового процесса работает безотказно, позволяет успешно справляться практически со всеми заданиями госзаказа, укладываться в строгие заводские сроки.

За отличную работу на производстве и вклад в дело обороноспособности страны Виктора Козулина не единожды награждали Почетными грамотами директора завода "Звезда", губернатора Приморского края. Но главная награда — почетное звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации", была ему присуждена в 2007 году.

Александр ФОМИЧЕВ, ОАО "Дальневосточный завод "Звезда"

Свое профессиональное кредо Александр Егорович Фомичев формулирует по-военному четко и понятно: выбрал дорогу — так и иди по ней, чтобы достичь своей цели. И следует этому правилу всю жизнь. Подтверждая, что настоящим профессионалом можно стать, лишь постоянно занимаясь своей профессией, непрерывно учась ей. В противном случае — лучше уходить.

Он своему делу верен всю жизнь. И это не преувеличение. Сразу после 9-го класса он поступил в ремесленное училище № 15 поселка Большой Камень, тем самым связав свою судьбу с судьбой профильного предприятия — Дальневосточного завода "Звезда".

Учили в те времена ремеслу, не в пример нынешним "лицеям", основательно. Александр Егорович и сегодня, спустя почти полвека, помнит технологию металлов в полном "училищном" объеме. Правда, с тех пор знаний у него поприбавилось — учился Фомичев постоянно. Но это было после, а пока… Сразу после выпуска, в июле 1961 года, слесаря судовых машин и механизмов Александра Фомичева зачислили в штат ДВЗ "Звезда". И завод, и его сотрудники тогда были совсем молоды — самым "старым" считался 34-летний бригадир Александр Хищенко, к которому почтительно обращались "Сан Саныч".

Армейскую лямку, обязательный этап в жизни любого мужчины, Александр Фомичев "тянул" в ракетных войсках, где также учился — способного солдата дважды посылали на курсы в Харьков, а перед "дембелем" предложили стать кадровым военным. Но он выбрал "гражданку" и, сняв гимнастерку, поступил в ДВПИ. Еще будучи "студентом", перевелся на завод "Звезда", в ремонтно-монтажно-сдаточный цех. Когда получил диплом — назначили турбинным механиком, а через год — сдаточным механиком, отвечал за механическую часть ремонтируемых кораблей.

Сколько кораблей сдал Фомичев за 43 года, он не скажет — много! Как и не ответит — какой заказ оказался самым сложным. Все. В этом весь он — минимум слов, максимум дела. Как результат его такого отношения, в рамках межгосударственных соглашений с США по ограничению стратегических вооружений была обеспечена постоянная техническая готовность плавбазы ПМ-74. А во время сдачи большого подводного ракетного крейсера стратегического назначения "Святой Георгий Победоносец" он нашел новые решения, которые расширили технические возможности, увеличили надежность и живучесть подводного корабля.

Экономический эффект от внедрения мероприятий, предложенных Фомичевым, составил около 500 млн руб.

В трудовой книжке Александра Фомичева — 22 записи о наградах и поощрениях. И за каждой — отдельная история, наполненная настоящим трудовым энтузиазмом. Его карьера начиналась с переоборудования под экскурсионный экспонат той субмарины, что установлена на набережной во Владивостоке (С-56). А всего в трудовой биографии Фомичева более 20 подводных лодок — от дизельных до атомных 3-го поколения. Своими успехами, достигнутыми на входящем в ПРО СМР дальневосточном заводе "Звезда", ветеран труда может гордиться по праву. Он "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации", кавалер медалей "Ветеран труда", "25 лет гарантийному авторскому надзору", "300 лет Российскому флоту" и других наград.

Андрей ЯРЦЕВ, ОАО ААК "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина

Если кого-то "квартирный вопрос" и испортил, то для Андрея Савельевича Ярцева он стал судьбоносным. Поскольку именно из-за квартиры молодой выпускник Иркутского политехнического института 22 года назад приехал в Арсеньев. Где и остался, став сначала мастером в цехе стапельной оснастки, а затем и начальником производства, пройдя все ступени карьерной лестницы, не пропуская ни одной, получая за свой труд Почетные грамоты и поощрения. И как логический итог, "за многолетний безупречный труд, личный вклад в развитие авиационной промышленности" Андрей Савельевич удостоен звания "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации".

Он признается — жизнь без авиации не представлял. Увы, летать самому не получилось — в летное училище не прошел по зрению. Зато очень хорошо получилось строить летательные аппараты. Будучи студентом факультета самолетостроения Иркутского политехнического института, вместе с приятелем рассчитал и сконструировал планер "Сталкер". Проект получился удачным, и молодой инженер получил право выбора при распределении. И вот тут-то пресловутый "квартирный вопрос" сыграл главную роль — Ярцев выбрал  Приморье.

В те времена поощрялись любые предложения и усовершенствования. И Андрей Ярцев с творческим подходом оказывается в родной стихии — по его расчетам внедряются современные методы упрочнения режущего инструмента и электроэрозиционное упрочнение на установках "Альфа" и " Элитрон". Тогда только на химико-технических методах упрочнения инструмента удалось сэкономить свыше 100 тысяч рублей.

В период наращивания темпов производства и освоения вертолета Ка-52 Ярцев работает в плазово-шаблонном цехе, возглавляет службу подготовки производства. Суть его работы сможет понять только профессионал: "Мы тогда отрабатывали изготовление лонжеронов лопастей несущего винта, лонжеронов стреловидных законцовок вертолета КА-52 и общей сборкой лопастей. Перед нами стояла задача в кратчайшие сроки разработать и запустить в серийное производство техпроцессы и техническую оснастку. Тогда было изготовлено 12 комплектов образцов, которые проходили испытания на усталостную прочность. Параллельно были изготовлены две лопасти, на которых проводили контрольную разрезку, определялись погонно— массовые характеристики", — рассказывает Андрей Савельевич.

Но этого Ярцеву показалось мало, и он из подготовительного производства ушел в основное. И дело здесь не только в карьерном росте. Важнее другое — когда он прошел все ступени, узнал и понял весь процесс производства, в подготовительном ему стало неинтересно. А Ярцев убежден, что "наибольшая отдача от работника тогда, когда есть какая-то изюминка в работе, когда приходится искать ответы на какие-то вопросы, решать заковыристые задачки".

Владимир КОВТУН, ОАО "Дальневосточный завод "Звезда"

Профессионализм и сдержанность — вот две черты, которые отмечают особо коллеги в характере Владимира Михайловича Ковтуна, заслуженного ветерана труда завода "Звезда", надежного представителя ПРО СМР,

Невозмутимый внешне, Владимир Михайлович никогда не настаивает на своем предложении, прекрасно понимая, что рано или поздно станет ясно — именно оно единственно верное. На его участке самое сложное оборудование: паротурбинные установки и насосы, что его нисколько не пугает. Эта его уверенность в собственных силах придает ему дополнительный авторитет, что сказывается и на объеме работ — как первоклассного специалиста Ковтуна постоянно привлекают к работам на других предприятиях судоремонта и судостроения в Комсомольске-на-Амуре, на Камчатке.

Владимир Михайлович — чистой воды производственник. И таким был всегда. Еще учась в ДВПИ, уже имел серьезные разработки. А когда после окончания института и демобилизации пришел на "Звезду", очень быстро, буквально через два года, был удостоен звания "Лучший рационализатор".

Перестройка, "выкосившая" ряды заводчан, не затронула самых стойких. Именно они, после того, как на завод пришел госзаказ, восстанавливали коллектив. Ковтун с коллегами по работе встречались буквально с каждым из покинувших предприятие, убеждая вернуться. И, несмотря на то, что привлекать особо было нечем, смогли восстановить сдаточную команду в прежнем "золотом" составе, образца 1980 года.

Сам Владимир Михайлович главным во взаимоотношениях с людьми, особенно на производстве, считает ответственность. Бесконечно преданный делу, он уже 35 лет работает в одном цехе. И не желает большего — карьерная лестница его не влечет. Хотя о таком руководителе можно только мечтать: спокоен, образован, опытен. Даже и пожаловаться-то на него не получится — ну, не на что. Ни одного грубого слова от него никто не слышал. Ведь Ковтун если и говорит, то исключительно по делу. И всегда предложения его точны и разумны.

Вероятно, все это от характера: Владимир Ковтун из интеллигентной семьи учителей. Отсюда и достоинство, и стремление учиться, и гордость за своих учеников и коллег. Он рад, что его окружают хорошие люди, и огорчается тому, что все они уже пенсионеры. А вот заменить-то их пока и некем — молодых не хватает.
Таких бескорыстных работяг, как Владимир Ковтун, — мало. А такие, как он, специалисты, вообще на вес золота. У него авторитет, признание — и не только на родном заводе. Доказательство тому — четыре знака "Победитель соцсоревнования", два из них — Минсудпрома. Почетные грамоты Минсудпрома, Роспрома, Министерства промышленности и торговли. Ветеран труда, заслуженный ветеран труда завода, кавалер медали "100 лет подводному флоту России", старший мастер Дальневосточного завода "Звезда" Владимир Михайлович Ковтун удостоен высокого звания "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации".

«Прогресс Приморья», № 49 (211) от 13.12.2012 г.

Вадим Лавров. При подготовке материала использован архив редакции газеты "Прогресс Приморья"

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно