Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
10 января, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Человек на своем месте

Члену Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, руководителю образовательных программ "Технология машиностроения" и "Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств" Дальневосточного федерального университета Анатолию Гавриловичу Боровику 1 января исполнилось 70 лет.

В настоящий момент Анатолий Боровик является заместителем начальника учебно-методического управления Инженерной школы ДВФУ, ведет профилирующие дисциплины специальности "Технология машиностроения", проводит научно-исследовательскую работу. Им опубликовано 89 научных и методических работ, в том числе 4 учебных пособия, одно из которых имеет гриф Министерства образования и науки РФ. Анатолий Боровик разработал учебно-методические комплексы по дисциплинам "Основы технологии машиностроения", "Проектирование технологической оснастки", "Технология производства и ремонт машин и механизмов", "История методологии науки и производства в машиностроении", "История отрасли". Вся его деятельность связана с подготовкой инженеров по специальности "Технология машиностроения".

Анатолий Боровик — лауреат премии имени профессора В.М. Мендрина(2002 г.) за подготовку учебного пособия "Технология сборки изделий машиностроения". Он награжден медалью "Ветеран труда", знаком "За отличные успехи в работе", знаком "Почетный работник высшего профессионального образования России". В 2010 году Анатолию Гавриловичу присвоено звание "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации".

И главное — вся его судьба и трудовая биография в равной степени связана как с замечательным городом Владивостоком, так и с ДВПИ, который затем стал ДВГТУ, а сегодня — Инженерной школой, которая входит в состав Дальневосточного федерального университета.

Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России выражает признательность Анатолию Гавриловичу за его вклад в подготовку кадров для предприятий машиностроительной отрасли, за поддержку всех начинаний Союза машиностроителей РФ.

Благодарит за тесное сотрудничество и взаимодействие со всеми машиностроительными предприятиями края и Приморским региональным отделением СоюзМаш России. Желает здоровья, счастья и долгих лет жизни!

Сегодня Анатолий Гаврилович Боровик — гость нашего выпуска, и мы обратились к нему с несколькими интересующими нас вопросами.

— Где вы родились, из каких вы мест?

— Я родился на Камчатке, в рабочем поселке Ключи, там закончил школу.

В 1960 году приехал во Владивосток и начал работу учеником токаря, а затем токарем на заводе №60. Поступил в ДВПИ на механический факультет и окончил в 1968 году по специальности "Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты". После окончания института был призван в армию лейтенантом и служил командиром стартового взвода дивизиона ПВО.

После окончания института всех выпускников военных кафедр призывали на службу в армию. И для меня армия стала хорошей школой жизни. Я участвовал в войсковых учениях "Океан", учебных стрельбах на полигоне "Ашалук". По окончании службы в 1970 году вернулся на кафедру "Технология машиностроения". И с тех пор без перерыва работаю на этой кафедре.

Я очень благодарен, что судьба меня свела с такими учителями как Владимир Иванович Комиссаров, Владимир Игнатьевич Леонтьев, Владимир Георгиевич Старостин. Я в аспирантуру поступал здесь же, во Владивостоке, к В.И. Комиссарову, а диссертацию писал при консультировании В.Г. Старостина. Защита проходила в Челябинске, оппонентом у меня был видный деятель науки технологии машиностроения Советского Союза В.С. Корсаков.

— У вас должно быть много учеников, сделавших успешную карьеру в области машиностроения?

— Давайте определимся, что означает "ученик". Подготовка инженера — это комплексный труд очень большого количества преподавателей. Выпускник за 5 лет обучения проходит через руки более чем пятидесяти преподавателей, поэтому он продукт усилий многих людей, работающих в институте и вложивших свои профессиональные навыки и труд в будущего специалиста.

В 1985 году я был избран деканом механического факультета и работал в этой должности по 2008 год — 20 с лишним лет. Это очень большой срок, конечно, через мои руки прошли тысячи студентов. Выпускники кафедры Технологии машиностроения — основа инженерного корпуса машиностроителей предприятий Приморского края. Наши выпускники руководят многими предприятиями не только в Приморском крае, но и в других регионах Дальнего Востока, работают главными специалистами в отделах и производственных цехах.

А успешных выпускников за более чем 40 лет моего педагогического стажа — сотни. Последние примеры — генеральный директор ОАО "Дальприбор" Р.В. Титков, генеральный директор ОАО "Изумруд" Г.Н. Якухный, заместитель директора ОАО "Изумруд" А.П. Луценко, заместитель генерального директора ДЦСС Ю.А. Фильченок, главный технолог ООО "Дальприбор" С.В. Мякишев, начальник технологического отдела ООО "Варяг" А.В. Севрюгин, директор Арсеньевского филиала ДВФУ Ю.А. Огнев и многие другие.
Кафедра Технологии машиностроения всегда вела совместную работу с предприятиями "Варяг", "Изумруд", "Дальприбор", "Прогресс", "Аскольд" по подготовке специалистов-машиностроителей. На днях в инженерной школе мы проводили Круглый стол с машиностроителями, обсуждали вопросы взаимодействия по подготовке кадров, выясняли потребности предприятий в специалистах и их профильной специализации. Между нами установлено профессиональное взаимодействие.

— В приоритете ли сегодня профессия машиностроителя?

— Раньше профессия инженера-машиностроителя была востребована. Сейчас эта специальность пользуется меньшей популярностью. Профессия потеряла престижность. В 1970 г. на специальность "Технология машиностроения" 175 человек набирали. Вы только вдумайтесь! 175 человек обучались на первом курсе, и человек 15 — 20 ходили в кандидатах, которых зачисляли на место отчисленных.

А сейчас всего 25 человек на первый курс набираем, и количество студентов сокращается от семестра к семестру.

Конечно, профессия инженера-механика очень востребована на предприятиях. Особенно сейчас, когда в Приморском крае создаются новые производства (например, Судостроительная верфь в г. Большой Камень, Авиационный завод в г. Арсеньеве), развиваются машиностроительные программы Приморских приборостроительных заводов и так далее.

При подготовке специалистов мы стараемся максимально приблизить программу обучения к производственным потребностям.

Начиная с третьего курса, мы определяем своих студентов на заводы, где они проходят практику и осваивают азы производства. Многие из них после получения диплома возвращаются на предприятия и продолжают работу. В свое время мы здорово помогли "Варягу", когда на заводе были проблемы с операторами станков с ЧПУ. Студентов четвертого курса мы трудоустроили на "Варяг", они там работали в свободное от учебы время и остались там же после окончания ВУЗа. В одном лице они были и программистами, и технологами, и наладчиками, и операторами. Эту практику подготовки специалистов мы будем расширять.

— Насколько сегодня сложнее работать на современном оборудовании и использовать новые технологии?

— Безусловно, за последние годы появилось высопроизводительное оборудование, обеспечивающее существенное снижение затрат на производство. Технологии и возможности оборудования за это время значительно шагнули вперед.

Естественно, работать на таких станках должны высоквалифицированные специалисты. Поэтому свою задачу мы видим в подготовке инженерных кадров, способных эффективно использовать все возможности этого оборудования.

Сейчас в Инженерной школе ДВФУ машиностроению обеспечивается приоритетное развитие. Больше ста миллионов рублей ректорат ДВФУ выделяет на покупку нового оборудования. Мы приобретаем на них пятикоординатные станки с ЧПУ. Предполагается на этих станках вести подготовку всех категорий работников: технологов, наладчиков, операторов. Мы предполагаем вести также переподготовку специалистов предприятий для освоения новых технологий.

— Как развиваются связи с другими университетами?

— Инженерная школа как представитель ДВФУ входит в Ассоциацию технических университетов России. Из российских университетов у нас тесные связи, в первую очередь, с МГТУ имени Баумана. Мы входим в учебно-методическое объединение и выполняем совместные научно-исследовательские работы. Планируем совместные издания учебной литературы. Взаимодействуем также с Московским государственным технологическим университетом (Станкин), Хабаровским Тихоокеанским государственным университетом, Комсомольским-на-Амуре государственным техническим университетом. У нас своего диссертационного Совета нет, и два наших молодых специалиста защитили свои диссертации в Комсомольске-на-Амуре.

В ДВФУ сейчас развивается программа подготовки кадров для Дальневосточного центра судостроения и судоремонта. Квалифицированные инженеры-машиностроители востребованы и в судостроении. Заведующий кафедрой Технологии промышленного производства Константин Витальевич Змеу в рамках этой программы посетил Германию в составе делегации Инженерной школы, где знакомился с технологиями подготовки кадров. Совместно с немецкой фирмой планируется открытие центра современного металлообрабатывающего оборудования. На нем будем готовить персонал, и через нас это оборудование будет распространяться. Появились дополнительные возможности для совершенствования системы подготовки современных специалистов.

— Много ли молодежи в вашей команде?

— Одна из основных проблем в подготовке инженеров-машиностроителей — преклонный возраст преподавателей. Поэтому в последние годы мы приняли все меры, чтобы привлечь молодежь. Знаете, это нам немного удалось. В последние годы на кафедру пришла молодежь. Прежде всего, это Павел Лисичкин — квалифицированный специалист в области информационных технологий в машиностроении. Он по Президентской программе при Администрации Приморского края проходит повышение квалификации. Дмитрий Ефремов, выпускник 2012 г., поступил в аспирантуру кафедры, привлекаем его к проведению занятий. Пришел на преподавательскую работу Игорь Гребенюк, выпускник нашей кафедры 2004 г. Они нам дают надежду на то, что замена старшему поколению есть.

— Какова роль науки в вашей работе?

— Под руководством В.И. Комиссарова и В.Г. Старостина на кафедре работала команда единомышленников: В.А. Башутский, В.И. Леонтьев, В.В. Юшкевич, В.Е. Лелюхин, Ю.П. Яценко, Б.В. Леонтьев и другие. Мы разрабатывали методы проектирования, модели обеспечения параметров точности, производительности механической обработки и т.д. Я занимался исследованиями по автоматизации проектирования технологических процессов. Было о чем рассказать коллегам на Всесоюзных конференциях, которые мы проводили во Владивостоке.

Наши первые шаги в области автоматизации технологической подготовки производства не пропали даром, ведь на основе новых полученных знаний мы учили студентов, внедряли интересующие предприятия разработки в производство. Кроме того, выход на другие научные коллективы позволил нашим преподавателям использовать в своей деятельности результаты научной работы других научных школ.

Сейчас приоритеты в научных разработках изменились в связи с тем, что предприятия оснащаются системами автоматизированной подготовки производства, оборудованием с автоматическим обеспечением требуемых параметров деталей. Сейчас и наши приоритеты меняются. На кафедре создано предприятие "Инновационные технологии в машиностроении", которое занимается задачами совершенствования организации машиностроительного производства. Руководит им Владимир Егорович Лелюхин.

Круг моих научных интересов также расширился. Мой товарищ Николай Павлович Шапкин, зав. кафедрой неорганической химии нашего университета, разрабатывает новые технологии очистки промышленных стоков. Для реализации этих технологий ему нужны промышленные установки. Я подключился к этой теме, и в результате нашей совместной работы ряд технологий был внедрен на предприятиях.

— Не жалеете, что с Владивостоком связали всю свою жизнь?

— Нет. Владивосток мне очень нравится, я здесь с 60-го года. Этот город комфортный для моей семьи, а это две дочери, я и супруга. Жена — известный в крае врач. Дети закончили ДВГУ, одна дочь работает в Москве, другая — во Владивостоке. Есть внуки — мальчик и девочка. Внук заканчивает 5-й курс МГТУ имени Баумана и работает там же в лаборатории, с которой наша кафедра тоже взаимодействует. Зять закончил факультет радиоэлектроники и приборостроения ДВПИ и успешно работает в Москве.

— Что Вам позволяет поддерживать хорошую форму?

— Я не только живу в комфортном городе, но и работаю в команде единомышленников, и благодарен тем людям, с которыми работаю. Особенно на кафедре. Их самоотверженный труд приносит свои плоды. Кроме ранее названных, это Владимир Александрович Горлачев, Нина Тихоновна Морозова, Елена Анатольевна Данькова, Анжелика Николаевна Леонтьева, Татьяна Владимировна Антоненкова. И особенно хочу отметить Бориса Владимировича Леонтьева — квалифицированнейшего преподавателя, много делающего для подготовки востребованных специалистов.

Всю свою молодость и студенческие годы я понимал, что физическая культура очень важна. Занимался в различных секциях: волейбол, баскетбол, шахматы, настольный теннис. Участвовал в спартакиадах, а они были каждый год. Было очень интересно! Я турист, и в молодости был чемпионом Приморского края по туристическому многоборью. Все это позволяет и сейчас выносить немалые нагрузки: кроме работы в учебно-методическом управлении продолжаю работать на кафедре, руковожу двумя образовательными программами, веду учебную нагрузку по программам специалистов и магистрантов. Загруженность большая, но я пока справляюсь.

— И, традиционно, ваши пожелания коллегам и студентам в Новом году?

— Я желаю, чтобы надежды, которые питают наших машиностроителей, в ближайшем будущем оправдались. Предпосылки к этому есть, потому что все устойчивее становится понимание, что от машиностроения зависит будущее государства.  А нашим выпускникам хочу сказать, что именно от них зависит будущее машиностроения. От каждого персонально.  Прежде всего, наш студент должен быть человеком, убежденным в правильности выбора своей профессии. Если даже что-то не всегда получается, или подготовка в вузе была не очень хорошей, то при желании все можно исправить. Мы всегда поможем. Я думаю, что к нам человек должен идти с желанием, и тогда из него получится отличный специалист.

— Благодарю за интересное интервью и — с юбилеем!

— Спасибо.

«Прогресс Приморья», № 1 (213) от 10.01.2013 г.

Беседовала Светлана Светлая

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно