Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
21 февраля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

На заводе по имени "Звезда"

О Дальневосточном заводе "Звезда", входящем в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, газета "Прогресс Приморья" писала неоднократно. Благо, поводов для того хватало — тут и спорт, и новые планы развития, и ряд других мероприятий, которые проходили на "большекаменской" территории, или участие работников "Звезды" в тех мероприятиях, которые проходили по инициативе ПРО СМР.

Повод вспомнить завод в очередной раз появился 14 февраля. На ДВЗ "Звезда" состоялся важный визит министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева. Его сопровождали первый вице-губернатор Приморского края Александр Костенко и вице-губернатор Владимир Балан.

Здесь нелишне будет напомнить, что Дальневосточный завод "Звезда" — ведущее предприятие по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота и единственное на Дальнем Востоке специализирующееся на ремонте, переоборудованию и модернизации кораблей атомных подводных ракетоносцев. О том, насколько серьезное значение придается "Звезде", говорит тот факт, что проект по модернизации предприятия находится на контроле у президента России. И потому не удивительно, что "государево око" в Дальневосточном федеральном округе проявляет повышенный интерес к большекаменскому заводу. Впрочем, по словам самого Виктора Ивановича, свою задачу как министра по развитию Дальнего Востока и представителя президента он видит "не только в том, чтобы контролировать ход работ, но и помогать в решении возникающих проблем".

Свой визит Виктор Ишаев начал с посещения строительной площадки судостроительного комплекса "Звезда", где осмотрел строительство корпуса обрабатывающих устройств. Заместитель генерального директора ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (ДЦСС) Юрий Фильченок доложил, что идет строительство первого этапа, возводится блок корпусообрабатывающих производств и окрасочных камер. Площадь задействованного участка — более 13 гектаров. По уверению заместителя генерального директора, "производство заработает уже в этом году, и после ввода в строй первой очереди завод сможет изготавливать судовые конструкции весом до 300 тонн и суда спусковым весом до 13 тысяч тонн".

Затем министр России по развитию Дальнего Востока в сопровождении первых лиц края отправился непосредственно на завод "Звезда", где посетил эллинг, в котором уже ведется строительство двух судов-бонопостановщиков. Помимо них здесь же ведутся работы по строительству танкера ледового класса для "Роснефти". Последний сможет перевозить четыре вида нефтепродуктов и снабжать ими поселки, находящиеся на побережье Охотского моря.

В ходе визита неоднократно подчеркивалось, что строительство верфи — значимый инвестиционный проект для Приморского края. В перспективе судостроительный комплекс "Звезда" будет готов развернуть строительство танкеров водоизмещением до 350 тысяч тонн, газовозов, других судов ледового класса и нефтяных морских платформ. Новый комплекс "Звезда" станет самым мощным в судостроительном кластере России. Кратко суть этих задач сам полпред и министр по развитию Дальнего Востока сформулировал так: "Весь флот, который имеется на Дальнем Востоке, должен обслуживаться у нас. Мы должны заниматься и профилактикой, и судостроением".

На приоритетное направление — развитие судостроения в стране — правительство готово выделить более 27 миллиардов рублей. Часть средств пойдет и в приморский город Большой Камень. Грамотное и эффективное освоение их позволит не только основательно потеснить конкурентов, но и создаст новые рабочие места. Но это в будущем. Пока же "на пятки" дальневосточного судостроения наступают северные верфи страны. И, конечно, международные концерны, с которыми большекаменцы собираются не только конкурировать, но и…сотрудничать. В частности, в комплексе "Звезда" планируют перенимать опыт у корейских компаний. А работать — на немецком и голландском оборудовании.

Об этом и многом другом шел разговор на совещании, проведенном полпредом после осмотра производства. Так, в частности, серьезно обсуждались состояние и перспективы судостроительных и судоремонтных заводов, расположенных на Дальнем Востоке. Затронута была и тема выполнения гособоронзаказа. "Мы обязаны сохранить на Дальнем Востоке атомное судостроение и судоремонт", — подчеркнул Виктор Ишаев.

В заключение на брифинге для журналистов Виктор Ишаев отметил, что судостроение в Большом Камне необходимо сохранять и развивать, в том числе и в целях обороноспособности Тихоокеанского флота России. Главной сложностью стройки Виктор Иванович назвал ее финансирование. "Если в прошлом году на строительство планировалось выделить 19 млрд руб., то по итогам проведенной экспертизы будет выделено 11 млрд руб. В 2012 году на строительстве освоено 8 млрд руб. — это не так мало, но и не так много. Поэтому наша задача сегодня — поддержать стройку, решить проблемы с финансированием различными структурами". Министр по развитию Дальнего Востока убежден в том, что "в дальнейшем на заводе необходимо строить крупный стапель, чтобы увеличить тоннаж судов и расширить линейку продукции".

Судостроительный комплекс "Звезда" строится в четыре очереди. Проект будет полностью реализован к 2020 году. Планируется, что к этому времени верфь будет выпускать танкеры водоизмещением 350 тыс. т, газовозы, суда ледового класса, специальные суда и элементы морских платформ. Планируется, что уже в начале будущего года здесь приступят к строительству траулеров для дальневосточных рыбаков.

ЗАКС в ЗАТО

В продолжение темы развития большекаменского судостроительного предприятия нельзя не упомянуть о посещении завода "Звезда" представительной делегации депутатов Законодательного Собрания Приморского края. Впрочем, говорить о продолжении не совсем корректно, поскольку "депутатский десант" высадился в Большом Камне за два дня до приезда министра развития Дальнего Востока. Но темы, что поднимались в ходе визита "законодателей", схожи. Только в отличие от глобальных и масштабных категорий, коими оперировал Виктор Ишаев, особый интерес депутаты ЗАКСа проявили к проекту создания центра профессиональной подготовки судостроителей для Приморского края.

Как подчеркнул в своем выступлении перед депутатами генеральный директор ОАО "ДЦСС" Игорь Борбот, средний возраст сотрудников предприятий составляет 46 лет. В ближайшие десять лет более половины работников достигнут пенсионного возраста. Проблема восполнения рабочих коллективов приобретает опасную остроту. Да что там — уже приобрела: как отметил руководитель ДЦСС, сегодня на предприятиях с трудом находят квалифицированных рабочих, собирают классных мастеровых буквально поштучно со всей страны, приглашают и бывших соотечественников — украинцев (и русских) с верфей Николаевска. Но привлечение иностранной рабочей силы, пусть хоть и из ближнего зарубежья, сопряжено не только с большими сложностями, но и очень затратно. А между тем судостроительный комплекс, возводящийся в Большом Камне на базе завода "Звезда", первая очередь которого должна быть введена в строй уже в 2013 году, требует привлечения около двух тысяч квалифицированных сотрудников, способных работать на новейшем оборудовании.

Причина такого положения известна. Во времена Советского Союза судостроительная и судоремонтная отрасли являлись ведущими на Дальнем Востоке. На предприятиях, входящих в нее, трудились десятки тысяч квалифицированных работников.
Но с развалом Союза и торжеством демократии от былого советского наследия как ненужного стали избавляться, апеллируя к рынку и его способности в конкурентной борьбе оставить все жизнеспособное и действительно необходимое. Так случилось, что судоремонт стал выгоден не свой, а зарубежный, хотя еще один из венценосцев предупреждал потомков, что у России есть лишь два настоящих союзника — ее армия и флот. Первыми от судоремонтной "обузы" в лице ВСРЗ избавились акционеры Дальневосточного пароходства. За ним последовал "номерной" 178 завод ВМФ, потом Владивостокский СРЗ, значительно потерял в площадях и акционировавшийся Дальзавод. Примерно такую же метаморфозу претерпели и профтехучилища, занявшиеся подготовкой кадров не для почившего судоремонта, а для сферы услуг и общепита.

Но если во Владивостоке кончину судоремонта люди как-то пережили, найдя занятость на стороне, то в Большом Камне завод был и остается градообразующим производством. Город появился и вырос благодаря заводу "Звезда", обеспечивающему ремонт атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. Военная реформа ничего особо хорошего предприятию, а значит, и горожанам, не обещала. Но с созданием Дальневосточного центра судостроения и судоремонта ситуация кардинально изменилась.

С 2011 года в Большом Камне Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, без остановки действующего производства на заводе, ведет строительство одной из самых современных верфей в России — судостроительного комплекса "Звезда". Здесь планируется наладить выпуск танкеров водоизмещением до 350 тысяч тонн, газовозы, суда ледового класса, специальные суда, отдельные элементы морских добывающих платформ. Чтобы не состязаться впустую с корабелами Японии и Южной Кореи, в качестве свободной ниши для производства выбран класс судов усиленной ледовой конструкции. Цеха уже возведены, скоро начнется установка современного оборудования на специальный противоударный пол, усиленный кремниевым покрытием. Но вот кто на тех станках в нем будет работать?

Кадровую смену для "Звезды", имеющую причастность к ПРО СМР, готовит Дальневосточный судостроительный колледж (бывшее 15-е профтехучилище края) — одно из старейших учебных заведений края профессионального образования. Как и отрасль, колледж переживал и годы подъема, и периоды спада. Как и на Дальзаводе, выпускавшем пельмени, здесь занимались не совсем профильным делом: обучали швейному производству, поварскому искусству. Сегодня это автономное образовательное учреждение, кулинария и по сей день сохранилась здесь, в том числе и как один из источников пополнения не очень большого бюджета. Но начало реализации проекта судостроительного комплекса на "Звезде" открыло перед колледжем новые, и весьма широкие перспективы.

Дальневосточный центр судостроения и судоремонта кровно заинтересован в его развитии, здесь готовы вложить свои средства в переоборудование, приобретение учебной техники, ремонт. Цена вопроса — один миллиард рублей (в этом году — порядка 320-350 миллионов), ДЦСС хоть и не бедная организация, но осилить такие суммы не сможет, поэтому предлагает краю принять участие в софинансировании проекта, реализация которого позволит решить массу задач. И не только производственного направления. Об одной из них на встрече депутатов с представителями ДЦСС рассказал глава городского округа ЗАТО Большой Камень Дмитрий Чернявский. По мнению мэра, "развитие градообразующего предприятия, привлечение новых — молодых — рабочих рук благотворно скажется и на городе, на его благосостоянии, позволит увеличить народонаселение с сегодняшних 40 тысяч до минимум 60".

Выгоды для колледжа, предприятия, города, края — все, что называется, налицо. Депутаты смогли это прочувствовать еще больше, побывав сначала в учебном заведении, а после на заводе. В учебных мастерских зампредседателя комитета по экономической политике и собственности Дмитрий Новиков специально фотографировал станки 1955 года выпуска завода "Красный пролетарий". Вместо этого раритета ДЦСС приобрел для обучения будущих судостроителей новейшую технику германского производства, которая скоро появится у учащихся. А ребята из 251 группы уже с увлечением осваивают сварочное мастерство под контролем компьютера.

Представленный проект создания Центра профессиональной подготовки судостроителей для Приморского края депутаты, члены комитета по экономической политике и собственности поддержали. Вопрос о софинансировании проекта они вынесут на февральскую сессию Законодательного Собрания Приморского края.

«Прогресс Приморья», № 7 (219) от 21.02.2013 г.

Подготовил Артём Волохов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно