Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
14 марта, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

"Мы готовы, дело за предприятиями…"

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Приморский политехнический колледж" отметило недавно 60-летний юбилей. Об этом редакция газеты "Прогресс Приморья", учредителем которой является ПРО "Союз машиностроителей России", рассказывала на своих страницах. Учитывая актуальность подготовки специалистов технической направленности в современных условиях хозяйствования, редакция отмечает то, что сегодня это одно из немногих учебных заведений, которое готовит кадры для приморской промышленности. Тот факт, что выпускники колледжа не испытывают проблем с устройством на работу, убедительно доказывает — курс руководством ППК выбран правильный, а успех стал возможен благодаря долгой и кропотливой работе всего коллектива.

О положительном опыте в деле решения "кадрового вопроса" корреспондент "ПП" беседует с директором колледжа, Почетным строителем России, Почетным работником среднего профессионального образования, победителем Всероссийского конкурса "Директор-2002" среди средних специальных учебных заведений России в номинации "Директор-лидер в сохранении и развитии традиций среднего специального учебного заведения Госстроя", председателем Совета директоров ссузов Дальневосточного федерального округа Сергеем Бурнашевым.

— Сергей Павлович, история колледжа началась со строительного техникума. Но сегодня вы готовите и других специалистов. Изменили основам?

— Говорить о том, что мы из строительного техникума изменили профиль в ущерб строительству, нельзя. Мы просто стали политехническим, скорректировали профиль на тот, который востребован экономикой.

— Как это сказалось на результатах: помогло ли трудоустройству выпускников, "закрыло" ли вакансии на предприятиях?

— Вот в смычке с предприятиями сегодня возникли проблемы! В чем они заключаются. Раньше за каждым учебным заведением было закреплено предприятие, в частности, этот техникум готовил кадры для "Главвладивостокстроя", "Жилстроя-1", "Жилстроя-8", и всех ребят работодатели разбирали. Сегодня же мы в постоянных поисках партнеров. Притом, что их, партнеров, много, и все просят наших выпускников. Особенно строители, особенно в конце года (когда срочно нужно навести порядок на сдаваемом объекте). Но что они там будут делать? Если метлой махать — не дам! Предлагаем: "давайте заключать договор"! Никто не идет на такое. Вот это проблема. Сегодня связки "предприятие — учебное заведение", по большому счету, нет.

— А в чем суть такого договора?

— Мы сегодня идем на то, чтобы заключать тройственные целевые контракты: учебное заведение — родители — предприятие. Такой контракт не связывает предприятие какими-то финансовыми обязательствами, платить ничего не нужно. Но дай ты ему место на практике (а их у нас много — учебная, технологическая, преддипломная), и он придет к тебе на работу! Но такие контакты работают очень редко.

Так, сегодня у нас имеется до 70% целевых контрактов, но это — чистая формальность. Притом, что целевой контракт позволяет платить стипендию, даже если студент учится на "тройки". И все равно — не срабатывает!

Сегодня интересы экономик (региона, предприятия, организации) и нашего учебного заведения, как-то разошлись. Все прекрасно понимают, что развитие любого предприятия — в кадрах. Но, с одной стороны, мы и выпускаем немного — одна группа строителей, одна — архитекторов, всего 60 человек. И все это "размазывается" тонким слоем по всем предприятиям, и их просто не заметно.

— Но раньше-то справлялись?

— Раньше существовала очень понятная система. Когда, с одной стороны, был уровень начального профессионального образования (он закрывал прослойку по рабочим специальностям, и по численности это было около 25 тысяч, сегодня если наберется 7 тысяч — хорошо), с другой стороны, уже мы закрывали уровень техников, и они были востребованы, и с третьей стороны — все остальное закрывали инженеры.
В настоящее время получился перекос. Есть хороший показатель — численность студентов в учебных заведениях на десять тысяч человек населения. И по таким показателям в НПО должно быть 200 человек (реально — 80), в СПО — порядка 250 человек (у нас около двухсот), в вузе должно быть 170-180 (фактически — 550). И за счет этого перекоса, когда ребята мотивированно поступают в вуз и частью к нам, уровень начального профобразования оказался невостребованным. Еще и потому, что в 90-х был провал. Сейчас пытаются нагонять. Но сложно…

— А что сегодня является мотивацией для поступления в средние учебные заведения, в частности, в колледж?

— Чтобы мы не говорили, но в 15-летнем возрасте наша молодежь не мотивирована вообще! На поступление, продолжение, обучение, получение специальности… В идеале нужны профцентры (которые обязаны очень серьезно работать), и самое главное — родители. Мы потеряли родителей как союзников. Но сейчас и к ним приходит понимание того, что нужно делать. Ведь одно время они были заняты поиском собственной работы, стремились только к одному: заработать средства на жизнь. Детей они отправили в школу, а дальше куда пойдет — туда пойдет. Но так делать было нельзя!

Сейчас мы принимаем ребят, пришедших к нам на базе 9 классов. И тому есть ряд причин. Первая — 11-классники— ребята к нам не идут, потому что их забирают в армию практически сразу после поступления. И второе, зачем поступать к нам, если юноша легко сегодня поступит в вуз, поскольку бюджетных мест по промышленным и индустриальным специальностям там предостаточно. А вот поступая к нам, дети получают мотивацию только к третьему курсу. В процессе обучения на первом курсе идет ломка психологии: ребенок приходит из школы, понимает, что он студент, и что здесь заставляют учиться в два раза больше, чем в школе — ведь программа 10-11 классов укладывается в один год. Плюс промежуточные экзамены и зачеты, к которым он не привык.
К такой обстановке дети психологически, конечно же, не готовы. Им очень сложно, кто-то не выдерживает. Из опыта знаю: примерно четверть мы теряем на первом курсе. Сказать, что ребята необразованные, нельзя, напротив — они стали умнее. Правда, если в компьютере (который они знают очень хорошо) стоит не игрушка, а высшая математика, они могут потерять интерес.

— Хорошо, что является для них "запоздалой мотивацией", чем вы их заинтересовываете в процессе обучения?

— Тут есть два положительных момента. Во-первых, мы уже на протяжении десяти лет практикуем систему выдачи квалификации (как модно говорить, "компетенции"). Даем до трех-четырех рабочих подготовок. И вот это позволяет ребятам "зацепиться" в жизни. Тот же "техник-автомеханик" получает специальность "слесарь механосборочных работ", "токарь 2-3 разряда", "электросварщик", "эксперт автомототранспорта", "водитель автомобиля". Это все получает один ребенок! И он на выходе, кроме диплома, имеет три-четыре свидетельства о присвоении рабочей квалификации…

— Есть положительные примеры?

— Конечно. К примеру, встречаемся с руководством "Тойота-центр", они говорят, что есть сложности с кадрами. И не просто кадры, а очень квалифицированные специалисты. Они есть. Однако такой специалист нынче требует зарплату 70 тысяч рублей. Ему нужно и ипотеку взять, и хорошо поесть, и прилично одеться… Но "Тойота" не может платить такие деньги, ограничиваясь 35-40 тысячами. За такие деньги пойдут работать только мои выпускники, потому что у них есть интеллект, и они умеют работать руками. Понятно, что пока "сыроваты", но из них получатся хорошие специалисты. Те есть, всему свое время…

— Как распределяются ваши кадры? Вы же наверняка своих-то мониторите?

— Вот примерные цифры из опыта работы. Продолжают образование в высшей школе по дневной форме обучения процентов десять. Есть специальности (архитектура, бухучет), где высшее образование просто необходимо, чтобы двигаться дальше. Процентов двадцать ребят уходят в армию. А после службы устраиваются в ГИБДД, в специализированные подразделения и отделы. Остальные 50-55 процентов идут работать по специальности. Можно сказать, что они работают уже на старших курсах.

Порой приходит к нам работодатель и просит: "Дай специалистов", а у нас их нет! Все уже для себя что-то нашли. Напомню, мы не имеем права трудоустраивать. Раньше все же была система — человек получал направление и ехал на подготовленное для него рабочее место.

Плохо это или хорошо — отдельный разговор. Но сейчас-то такого нет. Наверное, стоило бы как-то законодательно закрепить все эти вопросы. К примеру, если учишься на "бюджете", будь добр год-два отработать. Но Конституция сегодня не определяет "ты пойдешь туда-то". Притом, по опыту знаю, что не все наши выпускники готовы найти работу самостоятельно. Хотя, когда просматриваешь результаты, видно — около 85% наших выпускников трудоустраиваются сами.

— Такая ситуация характерна только для того учебного заведения, которое вы возглавляете, или вообще? Это вопрос к вам как к чиновнику…

— Учебные заведения нашего уровня, среднего профессионального образования, они ведь все профильные. Предприятие "Дальэнерго" во владивостокском энерготехникуме не смогло найти специалиста — всего 14 выпускников, и все уже при деле. Причина проста: потому что мало готовят, недостаточно выпускников. Думается, правильно сделал губернатор, свозив многих руководителей в Калугу посмотреть, как там работают учебные центры. Есть там хороший учебный центр по подготовке специалистов по сборке автомобилей. Так вот, в создание этого центра было вложено 1,4 миллиарда рублей! В Центре 40 мастерских, 15 учебных классов, новейшие технологии и программы, оборудование и станки… А у нас на всю систему профтехобразования 500 миллионов рублей. И если вдруг миллион "упал" на ремонт или закупку оборудования — мы счастливы.

— Если бы такое финансирование было у вас, можно было бы радикально изменить ситуацию?

— В целом — нет, точечно — да. По какой-то отдельной отрасли, направлению вполне можно было бы что-то поменять. К примеру, в лесопереработке или строительстве можно было бы создать мощный центр подготовки. И люди бы туда пошли. Может, не массово, но количество поступающих точно бы увеличилось. Да, проблему сходу не решить. Но нужно наращивать темпы, нужно заставить систему работать.

— Есть положительные примеры того, что такое возможно?

— Республика Саха Якутия, совсем недалеко от нас. Вот у них налажена очень жесткая система. Там убеждены: каждый должен заниматься своим делом. У них есть два министерства — общего образования и профессионального образования. У нас один департамент занимается всем, начиная от детских садов и заканчивая наукой.

Там считают, что в системе профессионального образования не нужно заниматься общим образованием — это дело школ. В профессию пусть идут люди с образованием 11 классов. И каждый выпускник уже расписан — этот пойдет в ПТУ, тот — в СПО или техникум.
И у них учебные заведения не большие, таких гигантов на полторы тысячи, как у нас, там нет. Но каждый год одно-два новых учебных заведения они вводят в эксплуатацию. Значит, и новые общежития, и новые мастерские. А у нас каждый год или учебное заведение закрывают, или общежитие под чьи-то нужды передают.

— И все же, можно ли что-то изменить в Приморье в целом? Чтобы предприятия не метались в поисках специалистов?

— Как то разговариваем с директором "Варяга" (входит в состав ПРО СМР — В.Л.) Евгением Николаевичем Леоновым. Спрашиваю: "Сколько вам нужно токарей"? Он говорит: "На сегодня — хотя бы четыре". И вот тут дилемма: мы если набираем, то группу. А потом, что такое токарь?! Мы даем ему второй разряд, а директору, предположим, нужен токарь шестого разряда. А чтобы стать им, нужно шесть-семь лет отработать. Вот и проблема…
Снова и снова мы возвращаемся к тому, что нужна система. Учить-то начинаем с азов. В свое время в одиннадцатом училище мы готовили по пятьсот токарей, и всех завод поглощал. Да, кто-то уходил, переучивался, но все равно — создавалась база. Повторюсь — была система. Теперь же порой сами директора не знают, как они будут жить, чем будет заниматься завод в дальнейшем, не знают программу выпуска продукции. И значит, не могут рассчитать, какое количество специалистов им понадобится.
Получается, что в отсутствие системы каждый выживает, как умеет?

— Сколько времени понадобится для выстраивания системы?

— Пример Якутии показывает, что там четко понимают цели и задачи и имеют одно желание — сделать дело. Республика в состоянии решать многие вопросы и успешно их решает, мы же пока не можем. Нужно всего лишь четко поставить задачу — требуется столько-то строителей, механиков, сварщиков, и мы сможем ее выполнить. Поскольку я убежден в том, что такие учебные заведения нужны, они приносят пользу, их выпускники по жизни шагают твердо и уверенно. Но самое главное — чтобы у предприятий была перспектива. Они после длительного вынужденного простоя встают на ноги. И когда там определятся, какие специалисты там нужны и сколько, только тогда появится какая-то смычка.

— Можно ли говорить о все возрастающем авторитете СПО?

— Конечно. СПО всегда было авторитетным и осталось таковым. Начальное профобразование, конечно, многое потеряло. И потеряло в тот период, когда этими учебными заведениями просто перестали заниматься. В Приморье было шестьдесят учебных заведений, на сегодня их меньше тридцати.

Сегодня в какой-то степени подвели черту под НПО — законом об образовании. НПО сегодня нет, его уровень ликвидирован. Оно вошло в уровень СПО и называется "профессиональная подготовка".

Правильно это или нет? Думаю, что правильно. Жалко, конечно, что мы теряем этот уровень — у нас были очень сильные профтехучилища, и для предприятий они делали очень много. В том числе и для тех, которые выполняют оборонный заказ и входят в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.

Но просто так поднять сегодня авторитет ПТУ — просто невозможно, никто не пойдет. А вот когда родители отправляют ребенка в колледж, у них возникает некое спокойствие — все же колледж! Ведь ребенок получит здесь не только профессиональную подготовку, но и общее образование, чего НПО было лишено. Так что все, о чем говорилось выше, и получение компетенций может обеспечить этому начинанию неплохие перспективы.

И самое главное, что в своих учебных заведениях руководители получили возможность вести подготовку по программе среднего профессионального образования. С одной стороны, может быть, снизится уровень среднего образования, но если серьезно этим заняться — может очень хорошо получиться. Размыв границы среднего и начального образования, ликвидировав последнее, мы можем сохранить профессиональную подготовку в целом.

«Прогресс Приморья», № 10 (222) от 14.03.2013 г.

Вадим Лавров

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно