Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
11 апреля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Проблемы развития промышленных предприятий обсудили во Владивостоке

Скажем сразу, что все вместе руководители предприятий оборонной промышленности Приморского края собираются не часто. Но на этот раз от приглашения практически никто не отказался, потому что повод оказался весьма и весьма значимый, ибо конференция на тему "Проблемы развития промышленных предприятий Приморского края и пути их решения", что прошла 3 апреля в конференц-зале отеля "Русь", должна была стать площадкой для обсуждения назревших проблем.

На деле собрание серьезно болеющих за свое дело людей вылилось в живой, местами даже напряженный разговор, суть которого можно было бы определить коротким, но извечно русским вопросом: "что делать"?

Пролог

Правда, на этот раз речь не шла о глобальных преобразованиях и масштабных трансформациях. Все проще и одновременно сложней. Приморские предприятия, в массе своей "заточенные" на производство продукции оборонного значения, по-прежнему неуютно чувствуют себя в экономике "мирного времени". Отсюда и все проблемы. Потому что, если не лукавить, существуют они, дают работу людям и выплачивают налоги лишь до того момента, пока есть государственный оборонный заказ (ГОЗ). И беспокоиться, вроде как, пока не нужно, планы на "оборонку" утверждены до 2020 года. Но что потом? Да и как жить сейчас, в тех непростых экономических условиях, что сложились в Приморье? Об этом и шел разговор директоров заводов, руководителей предприятий и представителей администрации края. В общем, всех тех, кто кровно заинтересован в том, чтобы приморская промышленность поднялась. Если не с колен, то хотя бы на другой, не столь зависимый от ГОЗ уровень.

Собственно, с этого и начал председательствующий на конференции депутат Законодательного Собрания Приморского края, управляющий директор Арсеньевской авиационной компании "Прогресс", председатель Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Юрий Денисенко. Открывая собрание, он сказал:

"Сегодня ситуация в регионе стоит очень остро с точки зрения развития промышленного сектора и экономики Приморского края. Как вы знаете, уже была презентована "Программа социально-экономического развития Приморского края" до 2017 года. На сегодняшнем заседании комитета по экономической политике мы рассмотрели проект закона об инновационной деятельности на территории Приморского края. Главное в этом законе состоит в том, что вводится раздел по государственной поддержке инновационной деятельности в ПК. И цель нашей конференции — проблема развития промышленных предприятий ПК и пути их решения. Всех нас интересует — где и на каком этапе мы (промышленный сектор) находимся в экономике Приморья".

Ответить на этот вопрос было предложено вип-гостю, и.о. директора департамента промышленности и транспорта Приморского края Ивану Тирских. Он для наглядности нарисовал достаточно полную картину экономического состояния края, в которой роль промышленности прописана недвусмысленно. Ведь, как показывают сухие цифры статистики, именно промышленные предприятия Приморья являются главными плательщиками в бюджет и важнейшим сдерживающим фактором социальной напряженности. Если в двух словах, то итоги работы предприятий машиностроительного комплекса в 2012 году, со слов чиновника департамента администрации ПК, выглядят следующим образом.

Промышленность в цифрах

Наиболее продвинутыми областями экономики края (объем отгружаемой продукции в 2012 году составил более 90 млрд рублей) — это предприятия горной металлургии, легкой промышленности, машиностроения, производства транспортных средств, машинного оборудования и электрооборудования. На протяжении ряда лет в отрасли машиностроения и металлообработки края наблюдается стабильный рост производства. Объем отгруженной продукции в 2012 году превысил 75,5 млрд рублей, что составило 144% к продукции, отгруженной в 2011 г.

Доля машиностроительных отраслей в общем объеме промышленности края составила 36,9% (для сравнения, пищевая — 38,4%). По оценке экономистов, предприятия промышленного комплекса края в 2012 году произвели 14% валового регионального продукта края и обеспечили работой 16% населения, занятого в экономике края. В свою очередь, доля предприятий ОПК в общем объеме производства (составлявшая в этом секторе традиционно 82%), в 2012 году достигла отметки в 95%. В том числе объемы судостроения и судоремонта — 28%.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года среднемесячная заработная плата в металлообрабатывающих отраслях увеличилась на 15,2% и составила 27,8 тысяч рублей в месяц (в судоремонте — 29,5 тыс. руб.). Численность работающих в курируемых отраслях промышленности превысила 46 тысяч человек. В том числе в машиностроении 33 тысячи человек. Общая сумма собранных в крае налогов составила почти 70,5 млрд рублей. В том числе в обрабатывающем производстве более 9,8 млрд рублей. В сфере машиностроения и металлообработки общая сумма налогов за 2012 год составила 4,5 млрд рублей. Рост объема налоговых платежей, перечисленных во все уровни бюджета, составил 7%. Удержать ситуацию и даже увеличить рост показателей в 2012 году, по мнению чиновников администрации, удалось за счет роста объемов под госзаказ и активного участия наших предприятий в крупных инвестиционных проектах на территории края (в том числе объектов саммита АТЭС).

"Необходимо признать, что хорошие темпы роста отличаются в новом для нас виде деятельности (автосборочное производство), — продолжил Иван Тирских. — Годовая программа сборки автомобилей в 2012 году превысила 35 тысяч единиц, выручка выросла почти на 25%. Развитие военного судоремонта обеспечивается возрастающим финансированием из средств федерального бюджета. Так, работы по выполнению ГОЗ в 2013 году объем финансирования увеличат более чем в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом".

Иван Евдокимович не скрывает, что сегодня в Приморье очень непростая ситуация в судоремонтном секторе, осложняемая "перекосом в концентрации производительных сил на рынке судоремонта после создания ОАО "ДЦСС". В состав которого, как известно, были интегрированы основные судоремонтные предприятия края: "Дальзавод", "Звезда" (входит в состав ПРО СМР) и другие.

"Монополизация рынка судоремонта значительно усилилась после получения ОАО "ДВСЗ "Звезда" статуса головного исполнителя ГОЗ, — признает Иван Евдокимович. — Наряду с положительными сторонами применения института головного исполнителя в существующем виде практика выявила и ряд негативных сторон. Как правило, это сопутствующая монополизация рынка. Невысокая стоимость работ (норма/час), по сравнению с коммерческим судоремонтом, и проявления корпоративного эгоизма привели к резкому ухудшению положения и ряду банкротств малых и средних специализированных предприятий ОПК".

Но и это далеко не все проблемы. Так, за прошедшие два года рынок военного судоремонта края потерял порядка 220 млн рублей. Рабочие места потеряли более 1000 человек. Вместе с тем коммерческий судоремонт остался без какой либо государственной поддержки и практически один на один в борьбе за объемы судоремонта и услуг, серьезно проигрывая конкурентам из КНР и Кореи. Результатом стал массовый исход отечественных судовладельцев (особенно торгового и рыбного флота) в порты КНР и Кореи. По имеющимся данным, только на одном судоремонтном комплексе в порту Далянь в год проходит докование более 100 российских рыбопромысловых судов и 40 судов торгового флота. Таким образом, из края уходят в год более 1 миллиарда рублей в виде объемов судоремонтных работ.

"Для преодоления негативных тенденций в этой отрасли департаментом промышленности и транспорта ПК были разработаны и предложены руководству края ряд предложений, — сообщил и.о. директора департамента промышленности и транспорта Приморского края Иван Тирских. — В том числе — предложения по стимулированию малых и средних судоремонтных предприятий в приобретении судоподъемных механизмов (плавдоки, слипы). Также на рассмотрении руководства края находится предложение о разработке краевой целевой программы по развитию технологий и внедрению в производство изделий из композитных материалов. В случае реализации названных предприятий мы ожидаем улучшения социально-экономической и политической ситуации в крае". Что касается непосредственно сферы промышленного производства, то "наряду с уже затронутыми, существует и ряд других системных проблем". Среди которых: острая нехватка и старение специалистов, проблема подготовки и переподготовки, привлечение и закрепление работников и другие.

"Сегодня краевой рынок металлообрабатывающего производства по направлениям, в частности, судоремонта, смещен в сторону ГОЗ, — признает чиновник. — Существует много других проблем, о которых известно не один год, но решаются они очень медленно. Одним из способов "подтолкнуть" их решение могут стать активно формируемые сегодня экспертные советы. Надеемся, что созданная здесь площадка станет постоянной (по возможности — ежеквартальной), эффективной в выявлении и обсуждении, а главное — предложений в части путей решения существующих и возникающих общих для нас проблем".

Резюмировал выступление и.о. директора департамента председатель собрания Юрий Денисенко. Он повторил уже озвученные цифры, выбрав из всего многообразия несколько наиболее наглядных. И стало ясно, что такое "промышленность в экономике ПК. Это 33 тысячи рабочих мест, 14% ВВП, 16% трудоспособного населения!"

"Но есть одна цифра, которая меня настораживает — 95% объемов производства — это Гособоронзаказ, — сказал Юрий Петрович. — И до 2020 года мы понимаем эту программу: модернизация Вооруженных Сил должна пройти в два этапа (30% армии мы должны перевооружить до 2015 года, а остальные 70% — до 2020-го). А что дальше?! Что будем делать с промышленностью, с рабочими местами, которые мы сегодня обеспечиваем?

Понятно, что мы должны сегодня везде о себе заявить, попасть во все возможные программы. Но нужно очень серьезно подумать о диверсификации производства. Нам нужны гражданские проекты, наукоемкие, высокотехнологичные, чтобы мы могли обеспечить адекватные рабочие места, те, что сегодня задействованы в оборонной промышленности. Это очень мощный научно-технический потенциал, сосредоточенный в нашем секторе экономики. И мы его должны использовать в перспективе, чтобы освоить новые продукты.

И первый вопрос — вопрос энергетики. Сегодня 15% в себестоимости выпускаемой продукции — это энергетика. Второе — мы должны модернизироваться, пока есть возможность. А уже модернизация должна привести нас к инновациям. И говорить об этом уже не рано — проекты уже запущены".

"Программа" не про нас

И по идее, ответить на эти вопросы, как и решить ряд озвученных проблем, имеющихся у приморских промышленников, призвана "Программа социально-экономического развития Приморского края 2013-2017 года", презентация которой прошла совсем недавно. Разработанная Дальневосточным федеральным университетом по заказу администрации края, "Программа" теоретически должна была очертить круг важнейших проблем, пути и способы их решения, наметить направления "главных ударов".

Увы, при внимательном изучении и глубинном анализе выяснилось, что использования потенциала промышленных предприятий не запланировано! Как такое могло случиться — отдельный разговор. Пока же, чтобы не быть голословным, слово первому заместителю председателя, руководителю аппарата Приморского регионального отделения СМР Михаилу Колтовичу, "просканировавшему" (по его выражению) программу в части промышленности. Выводы оказались весьма неутешительными.

"Заход" экономистов — разработчиков программы внушает оптимизм. Ибо главной целью "Программы" является "…обеспечение занятости населения региона, развитие производственного, а также трудового и интеллектуального потенциала". Ну к кому, как не к промышленным предприятиям обращен этот посыл?! А вот дальше появляются загадки. Поскольку в числе перечисленных задач к промышленности с некоторой натяжкой можно отнести только… вопросы конкурентоспособности рыбной промышленности!
То же с "Перспективными направлениями", среди которых важнейшим является "запуск совместных проектов в сфере высоких технологий". Последние должны будут производиться "в специальных промышленных зонах и технопарках". Вот только так и не удалось узнать — "где же место промышленных предприятий в этих программах, технопарках и высоких технологиях"!

"Приморские предприятия обладают рядом особенностей — ориентацией ряда предприятий на выполнение ГОЗ" (из "Программы"). Но этот "ряд предприятий", что производит 14% валового регионального продукта, обеспечивает работой почти пятую часть занятых в экономике края, и "есть тот пласт, на котором держится промышленность ПК". И держатся эти предприятия исключительно на ГОЗ — 95% всего производства.

Любопытно, что в числе крупнейших налогоплательщиков, указанных в "Программе", нет ни одного предприятия, входящего в том числе и в ПРО СМР! "Хотя я сильно сомневаюсь, что в этот список не входят "Прогресс", "Звезда", "Восточная верфь", "Аскольд"… Но так это преподнес департамент экономики, им, вероятно, виднее", — констатировал Михаил Владимирович.

А вот пункт "Перспективы развития экономики ПК" вызывает уже не иронию, но недоумение. Поскольку непосредственно предприятий ОПК в той или иной степени касается только "начало реализации проектов промышленной сборки автомобилей, строительство новых верфей, увеличение ГОЗ". И все!

Ожидают разработчики "Программы" "масштабного финансирования государственной программы перевооружения". "Но я не думаю, что эта программа получит какое-то масштабное финансирование, — заметил Михаил Владимирович. — Программа уже утверждена до 2020 года и подлежит корректуре не более чем на 15%. Поэтому ничего масштабного нам ждать не приходится".

Тоже больше вопросов, чем ответов вызывает "Концепция региона гармоничного развития", намеренная опираться "как на создание нового, так и на развитие существующих предприятий, а также на опережающее развитие малых и средних предприятий как более мобильных и восприимчивых к производству инновационной продукции…"

"И вроде, посыл правильный, — комментирует Михаил Колтович. — Но сканируя программу, я так и не нашел то, каким образом будет осуществляться поддержка. И что такое "крупное" или "среднее" предприятие? Критерий довольно расплывчатый. В особенности для нашего края, где живет 3,5% населения от всей России…"

Также не ясным остается, чем руководствовались разработчики программы, предлагая основные "кластеры развития". Среди рекомендуемых — транспортировка и переработка углеводородного сырья, транспортно-логистический кластер, морской биотехнический кластер и кластер судостроения и судоремонта. Все. Промышленность и производство как-то не привлекли внимание. Может, еще и потому, что основными "секторами развития" "назначены" автомобилестроение и авиастроение. Правда, в отдельный блок выделена оборонная промышленность. А вот "промышленность" вообще выглядит странно. Предполагается распределение по зонам, "создание и модернизация действующих производств в области леса и рыбопереработки, создание крупного центра горнодобывающего кластера, развитие производства по переработке древесины, развитие авиастроения". И опять непонятно — где же во всем этом "многообразии" производство (кроме, пожалуй, ОАО ААК "Прогресс").

Есть, правда, в этом увлекательном документе и позитив, связанный с тем, что в качестве "механизмов", способных "сдвинуть воз" экономических проблем региона, предлагаются "целевые индикаторы". Один из которых, возможно, самый эффективный, — экспертные советы.
"Прошло голосование, от нашего блока в нем принимали участие шесть человек, — говорит Михаил Владимирович. — Увы, результатов до сих пор нет. Но, по нашим данным, в такой совет войдут Евгений Леонов, Роман Титков, Григорий Якухный и ваш покорный слуга. Губернатор, кстати, возлагает на эти советы очень большие надежды".

Понятно, что в том виде, в котором "Программа социально-экономического развития Приморского края 2013-2017 года" существует сейчас, для промышленников абсолютна неинтересна, поскольку их интересы там элементарно не учтены. При том, что "в департамент подавались разумные предложения от промышленников. Но в окончательный вариант они отчего-то не вошли...". По этой причине и возникло предложение создать при администрации края "некую управляющую компанию, которая бы лоббировала интересы промышленников, в том числе и по ГОЗ". Поскольку с этой задачей сама сильно сократившаяся администрация края (ей эти функции вменяются законодательно) справиться не в состоянии.

"Вывод, — говорит руководитель аппарата Приморского регионального отделения СМР Михаил Колтович. — Программа нужная, решает многие вопросы развития региона. Но, по нашему мнению, вопросам промышленности края, собственно сохранению существующих предприятий должно быть уделено особое внимание. Предлагаем ходатайствовать перед губернатором ПК в разработке отдельной программы развития ПК на период до 2020 года. И просим принять участие в ее разработке всех заинтересованных лиц — и администрацию, и работодателей, и профсоюз, и общественность, и образование, и науку. Создав эту программу, мы найдем свою нишу и будем знать, как нам двигаться вперед".

О том, как шло обсуждение программы, какие предложения, пожелания и претензии были высказаны директорами производственных предприятий, читайте в следующем номере "ПП".

«Прогресс Приморья», № 15 (226) от 11.04.2013 г.

Вадим Лавров

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно