Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
11 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Машина, созданная коллективным трудом

Что ни говори, а все-таки приятно, когда о результатах твоего труда хорошо отзываются, когда твоя работа вызывает восхищение. Значит, не зря работал, не зря тратил силы, не зря старался. И появляется гордость за себя, за свой трудовой коллектив, за страну. Так в жизни всегда.

Небывалый ажиотаж в российских и зарубежных средствах массовой информации вызвали события, связанные с детищем сотрудников Камовского конструкторского бюро и  трудового коллектива лидера приморских союзмашевцев ОАО ААК "Прогресс". Речь идет о боевом вертолете Ка-52 "Аллигатор", который запущен в серийное производство и начал поступать в войска.

Вначале были восторженные отзывы летчиков из приморской Черниговки и краснодарского Кареновска, которые получили на вооружение "Аллигаторов" и начали усердно их осваивать.  Первое время пилоты изучали новую технику, выполняя одиночные полеты и действуя в паре, основной единицей тактического звена армейской авиации. А потом  прошли  летно-тактические учения Южного военного округа, в которых впервые участвовала целая эскадрилья Ка-52 и в деле показала всю боевую мощь и замечательные возможности нашего ударного вертолета.

Ну, и, конечно же, отдельным рядом идет сенсация во французском Ле Бурже, где даже несмотря на устроенные организаторами выставки подвохи, "Аллигатор" благодаря нашим замечательным летчикам-испытателям не только предстал во всей красе, но и вызвал настоящий фурор как среди зрителей, так и среди специалистов.

Только сейчас мы не совсем об этом. Наверное, хорошо было бы вспомнить о том, как и с чего начинался "Аллигатор".

Как родилась "Черная акула"

К середине 70-х годов прошлого века в СССР основным боевым вертолетом был Ми-24.

 Однако у руководства Министерства обороны постепенно сложилось мнение, что эта машина морально и физически устарела и не в полной мере отвечает требованиям армии. Кроме того, в конце 1972 г. в США развернулись работы, результатом которых стали новые боевые вертолеты YAH-63 фирмы "Белл" и YAH-64 фирмы "Хьюз". Последний, получив название "Апач", был принят к серийному производству и с середины 80-х стал поступать на вооружение армии США.

16 декабря 1976 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление о разработке боевого вертолета нового поколения, который мог бы стать достойным ответом заокеанскому оппоненту. Основной задачей перспективной машины определили уничтожение военной техники — в первую очередь танков — на поле боя и в ближней прифронтовой полосе. Постановлением предусматривалось создание в опытно-конструкторских бюро Н.И. Камова и М.Л. Миля конкурсных проектов, один из которых предстояло выбрать для серийного производства.

Опираясь на результаты эксплуатации боевых вертолетов в СССР и за рубежом, при разработке перспективной машины милевцы пошли по пути создания одновинтового двухместного аппарата с разделением функций пилотирования и применения оружия между летчиком и оператором, то есть, приняли ту же концепцию, что и американские фирмы. Специализировавшееся на разработке вертолетов для флота ОКБ Камова подошло к конкурсу, имея в активе оригинальную и надежную конструкцию соосной несущей системы, отработанные перспективные технологические процессы. Обладала фирма и определенным опытом проектирования армейских вертолетов.

Создание новой армейской боевой машины, получившей обозначение В-80 (или "изделие 800"), началось на Ухтомском вертолетном заводе им. Н.И. Камова (ныне фирма "Камов") в январе 1977 года. Работы возглавил руководитель ОКБ — главный (впоследствии генеральный) конструктор Сергей Михеев. Вместе с ним над проектом работали заместители главного конструктора Сергей Фомин, Вениамин Касьяников, летчики-испытатели Евгений Ларюшин и Николай Бездетнов, ведущие специалисты Лев Сверканов, Марк Купфер и многие другие.

Было принято решение делать вертолет одноместным, а отсутствие на борту оператора компенсировать применением высокоавтоматизированного прицельно-навигационного комплекса, который позволил бы летчику избежать чрезмерных психологических и физических нагрузок. К концу 70-х годов уровень отечественной промышленности позволял создавать такие системы: уже на Ка-25 и Ка-27 обеспечивалась автоматизация поиска подводной лодки, навигационных и пилотажных режимов, организация групповой работы вертолетов.

Внешний вид новой машины был весьма необычен: "самолетные" длинный обтекаемый фюзеляж и одноместная кабина, два двигателя по бокам, убирающееся шасси, ну, и конечно, "визитная карточка" камовской фирмы — соосные несущие винты. Помимо ПТУР и пушки на новой модели появилась возможность разместить ряд других систем вооружения. В результате в арсенал В-80 вошли блоки НАР, пушечные контейнеры УПК-23-250, авиабомбы, контейнеры мелких грузов, а в перспективе — управляемые ракеты "воздух-поверхность" и "воздух-воздух".

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 28 (239) от 11.07.2013 г.

Елена Ефимова

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно