Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
11 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

День авиации ВМФ России

17 июля летчики российского Военно-морского флота отмечают свой профессиональный праздник — День авиации ВМФ России. Этот праздник отмечается по приказу Главкома ВМФ адмирала флота Феликса Громова в память о победе морских летчиков России над немецкими самолетами 4 июля 1916 года в первом воздушном бою над Балтийским морем.

Как известно, в этот день четыре гидросамолета М-9 конструкции

И. Сикорского поднялись с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота в воздух и вступили в бой над морем с четырьмя немецкими самолетами для защиты от ударов германской авиации русской военно-морской базы на острове Сааремаа. В ходе боя, закончившегося полной победой русских морских летчиков, два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два повернули назад. Эта победа морских летчиков на отечественных гидросамолетах стала точкой отсчета в истории морской авиации российского Военно-морского флота и истории России, поскольку нередко в ключевых ее точках отмечались своей храбростью и беззаветным мужеством именно военно-морские летчики.
Судите сами. В довоенный период, когда вся страна следила за судьбой челюскинцев, морские летчики приняли активное участие в спасении полярных исследователей. И Золотая Звезда Героя Советского Союза за № 1 была вручена воспитаннику морской авиации Анатолию Ляпидевскому.

В годы Великой Отечественной войны летчики морской авиации отличались бесстрашием, героизмом и высоким летным мастерством. Уже в августе 1941 г. именно морская авиация нанесла первый удар по Берлину, о чем в приказе Верховного Главнокомандующего было сказано, что она первой проложила путь к Победе. Кстати, сказать, за годы войны морские летчики совершили более 35 тыс. боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более 5,5 тыс. самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составило две трети общих потерь врага от воздействия сил ВМФ.

В послевоенные годы морские авиаторы продолжали совершенствовать свое боевое мастерство, осваивать новую боевую технику. Именно летчик-североморец Юрий Гагарин первым проложил путь человечеству к звездам. Впрочем, имя первого космонавта могло быть ярко выраженным "военно-морским". Как известно, вторым дублером Гагарина (вместе с Германом Титовым) был выпускник Ейского военно-морского летного училища, капитан Григорий Нелюбов. Как гласит легенда, именно незвучная фамилия оказалась для него главным препятствием к первому полету (для Титова, между прочим, таким препятствием стало имя). Говорят, что Хрущев, которому были предложены личные дела первой тройки космонавтов, отложил папку Нелюбова, сказав: "Вот был бы он Любовым…".

В жизни и судьбе Дальнего Востока и его Краснознаменного Тихоокеанского флота морская авиация сыграла важную роль. Летчики-тихоокеанцы храбро сражались на фронтах Великой Отечественной и после, когда война переместилась на восток. Все годы главная база флота тщательно охранялась летчиками от возможного налета японцев. В небе круглосуточно "висели" истребители, которым, по счастью, не пришлось столкнуться с воинами микадо. А вот в неспокойное послевоенное время некоторые американские самолеты-разведчики благодаря нашим "морским ястребам" на аэродромах не дождались.

Принципиально новым направлением развития для летчиков-тихо-океанцев стало появление корабельных штурмовиков вертикального взлета и посадки, а также постройка авианесущих крейсеров "Киев", "Минск" и "Новороссийск". Появление палубной истребительной авиации, предназначенной для воздушного прикрытия группировок боевых кораблей в море, стало эпохальным событием.

А вот другое, не менее значимое событие, имеющее прямое отношение к морской авиации, осталось "за кадром". Такое бывает, в особенности, если дело касается строительства нового оборонного предприятия. Таковым стал 46 лет назад завод "Дальприбор". И только те, кому положено, знали, что здесь выпускают. А производили серийно "приборовцы" в те времена радиогидроакустические буи для противолодочной морской авиации. Чрезвычайно эффективный аппарат! По выражению специалистов, "у вероятного противника после работы наших изделий шансов практически не оставалось". Помимо буев выпускал "Дальприбор" и легендарные гидроакустические комплексы "Вега". На тот момент они были в буквальном смысле прорывом в гидроакустике и по своим характеристикам превосходили самые передовые мировые образцы по дальности и эффективности обнаружения. Кстати сказать, после возрождения ГОЗ радиоэлектронная аппаратура с маркой "Дальприбора", входящего в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, соответствующая современному уровню развития вооружений, востребована и устанавливается на вновь строящиеся корабли и самолеты (в частности, ТУ-142).

Если говорить о более дальних перспективах, то следует вспомнить такой эпизод. Поздравляя "Дальприбор" с юбилеем и вручая Роману Титкову модель боевой машины Ка-52 "Аллигатор", представитель ОАО ААК "Прогресс" пожелал, чтобы новые боевые корабли Военно-морского флота России в обязательном порядке комплектовались "дальприборовской" электроникой и "прогрессовскими" "хищниками". В этом случае, помимо заметно увеличившегося объема выпускаемой продукции, к уже известным и почитаемым среди заводчан праздникам прибавится еще один — День военно-морской авиации России. Впрочем, "Прогресс", лидер ПРО СМР, в 2015 году приступит к серийному выпуску корабельного варианта вертолета Ка-52К "Катран". И это вполне логично, ведь тихоокеанские границы — преимущественно морские.

«Прогресс Приморья», № 28 (239) от 11.07.2013 г.

Подготовил Никита Костин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно