Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
25 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Даешь современное оборудование!

Окончание. Начало в номере от 18 июля

Совещание, которое состоялось в библиотеке ДВФУ 16 июля, ставило своей целью "обсудить "тонкие" места на производстве, потребности заводов и проблематику подготовки инженерных кадров". Эти слова Александра Беккера, директора Инженерной школы, явились прологом мероприятия, на которое прибыли, помимо руководителей и преподавателей университета, технические специалисты промышленных предприятий, входящих в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Все для того, чтобы обсуждение перешло в более предметную плоскость.

Совещание получилось представительным, о чем говорит количественный состав — более тридцати участников, из которых пятнадцать — работники заводов. Собравшиеся выясняли, какая проблематика существует как в свете производства, так и в свете подготовки и переподготовки кадров. Но это лишь часть задач, что ставилась перед участниками совещания.

Наверное, именно по этой причине свои пожелания высказывали преимущественно представители промышленных предприятий, имеющих причастность к деятельности ПРО СМР. Ученым оставалось реагировать на их замечания, отвечать по существу и рекомендовать пути решения имеющейся проблемы. Как стало понятно — тема в равной степени волнует обе стороны. Очевидно, что все "в одной лодке", и неучастие в создании приемлемой программы может обернуться губительными последствиями как для заводов, так и для университета. И это стало ясно после первого же выступления.

"Варяг"

"На сегодняшний день на "Варяге" начинает действовать очень большая программа технического перевооружения предприятия, — сообщил присутствующим технический директор ОАО "Варяг" Владимир Абакумов. — Мы нацелились на приобретение высокоскоростного оборудования — самых современных токарно-фрезерных центров и горизонтальных центров обработки корпусных деталей различных гидроприборов. На это дело будет потрачено немало средств, но это необходимость. И мы понимаем, что диалог с университетом нужно вести в плане подготовки специалистов именно этого направления. И здесь важна комплексная подготовка: и общие дисциплины по металло-обработке, и технология машиностроения, совмещенные с программированием на подобного типа оборудовании. Но нам требуются не только специалисты, имеющие высшее образование. Сегодня есть большая потребность в специалистах, которые стоят за станками менее специализированными, то есть, требуются специалисты среднего звена — обработчики. Может, университету поработать и в этом направлении? Ведь еще год-два, и на заводах возникнет просто провальная ситуация. Вот что сегодня главное".

"Изумруд"

Коллегу поддержал и.о. технического директора ОАО "Изумруд" Анатолий Луценко, добавив, "что на всех заводах проблема одна и та же. Переподготовка кадров — дело хорошее. Но если задуматься, переподготавливать скоро будет просто некого. В этом году машиностроителей выпускается десять человек. На все заводы! В такой ситуации нужно думать о наборе, о повышении престижа профессии, чтобы, как раньше, выпускалось в год по 40-50 человек".

Ответил на поставленные вопросы проректор по науке и инновациям ДВФУ Игорь Проценко. Он веско и аргументированно обрисовал перспективу, единственный способ решения.

"Сегодня при наличии проблемы с кадрами и разнообразием оборудования, установленного на заводах, выход один — представителям предприятий садиться вместе с университетом и писать программу целевой подготовки специалистов для использования их в рамках конкретного станочного парка. И говорить можно о том, что такая подготовка будет происходить на вашей базе. Другими словами, студент числится у нас, а готовится у вас".

"Аскольд"

В свою очередь главный технолог ОАО "Аскольд" Алексей Запара выразил обеспокоенность тем, что существует определенная сложность между работающими на предприятии "практиками" и "теоретиками". И эта проблема существует. "На заводе работают выпускники, программисты и "техмашевцы". Но получается разрыв — программисты ничего не знают о технологии машиностроения. И нам приходится брать ребят, закончивших "техмаш", и уже из них делать программистов на станки, поскольку они хорошо знают технологию, и мы их учим писать управляющие программы. Хочется, чтобы Инженерная школа в этом вопросе подработала".

Александр Беккер, сам работавший по своей тематике в качестве программиста, подтвердил очевидное: проще инженеров научить программированию, чем наоборот. Более того, при существующих возможностях университет с этой задачей справится легко, переподготовка ребят займет от силы месяц-полтора. Только скажите…

ДЦСС

Отдельная тема — ДЦСС. При всех невероятных перспективах этого предприятия в настоящем оно может только планировать.

"Для нас говорить о каком-то перечне оборудования пока рано, но специалисты, без сомнения, нужны, — заметил начальник управления инвестиционных технологий и взаимодействия с научными центрами ОАО "ДЦСС" Андрей Губанков. — У нас есть давние связи с ДВФУ, и потому, когда завершится формирование нового руководства ОСК и появятся четкие рекомендации, к этому вопросу мы вернемся. Что касается специалистов, то согласно наших планов, на судостроительный комплекс "Звезда" потребуется до десяти тысяч рабочих. Это гигантское количество, и собирать специалистов придется со всей России".
И это действительно так, поскольку несмотря на "давние и хорошие связи" с ДВФУ, обеспечить предприятие требуемым объемом специалистов нереально.

"Мы оценивали потребность кадров под судостроение на Дальнем Востоке — отстаем существенно, — отметил директор Инженерной школы Александр Беккер. — Разница в потребностях и наших выпусках на ближайшие пять-десять лет — огромная! И потому вопрос о выделении бюджетных мест нужно ставить очень серьезно. И все равно, бюджет не позволит "закрыть" весь необходимый объем специалистов. Вот если вы будете оплачивать подготовку студентов, тогда, пожалуй, можно и закрыть. Но давайте выстроим отношения, чтобы вы были уверены в том, что деньги вкладываются не зря".

Первый заместитель председателя, руководитель аппарата ПРО СМР Михаил Колтович некоторым образом резюмировал суть состоявшегося собрания, обозначил его цель и причины.

Совет главных специалистов

"Почему мы пригласили на совещание именно вас? У директоров предприятий сложилось такое мнение, что проблемы, которые возникли на производстве, одинаковы для всех заводов. И это касается всего производства, подготовки специалистов, технологического процесса, оборудования… Но для того, чтобы мы друг друга слышали и понимали, члены нашего регионального совета, директора предприятий вышли с предложением создать при СМР Совет главных специалистов, куда войдут главные инженеры, технические директора, главные технологи. Это сделано с одной целью: чтобы мы могли в узком кругу обсуждать те проблемы, которые у нас есть, находить общие для всех и решать задачи совместно с университетом и Российской академией наук. Всех присутствующих прошу считать входящими в этот рабочий орган, и избрать председателя — Анатолия Петровича Мартеха ("Прогресс") и сопредседателя Владимира Николаевича Абакумова ("Варяг")".

Пожалуй, на этом пока можно поставить точку. Думается, следующее совещание уже пройдет в формате Совета главных специалистов.

«Прогресс Приморья», № 30 (241) от 25.07.2013 г.

Подготовил Никита Костин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно