Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
08 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

История боевой машины

Машина, созданная коллективным трудом

Продолжение. Начало в номере за 1 августа

Одним из важнейших направлений работы над проектом стало повышение боевой живучести вертолета. С учетом этого выбиралась компоновка, размещались системы, проектировались агрегаты, отрабатывались конструкционные материалы.

Было внедрено: размещение двигателей по бортам фюзеляжа, что исключало их поражение одним выстрелом; возможность продолжения полета на одном двигателе в широком диапазоне режимов; защита кабины летчика с применением стальной и алюминиевой комбинированной брони и бронестекол; бронирование и экранирование отсека гидравлической рулевой системы; экранирование более важных агрегатов и систем менее важными; заполнение топливных баков пенополиуретаном и их протектирование; применение композиционных материалов, сохраняющих работоспособность при поражении силовых элементов конструкции; разработка двухконтурной конструкции лонжерона лопасти; противопожарная защита силовой установки и примыкающих к топливным бакам отсеков; обеспечение работоспособности трансмиссии в течение 30 минут после поражения маслосистемы; возможность применения индивидуальных средств защиты летчика. Самым положительным образом на повышение живучести повлияло отсутствие у В-80 уязвимого рулевого винта с промежуточным и хвостовым редукторами и тягами управления.

Особое внимание уделили обеспечению безопасности летчика. Кабину выполнили полностью бронированной с использованием разнесенных металлических плит общей массой более 300 кг. Эту броню ввели в силовую конструкцию фюзеляжа, что позволило снизить весовые издержки. Испытания на Государственном научно-исследовательском полигоне авиационных систем подтвердили, что защита летчика гарантируется при попадании в борт вертолета пуль калибром 12,7 мм и осколков 20-мм снарядов. Важным было и то, что конструкция кабины исключала изменение внутреннего объема более чем на 10-15% при ударах о землю. Уникальной особенностью вертолета стало применение на нем для спасения летчика ракетно-парашютной катапультной системы. Безопасность пилота обеспечивалась также конструкцией шасси, способного поглощать большие нагрузки при аварийной посадке, и конструкцией топливной системы, исключавшей возможность возникновения пожара после аварийного грубого приземления.

Начало практического этапа конкурса на перспективный боевой вертолет было определено в августе 1980 г. решением комиссии президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам. Им задавалась постройка двух пар опытно-экспериментальных экземпляров В-80 и Ми-28, предназначенных для проведения сравнительных испытаний. В том же году было оформлено единое тактико-техническое задание Министерства обороны на эти машины.

Защита эскизного проекта и макета В-80 состоялась в апреле-мае 1981 г., а еще через год из цехов Ухтомского вертолетного завода вышел его первый опытный образец. 17 июня 1982 г. летчик-испытатель Николай Бездетнов впервые выполнил на нем висение, а 23 июля вертолет совершил первый полет по кругу.

В том далеком 1982-м именно наш завод "Прогресс", ставший сегодня ведущим промышленным предприятием Приморского края и лидером Приморского регионального отделения СоюзМаша, на перспективу был избран руководством страны для производства новых камовских боевых вертолетов, получивших впоследствии название "Черная акула". И выбор, надо сказать, был не случайным, потому что всем известен рекорд "Прогресса" по выпуску вертолетов во время афганских событий: 250 единиц "Ми-24" в год — это факт известный. А вот серийное производство "Акул" у нас было начато только в 1991-м. Почему так долго принималось решение? Да потому, что шло открытое состязание двух именитых КБ, и уступать не хотел никто!

Испытания Ми-28 ("изделие 280") проходили с некоторым отставанием. Первая машина совершила первое висение 10 ноября 1982 г. В отличие от В-80, Ми-28 не выглядел столь авангардно, и в его облике прослеживалось значительное влияние американского "Апача".

В октябре 1983 г. по решению Главнокомандующего ВВС Главного маршала авиации П.С. Кутахова и министра авиационной промышленности И.С. Силаева состоялось совещание с участием представителей ведущих институтов промышленности и Министерства обороны по вопросу выбора перспективного боевого вертолета. На нем были подведены первые итоги испытаний опытных образцов В-80 и Ми-28. Большинство участников совещания высказалось в пользу В-80. Среди его преимуществ перед Ми-28 назывались более простая техника пилотирования, большие статический потолок и вертикальная скороподъемность. Комплексные оценки обоих вертолетов по критерию "эффективность-стоимость" также выявили некоторое превосходство камовской машины.

В 1984 г. начались государственные сравнительные испытания В-80 и Ми-28. Первый этап предусматривал оценку летно-технических характеристик вертолетов, каждому из которых предстояло выполнить по 27 полетов. В-80 прошел этот этап с 21 июня по 20 сентября, а испытания Ми-28 начались только 17 сентября и продолжались до 19 апреля следующего года. Получаемые в ходе этих полетов результаты подтверждали превосходство камовской машины.

В апреле 1985 г. второй опытный В-80 впервые продемонстрировали высшему руководству Советского Союза на показе новой авиационной техники в Мачулищах (Белоруссия). 18 сентября 1985 г. на полигоне "Смолино" в рамках второго этапа государственных сравнительных летных испытаний начались полеты по оценке боевой эффективности вертолетов. Предусматривалось выполнение каждым вертолетом 45 полетов. Милевцы летали более интенсивно: к 20 мая следующего года им удалось выполнить уже 38 полетов, из них 21 — зачетный. Было проведено 39 пусков ПТУР, в том числе 25 зачетных, которые дали 23 попадания в цель. Камовцам не везло из-за частых отказов еще не доведенного комплекса "Шквал" и недопоставок промышленностью необходимого количества ПТУР "Вихрь". К тому же сроку удалось выполнить всего 20 полетов (9 зачетных) и только 12 пусков. Этот этап испытаний завершился 15 сентября 1986 г. К тому времени количество зачетных полетов В-80 удалось довести до 24, а количество пусков —до 18. И хотя Ми-28 сделал в полтора раза больше полетов и пусков ПТУР "Атака", вооружение В-80 было признано более эффективным. ПТУР "Вихрь" с автоматической лазерно-лучевой системой наведения успешно поражала цели на дальностях до 8000 м, в то время как имеющая радиокомандную систему наведения ПТУР "Атака" — только на расстоянии до 5300 м (установленное требование — 6-8 км). В условиях боевых действий это позволило бы В-80 запускать ракеты вне зоны действия объектов ПВО противника, а Ми-28 приходилось бы попадать под ее огонь.

Оправдала надежды камовцев и артиллерийская установка. Хотя у Ми-28 пушка могла отклоняться по азимуту на ±110°, а у В-80 — только на 2° влево и 9° вправо, это с лихвой компенсировалось высокой маневренностью самого вертолета. Гидропривод пушки обеспечивал парирование колебаний машины в путевом канале по сигналам телеавтомата комплекса "Шквал". В результате у В-80 точность стрельбы оказалась — подумать только — в 2,5-4 раза выше, чем у Ми-28! К тому же, камовская машина вдвое превосходила милевскую по боекомплекту пушки (500 и 250 патронов соответственно).

На основании полученных на государственных сравнительных испытаниях результатов в октябре 1986 г. было принято окончательное заключение о целесообразности выбора В-80 в качестве перспективного боевого вертолета Советской Армии.

Окончание в следующем номере

«Прогресс Приморья», № 31 (243) от 08.08.2013 г.

Елена Ефимова

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно