Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
15 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

История боевой машины

Начало в номере за 8 августа

14 декабря 1987 года наконец-то вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, определявшее порядок и сроки завершения создания одноместного боевого вертолета-штурмовика В-80Ш-1 и запуска его в серийное производство на заводе "Прогресс" в Арсеньеве. Основным перспективным боевым вертолетом Советской армии признавался В-80Ш-1.Таким образом, конкурс вертолетов формально завершился. Но работы по Ми-28 решили не прекращать. Правда, теперь этот вертолет рассматривался как образец для возможных экспортных поставок.

Четыре опытных вертолета В-80 с июля 1988 г. по июнь 1990 г. приняли участие в летно-конструкторских испытаниях. Машины использовались для доводки несущей системы, системы управления, шасси, подвесных топливных баков, оценки летно-технических характеристик, определения нагрузок, действующих на вертолет в полете, характеристик вооружения и систем управления им, электромагнитной совместимости оборудования и газодинамической устойчивости силовой установки.

Техническая документация на изготовление установочной партии таких вертолетов начала передаваться на завод "Прогресс" еще в 1989 г. Решение Комиссии по военно-промышленным вопросам Совета министров СССР о постройке на арсеньевском заводе установочной серии из 12 вертолетов В-80Ш-1, получивших вскоре новое обозначение Ка-50, вышло в 1990 г. В следующем году прогрессовцами была изготовлена головная машина (№001, борт 018), первый полет на которой выполнил 22 мая 1991 г. заводской летчик-испытатель А И. Довгань.

Выход Ка-50 на мировую арену произошел вскоре после распада СССР. В марте 1992 г. генеральный конструктор Сергей Михеев выступил с докладом о новом вертолете на международном симпозиуме в Великобритании. В августе того же года опытный В-80 был показан публично в полете на "Мосаэрошоу" в подмосковном Жуковском, а в сентябре второй серийный Ка-50 дебютировал за рубежом на международном авиасалоне в Фарнборо (Великобритания), где стал "гвоздем" программы. Третья машина выставлялась в июне 1993 г. на авиасалоне в Ле Бурже (Франция). После Фарнборо и Ле Бурже Ка-50 стал завсегдатаем многих выставок авиационной и военной техники в России и за рубежом.

В ноябре 1993 г. начались войсковые испытания Ка-50 в 344-м Центре боевого применения армейской авиации в Торжке. Летчики и инженеры центра внесли большой вклад в доводку вертолета и отработку тактики его боевого применения. После завершения работ по доводке машины 28 августа 1995 г. указом президента России вертолет Ка-50 был принят на вооружение Российской армии. Однако, к сожалению, машины данного типа так и не заменили в строю ветеранов Ми-24, на что так надеялись арсеньевские авиастроители.
Боевое крещение Ка-50 состоялось в ходе антитеррористической операции, проводимой Российской армией в Чечне. Сюда в декабре 2000 г. прибыла боевая ударная группа в составе двух серийных Ка-50 и одного вертолета разведки и целеуказания Ка-29. "Черная акула" впервые применила оружие по противнику 6 января 2001 г. Важно отметить, что проверка "Черных акул" проходила в сложных метеоусловиях и в горной местности. Выполнение боевых задач в сложных горных условиях подтвердило достоинства нового вертолета, его высокие энерговооруженность и маневренность. Вот несколько примеров. 9 января на задание отправился Ка-50 в сопровождении Ми-24. При входе в горное ущелье в районе населенного пункта Комсомольское летчик камовской машины уничтожил неуправляемыми ракетами С-8 склад боеприпасов боевиков. 6 февраля в условиях горно-лесистой местности в районе южнее села Центорой группа в составе двух Ка-50 и одного Ка-29 обнаружила и с одного захода уничтожила с дальности 3 км двумя ПТУР "Вихрь" укрепленный лагерь боевиков. 14 февраля эта группа выполняла свободную охоту в районе сел Дуба-Юрт и Хатуни. В сложных условиях местности летчики смогли обнаружить и уничтожить восемь целей. Летчик Сергей Золотов, входивший в состав БУГ, так отзывался о Ка-50: "На фоне боевого применения по сравнению с вертолетом Ми-24, ну, скажем так, на голову выше, на порядок лучше себя зарекомендовал этот вертолет в плане и навигации, в плане эффективности боевого применения, поэтому по результатам этой командировки отношение к этому вертолету самое отличное. Более того, в плане аэродинамики он превосходит значительно все вертолеты нынешние, я имею в виду те, которые находятся в армии".

Несмотря на высокие оценки, БУГ была расформирована, а Министерство обороны по неназванным причинам отдало предпочтение финансированию и закупкам модификаций Ми-28. Предполагалось заказать не более нескольких десятков модификаций Ка-50 для комплектации специальных армейских подразделений, а основным боевым вертолетом был выбран Ми-28Н "Ночной охотник". Вот такие в нашей новейшей истории были времена!

«Прогресс Приморья», № 32 (244) от 15.08.2013 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно