|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Сильные духом ленинградцы70 лет полного снятия блокады города на Неве День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады отмечается в России 27 января. Он был установлен в 1995 году в память о том, как 27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда. Город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) расположен в дельте реки Невы. Накануне войны население составляло 3,1 млн человек. Важнейший после Москвы промышленный, научный и культурный центр тогда еще СССР. Крупнейший морской и речной порт, железнодорожный узел. Второй по величине город Советского Союза, сегодня России. В 1941 году в Ленинграде действовало коло 1 000 промышленных предприятий, в том числе ленинградский Кировский завод, металлический завод, завод "Электросила", Адмиралтейский и Новоадмиралтейский судостроительные заводы. 22 июня 1941 года на всей территории Ленинградской области было введено военное положение. С 10 июля началась героическая оборона Ленинграда, названная в дальнейшем Ленинградской битвой 1941-1944 годов. Свыше 500 тысяч жителей города строили оборонительные рубежи. На его территории сооружено свыше 4 100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено 35 км баррикад и различные противотанковые препятствия. По решению Государственного комитета обороны (ГКО) в первые месяцы войны началась эвакуация населения из Ленинграда, а также промышленного оборудования, культурных ценностей, музеев и различных учреждений. Из города было полностью вывезено 70% промышленных предприятий и свыше 70 тыс. ценного оборудования, все НИИ и почти все вузы. Из города и пригородов в 1941-1942 годах эвакуировано 1,7 млн человек, в том числе воздушным транспортом. С прорывом немецко-фашистских войск на станции Мга (30 августа) было перерезано последнее железнодорожное сообщение, соединяющее Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года противник захватил Шлиссельбург, прекратилось сухопутное сообщение Ленинграда с Большой землей, началась блокада Ленинграда. 1 октября 1941 года в третий раз был снижен хлебный паек — рабочие и ИТР получали по 400 граммов хлеба в день, служащие, иждивенцы и дети — по 200 граммов. Карточки на другие продукты почти не отоваривались. С 20 ноября (пятое снижение) рабочие получали по 250 граммов хлеба в день, все остальные — по 125 граммов. Началась цинга, дистрофия и голод. Иссякли запасы топлива. Прекратилась подача электроэнергии. Остановился трамвай. Вышел из строя водопровод. Перестали работать коммунальные предприятия. В большинстве домов были выбиты стекла при бомбежках и артиллерийских обстрелах. Жители ходили за водой к Неве, Фонтанке, к другим каналам и речкам. За сентябрь-ноябрь 1941 года в осажденном Ленинграде 251 раз объявлялась воздушная тревога. Средняя ежедневная продолжительность артобстрела города достигала в ноябре 1941 года 9 часов. За время блокады Ленинграда от голода умерло свыше 641 тысяч жителей (по другим данным, около 1 млн), десятки тысяч скончались от истощения во время эвакуации. В 1943 году в городе оставалось не более 800 тысяч жителей. Но город жил, заводы выпускали продукцию для фронта, который действовал. Было предпринято несколько попыток прорвать блокадное кольцо. Среди них: Синявинские операции 1941 года, Синявинская операция 1942-го, Любанская операция 1942 года. Зимой 1942-1943 годов ценой жизни многих военных автомобилистов была проложена "Дорога жизни". Военно-автомобильная дорога по льду Ладожского озера стала единственной артерией, по которой доставлялись грузы в Ленинград и вывозилась военная техника из города. Летом 1942 года по дну озера был проложен Ладожский трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью — энергетический кабель. Наконец, в январе 1943 года блокада была прорвана, и в город на Неве пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. В результате Ленинградско-Новгородской операции 1944 года в январе-феврале блокада была снята полностью, прекратились артобстрелы, от которых погибло около 17 тысяч человек и около 34 тысяч получили ранения. За время блокады пострадали сотни ценнейших памятников истории и культуры, заложенных в период царствования Петра Великого и других российских правителей. Бомбы и снаряды попадали в здания Зимнего дворца, Эрмитажа, Инженерный замок, Русский музей, в Театр оперы и балета им. С.М. Кирова и другие ценнейшие памятники архитектуры и градостроительства. Оказались разрушенными пригороды Ленинграда: Петродворец, Пушкин, Павловск, Урицк и другие. В декабре 1942 года учреждена медаль "За оборону Ленинграда", которой награждено около 1,5 млн человек. С 1 мая 1945-го Ленинград — город-герой, медаль "Золотая звезда" вручен городу в 1965 году. За мужество и героизм около 19 тысяч воинов Ленинградского, Волховского фронтов и Балтийского флота были награждены орденами и медалями, 25 человек отмечены главной наградой — им присвоено звание Героя Советского Союза. Ветераны Великой Отечественной войны Приморского края, сражавшиеся за Ленинград, помнят ту радость, с которой встречали жители города своих освободителей. В городе Владивостоке осталось 130 человек, переживших блокаду Ленинграда или воевавших в составе воинских частей, которые защищали город. 27 января 2014 года, несмотря на снегопад, десятки ветеранов блокадного Ленинграда, живущих во Владивостоке, почетные граждане города и школьники возложили цветы к Стене памяти мемориала "Боевая слава ТОФ", скорбя о тех, кто погиб во время Великой Отечественной войны в дни блокады Ленинграда, которая была снята 70 лет назад. Также они почтили память жертв блокады минутой молчания. Среди них — ветераны Розуля Лысенко и Наталья Катченкова, которые в Санкт-Петербурге приняли участие в памятных мероприятиях, посвященных 70-летию снятия полной блокады города на Неве. Ветераны передали капсулы с тихоокеанской водой и землей с Ворошиловской батареи Владивостокской крепости в музей Санкт-Петербурга. «Прогресс Приморья», № 4 (267) от 30.01.2014 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |