|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Она укрощает строптивый металлПризнаюсь честно, приходилось не раз писать о профессиях, которыми владеют мужчины. Но, как выяснилось накануне дня 8 марта, мужскими профессиями владеют и женщины. И если в ХХ веке в стране Советов мало кого можно было удивить стоящей за станком женщиной-токарем, слесарем, фрезеровщиком, то после провальных 90-х, когда отечественная промышленность находилась в глубоком кризисе, утвердилось мнение, что женщина и рабочая профессия – нонсенс. Однако, как показывает опыт, сегодня, когда полным ходом идет модернизация производства, электроника и роботизация становятся неотъемлемой частью цеховых процессов, без рабочих рук не обойтись. Впрочем, и женских тоже. И это доказывает сама жизнь. Без сомнения, фото Татьяны Хабаровой украшало бы заводскую, а то и городскую Доску почета передовиков производства в той исчезнувшей стране. Возможно, она получила бы государственную награду за труд. О почетных грамотах, благодарностях от руководства предприятия, путевках на курорт, о ежеквартальных премиях уже и не говорю. Все это – как специалисту, который своим ударным трудом прославляет завод "Варяг", входящий в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Начать жизнь заново– Ничего в моей жизни героического нет. Все как у всех. Почему стала фрезеровщицей? Так получилось, в силу жизненных обстоятельств, – улыбается Татьяна. Ну, не скажите! При столь эксклюзивной для слабого пола профессии, эта симпатичная женщина вполне могла бы стать депутатом, постоянным делегатом женских слетов или участницей телевизионного конкурса "А ну-ка, девушки!". И еще – примером для молодежи. В Советском Союзе такие, как наша героиня, были на вес золота. Давно нет "Союза нерушимого", как и знаменитого на всю страну девичьего телеристалища. А образцово-показательные девушки на заводах остались. Правда, их не так много, но они есть. Нет у Татьяны ни наград, ни фото на Доске почета. Она живет на съемной квартире, которую ей оплачивает завод "Варяг". В ближайшей перспективе есть возможность получить комнату для семейных, в заводском общежитии. После окончания 10-ти классов Татьяна могла выучиться на инженера, на учителя музыки – в свое время она окончила музыкальную школу по классу "баян" – на повара или на продавца. Но в поселке Славянка, где она тогда жила, базировалось СПТУ № 35, где готовили кадры для Славянского судоремонтного завода, и девушка решила выбрать мужскую профессию токаря-фрезеровщика. Она ничего никому не доказывала, просто отдала документы и стала учиться. В училище на ее потоке было около 15 девчонок, только не все они остались в профессии после получения диплома. А Татьяна не сбежала. Она говорит, что ей было интересно работать с металлом. До "Варяга" Татьяна Хабарова много лет проработала на экспериментально-инструментальном участке Славянского судоремонтного завода, куда пришла в 1987 году после окончания СПТУ № 35. Но… – Условия для работы там невыносимые, особенно зимой. Отопления нет, над станками – домики из полиэтилена с обогревателями внутри. Холодно, грязно, туалеты на замках. Вода не во всех цехах, – рассказывает фрезеровщица. Когда на глаза попалось объявление о наборе на завод "Варяг" специалистов по работе с металлом, не раздумывая, написала заявление "по собственному желанию". И уехала во Владивосток, практически в никуда. Где не было у нее ни родни, ни друзей. По большому счету, Татьяна начинала жизнь заново. Согласитесь, в возрасте "бабы-ягодки" не каждая женщина на это решится. Аккуратность – на первом местеНа новом месте приняли ее хорошо, дружелюбно. Коллектив цеха – чисто мужской – подтянулся, приосанился, стал одеваться опрятнее и аккуратнее. Крепкое слово лишний раз у мужиков с губ не слетало. Не зря говорят: где женщина, там порядок. Поначалу местные асы обработки металла, токари и фрезеровщики, ревностно приглядывались к Татьяне: действительно ли она хороша как специалист. Не приукрашивает ли молва ее профессионализм? Но Хабарова на деле доказала, что работа с металлом, даже самая тонкая, ей по плечу. Кроме того, на "Варяге" станки гораздо современнее, не чета "дровам" на Славянском СРЗ, поэтому работать на новом оборудовании интереснее. Перед первой зарплатой на "Варяге" мужики подходили к ней с намеками: мол, неплохо было бы отметить, как того требует традиция. Татьяна намек поняла по-своему и выставила коллегам… чай со сладостями. И мужики ее поняли и не обиделись, тем более что на территории завода – сухой закон. На мой вопрос, не жалеет ли она о выбранной специальности, не типичной для женщины, Татьяна отвечает, не задумываясь: – Ничуть. Потому что здесь не скучно. Была бы работа монотонная, подумала бы о чем-нибудь другом. А здесь о постороннем думать некогда, надо быстро соображать. Я ведь не на одном станке работаю. Кроме того, это зависит от человека, кому и чем заниматься в жизни. Я никогда никому не завидовала. Я пробовала работать в торговле. И поняла, что это не мое. Не прельстила меня торговля. Конечно, сейчас молоденьких девчонок не загонишь в станочницы. Времена не те. Хотя к нам недавно на завод пришли три девушки-токаря после училища. Говорят, что нравится специальность, – рассказывает Татьяна. Обращаю внимание на ее чистые, без царапин, руки и холеные ногти. Если бы я не знал, что моя собеседница каждый день сталкивается с металлом, никогда бы не поверил, что она – фрезеровщица пятого разряда. Для справки: самый высший – шестой. – Не лахудрой же ходить, – смеется женщина. В разговоре о жизни нашей героини я не мог не затронуть личную сторону. И, как оказалось, и здесь у нее все в норме. Татьяна замужем, у нее двое взрослых детей, сын и дочь, и двое внуков. Мне кажется, что ее внуки, когда подрастут, будут гордиться своей бабушкой, у которой такая редкая профессия. Вполне возможно, что и страна на тот момент по-иному будет относиться к людям рабочих специальностей. Тем более – к женщинам-фрезеровщицам. «Прогресс Приморья», № 9 (272) от 06.03.2014 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |