Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
29 мая, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Непрерывное движение авиационного завода

26 мая одному из ведущих авиационных заводов России — ААК "Прогресс", входящему в состав Приморского регионального отделения СМР, исполнилось 78 лет.

Отправной точкой для строительства завода послужило постановление Совета труда и обороны № ОК-128 от 26 мая 1936 года. Указание ПГУ НКОП гласило: "Строительство завода запланировано для производства капитального ремонта самолётов И-16, ДБ, СБ, а также моторов АМ-34 и М-100".

Что интересно, на протяжении всего существования авиационного предприятия тема винтокрылых машин являлась и является приоритетной. Мало кто знает, что во многом своему существованию завод обязан легендарному командарму — Василию Константиновичу Блюхеру, к сожалению, репрессированному в период сталинских чисток. Но память о нём работники музея завода "Прогресс" бережно хранят до сих пор. Портрет Блюхера расположен на "лобном" месте, и так получается, что и встречает, и провожает посетителей человек, чьё имя хорошо известно не только в России, но и за её пределами.

Заметим и то, что у будущего предприятия весной 36-го не было имени, но был порядковый номер — 116. Первым директором назначили Владимира Григорьевича Ирьянова, человека, прошедшего фронт Первой мировой и Гражданской войн, работавшего на разных должностях военно-промышленного комплекса в Туле, Петрограде, Москве, Воронеже, других городах СССР. В итоге он оказался в селе Семёновке, которое позже станет городом Арсеньевым, а 116-й завод — "Прогрессом".

С годами менялись директора, продукция, но завод работал на оборонную промышленность нашей страны. Был освоен выпуск самолетов УТ-2, Як-18, А-15. В эпоху Николая Ивановича Сазыкина под его грамотным руководством серийно стали производиться противокорабельные ракеты П-15, а в 1963 году "Прогресс" начал освоение самолета Ан-14, впоследствии названного "Пчёлкой".

В 1968 году трудовой коллектив предприятия приступил к производству абсолютно новой машины Ми-24. В.Л. Миль создал транспортно-боевой вертолёт, способный выполнять функции воздушной боевой машины пехоты, получившей название "Летающий танк".

Мощная броня, отличная комбинация ракетно-пушечного вооружения, высокие показатели скорости и маневренности — всё это было заложено в конструкцию Ми-24. Вертолёту на поле боя не было равных, что подтверждено практикой. Во всех горячих точках планеты побывал винтокрылый воин. Ни одно из крупных боевых действий XX века не обходилось без участия этой легендарной машины.

Впоследствии стали создаваться новые модификации этого вертолёта. Всего на "Прогрессе" было выпущено более 2 200 винтокрылых машин Ми-24 различных модификаций. На заводе впервые в Советском Союзе внедрили титановое литьё в авиастроении. А также магниевое и кокильное литьё и литьё по выплавляемым моделям, которое позволяет изготавливать сложные детали для производства ракет и вертолётов.

За освоение производства боевого вертолёта Ми-24 коллектив завода "Прогресс" был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В настоящий период ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина", лидер приморских союзмашевцев, — одно из крупнейших и динамично развивающихся предприятий аэрокосмической промышленности Российской Федерации. Визитной карточкой ААК "Прогресс" стали выпускаемые по заказам Министерства обороны России боевые вертолёты Ка-52 "Аллигатор" разработки ОКБ Камова.

Авиатехника, произведённая заводом, неоднократно демонстрировалась на международных авиасалонах и выставках вооружений. "Прогресс" на протяжении десятилетий тесно сотрудничает со всемирно известными конструкторскими бюро — А.С. Яковлева, О.К. Антонова, М.Л. Миля, Н.И. Камова, МКБ "Радуга".

Трудовые заслуги коллектива завода, кроме ордена Трудового Красного Знамени, были отмечены и другой правительственной наградой — орденом Октябрьской революции (1986 год). За 78 лет работы завода "Прогресс" около 700 работников удостоены государственных наград и отраслевых поощрений. Три человека стали Героями Социалистического труда: директор завода Н.И Сазыкин, слесарь М.А. Кузнецова, токарь Н.Ф. Удовенко. Работник предприятия В.П. Вшивков — лауреат Государственной премии СССР.

На протяжении многих лет предприятие возглавляет Ю.П. Денисенко. Начинал он на заводе слесарем. Пройдя долгий трудовой путь, Юрий Петрович пережил с коллективом авиастроителей и взлёты, и падения, оставаясь преданным ААК "Прогресс". 2011 году к наградам разного достоинства прибавилась ещё одна — медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" 2-й степени. Ю.П. Денисенко, являясь управляющим директором предприятия, ведёт большую общественную работу. Он — депутат Законодательного собрания ПК и председатель Приморского РО Союза машиностроителей России.

Сегодня трудовой коллектив прославленного завода осваивает новую винтокрылую машину — Ка-62. Можно не сомневаться, что в скором будущем вертолёт, собранный в цехах славного "Прогресса", поднимется в небо.

«Прогресс Приморья», № 21 (284) от 29.05.2014 г.

Валерий Молчунов, по материалам пресс-службы ОАО "ААК "Прогресс"

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно