Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
25 сентября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Праздник российских машиностроителей

День машиностроителя — это профессиональный праздник рабочих и инженеров машиностроительной отрасли. Машиностроение — это базовая отрасль экономики любой высокоразвитой страны, сердцевина индустрии, промышленный и интеллектуальный потенциал государства.

В последнее воскресенье сентября отмечают свой профессиональный праздник машиностроители России.

Праздник — День машиностроителя — учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.80 N 3018-Х "О праздничных и памятных днях", в ред. Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.11.88 N 9724-XI "О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях". День машиностроителя отмечается в последнее воскресенье сентября, и в 2014 году выпадает на 28 число.

Значение машиностроения

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важнейших показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления. Кроме машин и оборудования, приборов и инструментов производственного назначения, оно выпускает всевозможные изделия бытового и культурного назначения. В зависимости от выпускаемой продукции, машиностроение делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для многих отраслей промышленности, станкостроение и др.

Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей, как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

Машиностроение — это важнейшая комплексная отрасль обрабатывающей промышленности, которая включает в себя станкостроение, приборостроение, энергетическое, металлургическое, химическое, сельскохозяйственное машиностроение, электротехническую промышленность, а также радиоэлектронику и вычислительную технику. Эта отрасль отличается от других целым рядом особенностей, непосредственно влияющих на его географию. Главное — это наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсах, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. Сложно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. По этой причине производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро.

Машиностроение — один из наиболее инновационных секторов экономики, особо чувствительных к высоким технологиям. Текущий этап информатизации отрасли характеризуется новой волной инвестиций в ИТ.

Отечественное машиностроение включает три основных сегмента, находящихся сегодня в совершенно разном положении как по экономическим показателям, так и по уровню информатизации. Это электронная, транспортная и тяжелая промышленность. Предприятия электронной промышленности стали первым сектором машиностроения, в который пришли западные технологии, и отечественная электроника, сохранив старые советские названия, была практически полностью переориентирована на выпуск западной продукции, собираемой на российских заводах из импортируемых комплектующих.

Транспортное машиностроение объединяет довольно разнородные по сути предприятия — автомобилестроение, авиакосмическую промышленность, судостроение. В целом данный сегмент является одним из самых благополучных: военная авиация — традиционная и ключевая статья российского экспорта, а авиационные предприятия ВПК — одни из самых активных заказчиков ИТ-решений. Например, лидер ПРО СМР — авиационный завод "Прогресс", успешно функционирующий в городе Арсеньеве, обеспечивает российскую армию ударными вертолётами.

Не стоит забывать и о ГЛОНАСС — российском "сверхпроекте", в котором заняты ключевые отечественные предприятия авиакосмической и электронной промышленности. Так что наметившаяся волна ИТ-заказов имеет некоторые шансы перерасти в новый виток технологической модернизации российского машиностроения, наполненного принципиально новыми заказами и после длительного бездействия открывающего новые производства.

День машиностроителя — профессиональный праздник рабочих и инженеров машиностроительной отрасли. Так как к машиностроению относится комплекс отраслей промышленности, изготавливающих орудия труда для народного хозяйства, транспортные средства, а также предметы потребления и оборонную продукцию, то этот праздничный день отмечается широко, проходят торжественные мероприятия: концерты, чествования ветеранов труда.

«Прогресс Приморья», № 38 (301) от 25.09.2014 г.

Подготовил Валерий Молчунов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно