Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
20 ноября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Опыт российских судостроителей

Среди членов Союза машиностроителей России — предприятия, от качественной работы которых во многом зависит обороноспособность страны. Сегодня — рассказ о тех, кто обеспечивает уверенность государства в должной охране морских рубежей — корабелах Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" и большекаменской "Звезды" — на другом конце России.

На обороноспособность ВМФ России работают более 1 000 отечественных предприятий. Но ПСЗ "Янтарь" занимает особую нишу в этой системе: в коллективе трудятся компетентные производственники и грамотные инженеры, завод имеет гигантский опыт в строительстве технически сложных кораблей и судов, ежегодно сдает выполненные заказы. Производственные навыки сотрудников постоянно повышаются, ведь чем больше загружено предприятие, тем больше возможностей довести уровень мастерства работников до совершенства.

Для главного строителя ОАО "ПСЗ "Янтарь" Сергея Щугорева, который работает на заводе с 1991 года, история военного судостроения началась с таких проектов, как 1155 — всего на заводе было построено 9 кораблей этого проекта, — и 11540: "Неустрашимый", "Ярослав Мудрый" и "Туман". А на стапеле стоял "Адмирал Чабаненко" проекта 1155.1.

"В феврале 1999 года на корабле "Адмирал Чабаненко" был поднят Андреевский флаг, и с этого момента военное судостроение на заводе приостановилось. Шла перестройка. Завод переживал кризисные времена, как и многие другие предприятия в то время. Преодолели этот тяжелый период уже благодаря появлению заказа для ВМС Индии — было начато строительство тройки фрегатов "Тег", "Таркаш", "Триканд". Параллельно завод строил "Ярослава Мудрого", и работа закипела. В 2009 году "Ярослав Мудрый" был передан заказчику, и вот уже 5 лет он успешно несет свою службу в составе Военно-Морского Флота нашей страны", — рассказывает Сергей Щугорев.

Завод возрождался, появлялись новые заказы, модернизировались те, которые не были завершены в период кризиса. Сегодня на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" размещены заказы для Черноморского Флота России. Это 5 фрегатов: "Адмирал Эссен", "Адмирал Макаров", "Адмирал Бутаков" и "Адмирал Истомин" и головной фрегат — "Адмирал Григорович". Он имеет отличительную особенность: на корабле установлен комплекс "Штиль", который ранее не использовался ни на одном корабле ВМФ нашей страны. Кроме того, впервые на корабле такого класса установлен комплекс "Калибр". Сейчас "Адмирал Григорович" готовится к швартовым ходовым испытаниям, после чего он будет приведен в военно-морскую гавань города Балтийск, где и начнутся заводские ходовые испытания. В перспективе шестой фрегат — "Адмирал Корнилов". Также на стадии строительства находятся два десантных корабля — "Иван Грен" и "Петр Моргунов".

На предприятии трудится немало высококлассных профессионалов, искренне преданных своему делу. В цехе № 24 ОАО "ПСЗ "Янтарь", который занимается обработкой металлоконструкций, сырья и предоставлением секций, работает Дмитрий Боровский. Специфика его должности — заместителя начальника цеха — подразумевает отслеживание выполненных задач, но, по его словам, каждый знает свое дело. Именно поэтому цех блестяще справился со сложнейшей задачей — обработкой металла для ледокола "Балтика". Дело в том, что специфика судостроения подразумевает под собой обеспечение корпуса более легкими конструкциями, а ледокол, в свою очередь, был тяжелым заказом как по весу, так и по сложности строительства. Поэтому всему коллективу ледокол запомнится надолго: благодаря ему был получен бесценный опыт. Своей работой Дмитрий Боровский искренне увлечен: "Думаю, каждый, кто имеет отношение к судостроению, меня поймет: всё отходит на второй план, когда речь идет об увеличении мощи флота твоей страны".

Ежедневно перед кораблестроителями стоят сложнейшие задачи, с которыми они успешно справляются, и дорожить такими кадрами руководство просто обязано. Поэтому вопросам социальной политики и развитию корпоративной культуры на заводе уделяется большое внимание: помимо стабильной заработной платы, строится жилье, предоставляются различные льготы, проводятся конкурсы, спартакиады. На заводе действует молодежный совет, который проводит мероприятия для молодежи. "У завода "Янтарь" есть все, чтобы быть конкурентоспособным предприятием и занимать "топовые" места в общей системе отечественного судостроения", — уверен Сергей Щугорев.

"Особое место занимает проблема качества в сфере российского ОПК. Здесь речь идет не только о бытовом и промышленном потреблении продукции тех же "двойных технологий", а о задачах национальной безопасности и обороноспособности страны. "Оборонка" всегда высоко держала марку качества на основе передовых технологий и, главное, благодаря незаурядному человеческому потенциалу", — отметил Первый вице-президент СоюзМаш России, Первый зампред думского Комитета по промышленности Владимир Гутенёв, подчеркнув, что приветствует намерение Минпромторга России создать систему сертификации товаров, подтверждающих их качество, и возродить соответствующий знак. Это, по мнению парламентария, не только поможет потребителям сделать выбор в пользу российской продукции, но и станет сильным стимулом для производственников.

Стоит сказать, что корабелы Приморского края, работающие на союзмашевском заводе "Звезда", на базе которого возводится судостроительный комплекс, тоже имеют за плечами немалый опыт работы по строительству и ремонту подводных лодок, кораблей и судов гражданского назначения. В декабре коллектив "Звезды" отпразднует 60-летний юбилей. Есть надежда, что с прибытием Президента Владимира Путина во Владивосток и после его распоряжения о строительстве судостроительного кластера в Большом Камне дела пойдут намного быстрей, и конечный результат не заставит себя долго ждать.

Источники финансирования

Президент России Владимир Путин поручил в ближайшее время определить источники финансирования строительства завода "Звезда", в том числе за счет бюджета.

"Президент дал поручение в ближайшее время определиться по источникам финансирования, — заявил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. — Возможно и бюджетное финансирование".

При этом министр отметил, что бюджетное финансирование данного проекта начнется только в 2016 году, объем этих средств составит около 12 млрд руб.

"Это, по сути, должно быть замещение тех коротких кредитов, которые предоставлялись Газпромбанком для сохранения собственно динамики строительства", — добавил Мантуров.

"Роснефть", консорциум во главе с "Роснефтью" в ближайшее время должен определиться, а государство должно обеспечить максимальную поддержку в реализации этого проекта", — подчеркнул он.

Глава Минпромторга рассказал, что первый этап строительства верфи планируется завершить в 2016 году. Отвечая на вопрос, будут ли на ней строиться танкеры и супертанкеры, Мантуров сказал, что это возможно лишь после возведения сухого дока, которое в первый этап не входит.

По его словам, на совещании Президент раскритиковал лиц, ответственных за этот проект, за то, что до сих пор полностью не сформирован пакет заказов на период после 2018 года. Обсуждалась также тема обеспечения предприятия квалифицированными кадрами. Мантуров сообщил, что загруженность верфи сейчас составляет

107 %, причем избыток заказов возникает именно в связи с нехваткой специалистов. Он заметил, что для решения в том числе этого вопроса около предприятия будет построен специальный микрорайон, в котором будут жить сотрудники из других регионов.

«Прогресс Приморья», № 46 (309) от 20.11.2014 г.

Подготовил Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно