Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
12 февраля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Завод «Аскольд»: год рождения 1943-й, военный

ИСТОРИЯ строительства машиностроительного завода "Аскольд" в селе Семёновка начинается в конце тридцатых годов. Вторая мировая война уже "витала в воздухе". Обстановка на Дальневосточной границе продолжала оставаться напряженной. Постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР было принято решение о дополнительных мерах по строительству оборонных заводов в Сибири и на Дальнем Востоке. Для укрепления дальневосточных рубежей в бывшем селе Семеновка Приморского края (ныне — город Арсеньев)Постановлением Правительства предусматривалось построить два крупных предприятия, заводы № 267 и № 359 Наркомата вооружения СССР. Один их них — оптико-механический, второй — завод артиллерийских самоходных орудий. Будущим предприятиям под строит ельную площадку отводились пахотные колхозные земли.

В Приморье на то время не существовало подрядных организаций, было принято решение приступить к строительству заводов хозяйственным способом. Но это не дало планируемых результатов. Поэтому в 1939 г. было организовано четвертое подрядное строительное Управление Наркомстроя СССР по сооружению этих заводов, или, как называли его строители, "Четвертая стройка". Начиная с этого времени, объемы выполняемых строительно-монтажных работ получили нужный размах, и строительство заводов пошло быстрыми темпами.

На стройке не хватало рабочих рук. Строительное Управление приняло решение о вербовке людей из центра России. Из села отправились "ходоки" за рабочими. В середине 1939 года в поселок прибыли первые организованные группы из Казани и Курска. Ехала в основном молодежь. У одного фанерный чемодан, у другого сундучок, у третьего портфель. Кто в фуфайке, кто в костюме и лакированных штиблетах, при галстуке и шляпе. Гармошки, гитары и даже балалайки везли с собой. 

Поставили палатки, начали готовить промплощадку для завода. В то время основными профессиями были плотники, каменщики, монтажники, землекопы, возчики. А инструменты — лопата, кирка, лом, кувалда, тачка. Главная движущая сила — лошадь. На телегах возили лес, кирпич, цемент, трубы… Особенно тяжело доставался лес — важнейший строительный материал. Пилили его вручную, лошадьми вытягивали из чащи и грузили по накатам тоже вручную. Представьте себе непролазные топи, лесную глухомань, гнус, неустроенный быт,

тяжелые погодные условия… Но стойкие характеры, умелые руки, энтузиазм и великое желание построить заводы помогали преодолевать каждодневные трудности.

Чуть позже на стройку пришли три газогенераторные полуторки — радость была необыкновенной. Когда затарахтела первая машина, на улицы выскочили все жители Семёновки, а собаки шарахнулись с перепуга в подворотни.

Для такой большой стройки нужен был еще и кирпич. Его возили с Раздольненского кирпичного завода. Потом решили строить свой кирпичный завод.

Каждый день на стройке были хоть маленькие, но победы — сдача первого барака, своей баньки. Вспыхнули первые лампочки на заводе, потом появились магазин, клуб, детский сад.

Зиму 39-го строители уже встретили не в палатках, а в своем жилье — бараках и тесовых домах, в том месте, где в настоящее время проходит ул. Мира.

Одновременно со строительством завода велась большая работа по созданию инженерно-технических служб и обработке технической документации, развертыванию производства. С Украины приехали около пятидесяти человек, имеющих опыт работы на механическом производстве.

В напряженном труде прошел и 40-й год. Были построены и успешно работали ДОК с двухрамным лесодоводом и деревообрабатывающими мастерскими с сушильным хозяйством, каменный и известковый карьеры, механические мастерские и другие объекты.

Не хватило примерно 2-х лет для того, чтобы завершить строительство заводов — началась Великая Отечественная война.

После вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз Государственный комитет обороны СССР принял решение прекратить строительство этих заводов. Металлоконструкции цехов одного завода были демонтированы и отправлены в Сибирь. Постановлением ЦК ВКП (б) и СНХ СССР от 10 февраля 1943 года на базе производственных зданий второго завода начал свою работу завод боеприпасов № 515, подчиненный первому Главному управлению наркомата боеприпасов СССР. Этот день и стал днем рождения завода "Аскольд" — предприятия, входящего сегодня в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.

Первым директором предприятия был назначен майор инженерных войск Ф.В. Валеев.

От редакции. Другие материалы о становлении завода "Аскольд" читайте в следующем номере.

«Прогресс Приморья», № 5 (319) от 12.02.2015 г.

По материалам музея ОАО «Аскольд»

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно