|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
ОрденоносецНа заводе "Аскольд", входящем в состав Приморского регионального отделения СоюзМаш России, при активной поддержке руководства предприятия успешно работает заводской Совет ветеранов. Каждый ветеран завода удостоен внимания и уважения этой организации. Ее актив посещает аскольдовцев на дому, оказывая им моральную поддержку, интересуется здоровьем, при необходимости выходит с предложениями об оказании материальной помощи к администрации предприятия. В один из теплых весенних дней вместе с членом Совета ветеранов Виктором Александровичем Стрижкиным мы спешим к выдающемуся человеку, аскольдовцу, награжденному высшей правительственной наградой — орденом Ленина, Борису Никандровичу Шабанову. 12 апреля ему исполняется 85 лет. Выбрал "Аскольд"Потомственный сибиряк Борис Шабанов, окончив в 45-м семь классов, устроился на работу учеником киномеханика, а через два года решил освоить более востребованную профессию токаря на вагоноремонтном заводе города Купино. Позже — армия. Направили молодого рабочего на Дальний Восток. Пять лет безупречной службы на эскадренном миноносце, базировавшемся во Владивостоке. В 1955 году Борис демобилизовался и устроился токарем на 178-й завод по ремонту военных кораблей. Обзавелся семьей. Однажды увидел объявление оргнабора на машиностроительный завод "Аскольд" с заманчивым предложением о предоставлении работы и квартиры. Глава семейства решил поменять приморскую столицу на молодой город Арсеньев. И, видимо, не ошибся. Тридцать лет работы на одном предприятии пролетели как миг. Его с удовольствием взяли токарем в цех № 12 на магниевый участок по производству самых ответственных деталей для чувствительных элементов гирокомпасов. А когда в 1966 году было запущено в эксплуатацию новое просторное здание, где разместились сразу несколько цехов: 8, 18, 40, 42, 55, Борис оказался в цехе № 18. Его трудовые успехи, ответственность, профессионализм вскоре были отмечены не только на предприятии. Борис Никандрович был признан лучшим токарем Приморского края, затем — судостроительной отрасли. К слову сказать, на заводе Борис Никандрович был единственным специалистом по изготовлению торсионов. Это уникальные и сложные детали длиной 20 мм и толщиной 0,2 мм с допуском плюс-минус два микрона. Их-то и деталями назвать сложно. Тоненькая проволока из бронзы, которую необходимо порезать на заготовки, а затем довести до нужного размера. Доводочную операцию Борис проводил под микроскопом на маленьком, можно сказать, миниатюрном станке координатного участка цеха № 18. Торсионы использовались для гирокомпасов гражданских, военных судов и подводных лодок. Допуск в этот цех был не для всех. — Меня даже прозвали "Левшой", — улыбаясь, заметил Борис Никандрович. — Не поверите, на торце этих деталей диаметром один миллиметр я ставил личную подпись. А еще он отметил, что, пока заводские специалисты ездили в Москву обучаться науке изготовления торсионов, он сам овладел их производством. Высшая наградаЗа освоение этой сложной продукции, да и не только, Борис Никандрович в 1971 году был удостоен высшей правительственной награды — — Вы помните тот момент, когда вам сообщили о награде? — спросила я собеседника. — Прекрасно помню, — живо ответил Борис Никандрович. — Как ни странно, но рано утром к нам домой пришел корреспондент и сообщил эту приятную новость. На заводе сказали чуть позже, потому что я тогда работал во вторую смену. В празднично убранном конференц-зале торжественная обстановка: красные знамена, букеты цветов. На столе перед президиумом приготовлены для вручения ордена и медали. Первой называется фамилия токаря восемнадцатого цеха Бориса Никандровича Шабанова. Орден Ленина вручает председатель исполкома горсовета А. Г. Маслов. Зал горячо аплодирует. Слово предоставляется кавалеру ордена Ленина. Он взволнованно говорит: — Я очень благодарен партии и правительству за то, что они так высоко оценили мой труд. Моя награда — это награда всему цеху. В тот вечер сорок восемь заводчан, внесших наиболее весомый вклад в выполнение заданий восьмой пятилетки, были удостоены правительственных наград. На его парадном пиджаке, помимо ордена Ленина — медали "Ветеран труда", "300 лет Российскому флоту" и нагрудный знак "Победитель социалистических соревнований". Станки с ЧПУПозже Борис Никандрович работал бригадиром наладчиков станков с числовым программным управлением в механосборочном цехе № 33. У него было десять операторов станков с ЧПУ. Кстати, его младшая дочь Ирина тоже длительное время работала в этом цехе инженером-программистом. Она признается, что переманила отца в этот цех. Довелось поработать высококвалифицированному токарю в цехе № 8, где он изготавливал комплектующие детали для стартера из немагнитных материалов, позже — в 22-м цехе. Борис Никандрович занимался и общественной работой. Член цехового комитета, ответственный за технику безопасности и редколлегию, секретарь парторганизации цеха № 8, он был частым и желанным гостем в школах, где рассказывал ребятам о заводе, своей работе, профессии рабочего. А память продолжает житьВетеран труда с грустью вспоминает 1992 год, когда пришло распоряжение свыше об увольнении всех пенсионеров. Конечно, уходить не хотелось. Уникальный специалист с большим опытом работы мог бы еще длительное время своим добросовестным трудом приносить пользу родному заводу. Позже позвали в цех, но он отказался. Мы долго беседовали с Борисом Никандровичем. У него прекрасная память, выглядит бодро, только вот зрение немного подводит. Уже с первых минут общения с ним было понятно, что завод для него — это вся его жизнь, наполненная трудом, общественной работой, самыми добрыми и приятными воспоминаниями, с которыми он щедро делится с заводчанами, заглянувшими к нему в гости. Борис Никандрович Шабанов — это славная трудовая история завода "Аскольд". «Прогресс Приморья», № 13 (327) от 09.04.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |