Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
11 июня, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

На рабочем месте — ровно полвека

. Автор - Виталия Отрепьева

Автор фото — Виталия Отрепьева

Моложавый, контактный, доброжелательный, а главное, редкий оптимист — это о начальнике цеха 6 Анатолии Шпаке, отметившем недавно 50-летие с того дня, когда началась его трудовая биография на ДВЗ "Звезда", ведущем судостроительном предприятии Приморского регионального отделения СМР. А до этого…

Паренек с острова Попова через месяц после окончания школы ушёл в армию. Служил на Камчатке — на полигоне испытательного центра Кура. Демобилизовавшись, вернулся на свой остров, где за 20 лет до этого, в 1942 году, родился в семье военнослужащего. Отец служил, мама работала на заводе. Жизнь на острове кипела, народ, а проживало там всего около двух тысяч человек, жил, можно сказать, одной большой дружной семьёй.

Создал семью и демобилизовавшийся из армии Анатолий. Как оказалось, на всю жизнь: в январе этого года они с Галиной Ивановной отметили золотую свадьбу. А тогда, полвека назад, она по комсомольской путевке приехала с Урала, где трудилась на Челябинском тракторном, работать на рыбокомбинате. Боевая, неугомонная, на новом месте была избрана секретарём комсомольской организации.

Работавший на "Дальзаводе" друг уговорил Анатолия переехать во Владивосток, на первое время приютил у себя, вскоре дали общежитие. Анатолий устроился на "Дальзавод" трубомедником. Прошёл год.

— Мы узнали, что в Большом Камне строится завод и есть возможность быстро получить квартиру. Так оказались здесь, — вспоминает Анатолий Петрович. — Поступил на завод, в цех 14, слесарем-монтажником 1-го разряда. Цех в то время был в ряду ведущих подразделений — ремонтировал двигатели, арматуру. За подготовку кадров отвечал тогда Виктор Григорьевич Арацкий, он проводил с нами занятия, и я за короткое время повысил разряд с 1-го до 4-го. Стал бригадиром. Со своей бригадой работал на надводных и подводных кораблях, на ММК, эсминцах, ПЛК, сторожевиках — ремонтировали донно-забортную арматуру, трубы защиты кабелей, спецоборудование.

Начальником цеха был в то время Николай Павлович Школа, заместителем — Анатолий Петрович Борецкий. Они сразу взяли Анатолия в оборот: давай, говорят, учись, будешь продвигаться по служебной лестнице. В 70-м году поступил в Большекаменский вечерний техникум, сразу на 3-й курс, так как за плечами была десятилетка. На работе назначили мастером. Работал, учился, дом, семья — всё успевал. Стал старшим мастером на участке гальваники.

К тому времени Анатолий Петрович уже окончил техникум. А когда в составе цеха 20 (ныне — цех 8) начала работать котельная высокого давления (КВД), начальник цеха Иван Павлович Кучеров предложил А. Шпаку занять должность механика. Через год он стал мастером, затем — старшим мастером.

— Работа на КВД меня захватила, — рассказывает Анатолий Петрович. — Мы обеспечивали испытания систем, машин, механизмов с подачей пара от постороннего источника. Это когда корабль стоит у стенки, идёт наладка турбогенераторов, холодильников, испарителей и другого оборудования. Так, например, было на "Святом Георгии Победоносце", который обязан жизнью директору Валерию Александровичу Маслакову — он отстоял корабль, не пустил "на гвозди". Вот что значит — человек на своём месте. Помню, стали мы подавать пар на турбину, а он, как ребенку, который делает первые шаги: "Ну, давай, давай, милая, давай…".

В перестройку коллектив котельной высокого давления, в основном, сохранился. Много хороших рабочих, на которых можно было положиться, не уходили, оставались верны заводу. Когда участок КВД передали под руководство начальника цеха 6 Валерия Чистякова, Анатолий Петрович стал его заместителем по эксплуатации оборудования. Было это в 1991 году — в самый разгар перестройки. С уходом Валерия Дмитриевича из жизни цех возглавил А. Шпак.

— Было нелегко, — как бы между прочим вспоминает он. — Понятно: оборудование на центральной котельной старое, постоянные проблемы с топливом.

С передачей центральной котельной в муниципальную собственность она подаёт заводу только пар на технологические нужды. А горячее водоснабжение обеспечивается модульными котельными. Их в структуре цеха — 17. Ещё на Северном молу работает котельная с водогрейными и паровыми котлами. Работать стало легче: оборудование на модульных котельных новое, обслуживающий персонал — подкованный. Особых трудностей здесь нет. Да и по жизни с трудностями Анатолий не церемонится. С юмором вспоминает он о том новогоднем "подарке", оставившем на много часов горожан без тепла. На первом контуре горячей воды случился гидравлический удар, и он волной пошёл по трубам. В двух местах произошёл порыв. Анатолий Петрович ушёл на работу 31 декабря, а вернулся 1 января — в обледеневшем "скафандре". И ведь не заболел.

— Главное, заводчане быстрей, чем город, вышли из этой ситуации. Мы уже к часу ночи были готовы к работе. Отличилась наша ремонтная группа: начальник Евгений Кудинов, бригадир Вячеслав Боловинцев.

Уже почти четверть века Анатолий Шпак руководит цехом 6 — одним из основных подразделений жизнеобеспечения завода. Работает на совесть, признания своих заслуг не требует. Он ветеран труда всероссийского значения, заслуженный ветеран труда завода, за многолетний добросовестный труд имеет почетную грамоту Российского агентства по судостроению, медаль "300 лет Российскому флоту". И самой большой наградой считает свою семью: верную жену, прекрасную хозяйку, двух дочерей и четверых внучек. Радует Анатолия Петровича, что за ним на завод пришли его брат Владимир — мастер смены модульных котельных, дочь Марина — начальник бюро персонифицированного учета управления 91, внучка Юля после окончания института поступила на работу в управление главного строителя. Так постепенно разрастается династия, родоначальник которой — неисправимый оптимист Анатолий Петрович Шпак, отдавший полвека заводу "Звезда". И, судя по всему, для него это далеко не предел.

«Прогресс Приморья», № 22 (336) от 11.06.2015 г.

Тамара Шестерова

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно