|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Градообразующее предприятиеСреди таежных хребтов Сихотэ-Алиня раскинулся небольшой город Арсеньев. Несмотря на то что он не относится к числу крупнейших городов России, о нем знают многие, и не только в нашей стране. Арсеньев знаменит боевыми вертолетами, которые производятся здесь с 70-х годов двадцатого столетия на авиационном заводе "Прогресс", ведущем предприятии, входящем в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Без малого 80 лет живёт и работает на благо процветания Приморья, Дальневосточного региона и нашей необъятной страны ПАО "ААК "Прогресс" имени Н.И. Сазыкина". Отсутствие госзаказа в 1990-е годы поставило авиационную компанию "Прогресс" практически на грань выживания. Включение предприятия в вертолетостроительный холдинг оборонпрома "Вертолёты России" и последовавшие за этим целенаправленные меры по финансовому оздоровлению и производственной загрузке позволили градообразующему предприятию выйти на новый виток своего развития. Работа в тылу — для нужд фронтаОфициальной датой рождения Арсеньевской авиакомпании "Прогресс" считается 26 мая 1936 года: в этот день было принято постановление Совета Труда и Обороны № 128, которым предписывалось построить в селе Семёновка авиационный ремонтный завод № 116. Выбранная техническая площадка была удалена на 150 км от Уссурийска и на 250 км от Владивостока. И вовсе не случайно: согласно стратегическим замыслам правительства СССР новый завод должен был стать важным элементом промышленности Дальнего Востока, местом развития машиностроения и обеспечения обороноспособности страны. Это было непростое время в истории СССР. В 1932 году японские войска захватили северо-восточные территории Китая, создав на оккупированных землях марионеточное государство Маньчжоу-го. После официального выхода Японии из Лиги Наций в 1933 году многим стало ясно: свою новую территорию Япония планирует использовать как плацдарм для наращивания давления и последующей агрессии против Китая, Монголии и СССР. В 1938 году произошло вооруженное столкновение с японцами у озера Хасан, а в следующем году — у реки Халхин-Гол. Эти события ярко высветили необходимость укрепления границ и наращивания боевых возможностей Красной Армии. На начальном этапе производственной деятельности авиационный завод № 116 стал местом проведения ремонта бомбардировщиков СБ и ДБ-3, истребителей И-15, И-153 и И-16, участвовавших в боях с японскими войсками. На предприятии также ремонтировались моторы к этим самолетам — М-11, М-25, М-85, М-100. Непосредственно перед Великой Отечественной войной 1941-1945 годов было принято решение о переориентировании завода с ремонта на строительство авиационной техники. Для качественной подготовки военных летчиков необходимо было наладить выпуск учебно-тренировочных машин УТ-2. Первый дальневосточный самолет этого типа поднялся в воздух 22 мая 1941 года. С началом войны, из-за массовой эвакуации предприятий из западных регионов страны на Урал, были утрачены практически все кооперационные связи, что отрицательно сказалось на ритмичности производства. Тем не менее, благодаря героическим усилиям трудового коллектива в ходе войны заводом был произведен 2931 самолет УТ-2 (уже после войны было выпущено еще 54 самолета). В 1944 году темпы выпуска доходили до 4 самолетов в сутки. Эта машина стала настоящей "кузницей кадров" советской военной авиации — десятки тысяч пилотов получили на этом самолете "путевку в небо". Наладили выпуск ракетВ конце 50-х годов страну захватила всеобщая "ракетизация", которая не обошла стороной и арсеньевское предприятие. В 1959 году директором завода назначается Николай Иванович Сазыкин, который остро поднял вопрос получения предприятием более серьезного заказа, чем спортивные самолеты. Для завода это стало переломным моментом в истории. В Москве считали, что у предприятия на Дальнем Востоке нет реальных возможностей для производства сложной современной боевой техники. Но прошедшему горнило войны Н. И. Сазыкину удалось добиться задуманного. Благодаря ему завод получил шанс испытать свои силы и попробовать наладить выпуск противокорабельных крылатых ракет. Переход на производство столь сложных изделий повлек за собой замену станочного парка, повышение квалификации работников, расширение производственных мощностей и строительство новых корпусов. Загрузка предприятия новым заказом также вызвала увеличение числа работников завода. Коллектив предприятия с поставленной задачей успешно справился, противокорабельная крылатая ракета П-15 была поставлена на серийное производство, пройдя все испытания. Именно с П-15 начинается история развития международных связей завода: эти ракеты стали первым экспортным товаром. С 1980 года в производстве находятся сверхзвуковые противокорабельные ракеты 3М80 противокорабельного ракетного комплекса "Москит" разработки МКБ "Радуга". Самолеты для ВВС и аэроклубовЗа период войны завод сформировал устойчивые связи с ОКБ № 115 (будущее ОКБ имени А.С. Яковлева), что позволило уже в 1948 году приступить к серийному производству нового учебно-тренировочного самолета Як-18. За время нахождения этой машины в серии заводом было выпущено 3063 самолета Як-18, 927 — Як-18А, 940 — Як-18У, 125 — Як-18П и 25 Як-18ПМ. Эти машины являлись основными самолетами для обучения летчиков ВВС и курсантов аэроклубов в СССР и многих странах мира. Послужил Як-18 и для установления рекордов. В общей сложности в его активе 9 официальных мировых и 14 всесоюзных достижений по дальности, скорости и высоте полета в классе лёгких самолетов. В период с 1973 по 1986 годы на "Прогрессе" было изготовлено 314 спортивных самолетов Як-50, а в 1986-1991 годы выпускались спортивно-пилотажные Як-55 (108 машин) и Як-55М (110 машин). С начала 2000-х годов предприятие освоило выпуск спортивных самолетов мастерского класса Як-54. Все эти самолеты конструктивно являлись значительно усовершенствованными версиями того самого УТ-2, который стал первой машиной, выпущенной "Прогрессом". В 1956-1959 годы коллективом завода "Прогресс" для аэроклубов страны было изготовлено 133 планера "Пионер" и 630 планеров "Приморец". Новый этап в технологическом развитии предприятия связан с освоением и производством легкого двухмоторного транспортного самолета для местных пассажирских авиалиний Ан-14 "Пчёлка". Это был уникальный для нашей гражданской и военной авиации проект. По существу Ан-14 стал первым советским административным самолетом. Выпуск "Пчёлки" продолжался с 1965-го по 1970 годы. За это время "Прогресс" выпустил 340 самолетов, которые нашли применение как в гражданской, так и в военной авиации. Более того, самолет активно использовался в СССР, в странах Варшавского договора и в странах "третьего мира". ВертолётыПервый в СССР боевой вертолет Ми-24 был выпущен арсеньевским заводом в 1970 году, после чего началось его крупносерийное производство. Из цехов завода вышли практически все модификации "двадцатьчетверок" — от Ми-24А до Ми-24ВП. За период 1970-1990 годов завод выпустил 2200 "летающих БМП" — так называли в войсках эти боевые машины. Вертолет Ми-24 принимал участие в боевых действиях практически на всех континентах. Он зарекомендовал себя неприхотливой машиной, обладающей высокой боевой мощностью и устойчивостью к средствам поражения. Успехи, достигнутые при выпуске Ми-24, позволили заводу стать центром российского вертолетостроения и продолжать развивать свою специализацию в этом направлении. В середине 1980-х годов арсеньевское авиапредприятие было выбрано как эксклюзивный производитель нового ударного одноместного боевого вертолета Ка-50, получившего название "Чёрная акула". Первый полет нового вертолета состоялся 22 мая 1991 года. До 2008 года завод сдал заказчику 11 машин этого типа. В середине 1980-х годов "Прогресс" приступил к освоению производства лёгкого вертолета Ми-34, разработанного КБ им. М.Л. Миля по заказу командования ВВС в качестве учебной машины ДОСААФ. В 1993 году началось производство этих вертолетов. Всего были построены 24 машины, они успешно эксплуатировались в России, Казахстане, Нигерии и Хорватии. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 31 (345) от 13.08.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |