|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Судьба завода – его судьбаБеседовать с Виталием Николаевичем Гармаш – одно удовольствие. Его коммуникабельность, умение говорить непринужденно, хорошая память расположили к себе с первых минут нашего общения.Говорил он, в основном, не о себе, а о времени, ставшем уже далекой историей завода "Аскольд" и нашей страны. Было что вспомнить и о чём рассказать. Совнархозы Молодой специалист Виталий Гармаш после окончания Приморского авиационного техникума устроился работать мастером цеха № 9 по сборке шасси летательных аппаратов авиакомпании "Прогресс", которая сегодня является лидером Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. После службы в рядах Советской армии по приглашению главного инженера арматурного завода "Аскольд" З.Ш. Олинова продолжил свой трудовой путь конструктором в энергомеханическом отделе под руководством Федосия Маркова. Стоит отметить, что в 1957-м году как инструмент территориального управления народным хозяйством СССР были созданы государственные органы – Советы народного хозяйства (Совнархозы). Приморский Совнархоз занимался вопросами промышленности и строительства. Дальнейшая работа Виталия тесно переплетается с этим хозяйственным объектом. "Аскольду" было разрешено хозспособом построить цех № 3, позже – цеха №№ 5, 6 и 7. Была создана рабочая группа из работников ЭМО. Специалисты оставались после работы и проектировали корпуса зданий. Наталья Трифоновна Горобец отвечала за строительную часть, Виталий – за металлоконструкцию форм и перекрытий, за Геннадием Ивановичем Фроловым были закреплены сантехника и электрическая часть. Николай Петрович Гуняшев составлял проектно-сметную документацию. В 1956 году на заводе было около трехсот единиц оборудования, численность работников составляла порядка 800-900 человек. Не так просто было что-то "выбить" из Совнархоза для завода. Составлялись сводные заявки на материалы, комплектующие, оборудование. От каждого предприятия приезжали туда "ходоки". Виталий был знаком со всеми специалистами отдела оборудования Совнархоза. Обладая общительным характером, умением ладить с людьми, он умудрялся получать все необходимое для успешной производственной деятельности "Аскольда". Связи, знакомства тогда многое значили. А понять структуру снабжения – дорогого стоило для специалиста предприятия. Когда "Аскольд" получил заказ на изготовление сложной и точной продукции – гирокомпасов, с помощью Совнархоза получили приличное современное импортное оборудование. Виталий даже ездил в командировку в Москву, где оперативно решал все вопросы. В 1965 году партийным руководством страны было принято решение об отказе от территориальной системы управления промышленностью и о возвращении к отраслевой системе управления. Созданные в ходе реформы экономические районы были упразднены. Вместе с ними были ликвидированы Советы народного хозяйства всех уровней и восстановлены промышленные министерства. "Аскольд" передали Министерству судостроения. Работа Трудовая стезя Виталия Николаевича сложилась на заводе удачно. Начинал с конструктора, затем – мастер цеха № 3, старший инженер энергомеханического отдела, после ему доверяют должность начальника бюро планово-предупредительного ремонта энергомеханического отдела. А когда этот отдел разделили на два, Виталий Николаевич стал заместителем начальника главного механика. С 1969 года он – главный механик предприятия. Вспоминал Виталий Николаевич о проделанной колоссальной работе по монтированию пресса усилием 2,5 тысячи тонн в кузнечно-прессовом цехе № 2. Пресс проработал более десяти лет. Потом сварные швы дали трещины. Но, тем не менее, его восстановили и одновременно заказали новый на Воронежском заводе, который тоже установили в сжатые сроки. Главный механик всегда приходил в цех, и это придавало работникам подразделения большую уверенность и чувство ответственности. Не забыть, как перебазировали горизонтально-расточные станки из цеха № 18 в корпус "РУЗ". Буквально за три дня их установили и запустили. В те годы при Министерстве судостроения работал институт "Индикатор", который находился в Ленинграде. Оттуда для завода присылали свои разработки по техническому обслуживанию оборудования. Со слов Виталия Николаевича, аскольдовские специалисты постоянно подавали в институт свои предложения и замечания, которые потом непременно учитывались в документации. Проходило до 80 % аскольдовских предложений. Это говорило о высочайшем уровне профессионализма и большом опыте работы тружеников завода. На "Аскольд" приезжали специалисты перенимать опыт работы на высокоточных станках, учились у литейщиков, у работников службы эксплуатации отдела. Учитывая огромную разномодельность станков, было решено оснастить ремонтный цех комплексом оборудования по изготовлению различных шестерен, причем с полным циклом обработки и шлицевых валиков, а также приспособлений для шлифовки станин. Все это как нельзя кстати пригодилось, когда ремонтно-механический цех № 23 перепрофилировали на изготовление сельхозтехники. В отделе главного механика беспокоилась о приобретении запасных частей для отечественного и импортного оборудования Нина Михайловна Богданова. Благодаря её стараниям этого запаса хватило заводу на ближайшие 20 лет. Гармония труда – Учитывая опыт западных предприятий, – говорит Виталий Николаевич, – мы создали на заводе группу слесарей по ремонту прецизионного оборудования. Это дало возможность на многих станках сохранить первоначальную точность по изготовлению деталей в течение 30 лет эксплуатации оборудования. У меня всегда были хорошие производственные отношения со специалистами, начальниками цехов. Навсегда останутся в памяти внедрение станков с ЧПУ и совместная работа с Александром Николаевичем Бирюковым, внедрение проточки кранов на токарном станке с ЧПУ. Для облегчения труда тружеников завода при поднятии тяжестей цеха, в том числе цех № 4, оснастили кранами и кран-балками. В 1984 году Виталий Николаевич был удостоен правительственной награды – ордена "Знак Почета". Он также отмечен званиями "Ветеран завода", "Ветеран труда", его фотография была помещена на городскую и заводскую Доски почета. Долгое время Виталий Николаевич был ответственным за сельхозработы в подшефном колхозе Бельцово. В 90-х годах численность работников завода была порядка 12 тысяч человек, численность оборудования – 2,5 тысячи единиц. Это было время тяжелых перемен для аскольдовцев и страны в целом. Руководителя отдела сильно тяготили массовые сокращения работников, невыплата заработной платы. Не выдержал. В 1997 году Виталий Николаевич решил уволиться с завода. Но, тем не менее, работа на орденоносном заводе "Аскольд" оставила в сердце ветерана самые яркие и светлые воспоминания. Она была смыслом его жизни, его побед, успехов и созидания. «Прогресс Приморья», № 36 (350) от 18.09.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |