Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
28 января, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Доблестный труд на благо отечественного машиностроения

В конце ноября прошлого года в кампусе ДВФУ на острове Русском прошёл круглый стол "О целевом приёме, целевом обучении и других формах подготовки кадров для промышленных предприятий". О важности и актуальности этого вопроса можно судить по составу собравшихся на мероприятие.

В нём участвовали делегаты от заводов оборонно-промышленного комплекса края, руководители предприятий и служб управлении персоналом, а также представители департаментов краевой администрации, органов территориального управления образованием, Дальневосточного регионального учебно-методического центра, профессора и преподаватели Инженерной школы университета, заведующие профильными кафедрами, руководители образовательных программ, работники приёмной комиссии. Почти незамеченным в пылу дискуссий и выступлений остался на этом совещании торжественный момент награждения одного из организаторов этой встречи. Приятную миссию исполнил заместитель председателя Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Михаил Колтович. Он вручил начальнику Отдела профориентации и взаимодействия с работодателями Инженерной школы ДВФУ Анатолию Боровику медаль "За доблестный труд". Высокая награда для Анатолия Гавриловича была утверждена в Москве руководителем Государственной корпорации "Ростех" Сергеем Чемезовым на основании решения Центрального Совета Союза машиностроителей России.

Это при непосредственном участии А. Боровика были разработаны стандарты ДВФУ по подготовке востребованных предприятиями ОПК выпускников машиностроительного профиля. Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Анатолий Боровик всегда был одним из главных связующих звеньев между представителями вуза и машиностроительными предприятиями Дальневосточного региона в вопросе совершенствования подготовки студентов. И хотя трудовой стаж этого человека в отрасли насчитывает уже 47 лет, он и по сей день руководит магистерской и бакалаврской образовательными программами по подготовке кадров машиностроительного профиля. О том, насколько качественно справляется Анатолий Гаврилович со своими задачами, свидетельствуют такие большие его награды, как знак "За отличные успехи в работе", медаль "Ветеран труда" и медаль академика В.А. Легасова. Присвоено ему и звание "Профессиональный инженер России". И вот очередное поощрение значимости его работы — медаль "За доблестный труд".

Анатолий Гаврилович считает, что ДВФУ на международной арене начинает подниматься, хорошо идёт его реклама, создаётся много образовательных программ, и иностранные преподаватели приезжают с лекциями, так что в целом качество образовательного процесса повышается. Теперь машиностроительную отрасль в стране развивают, в том числе и ученики самого Боровика. И уже от качества их работы зависит сохранение машиностроительной отрасли и нормальное функционирование машиностроительных предприятий. Анатолий Гаврилович и его коллеги всегда делали всё, что могли, чтобы привить своим продолжателям любовь к этой специальности, и теперь желают им на высоком уровне поддерживать традиции отрасли.

– Мы постоянно проводим мероприятия по улучшению качества подготовки специалистов отрасли, такие, как круглые столы, встречаемся с работодателями, — рассказывает Анатолий Боровик. — И конечно, в этой работе мы прежде всего ориентируемся на наших выпускников. Практически весь руководящий состав машиностроительного комплекса края — выпускники нашего университета. Поэтому, естественно, они тоже болеют за дело и хотят, чтобы мы готовили качественных специалистов, им нужны эти специалисты. У нас с ними полное взаимопонимание. Одно из последних высказанных работодателями мнений говорит о том, что надо увеличивать практикоориентированность подготовки студентов. Мы это пожелание воспринимаем и принимаем определённые меры для того, чтобы повысить качество такой практической подготовки. Не всегда это удаётся, потому что есть объективные и субъективные причины, но, тем не менее, мы стараемся. И думаю, что в ближайшее время мы будем ещё лучше справляться с этой задачей. Появятся новые условия работы, и наши выпускники увидят, что они действительно нужны предприятиям и что в дальнейшем они будут успешно работать на заводах.

Начинал трудиться токарем

После школы Анатолий Гаврилович два года работал на заводе № 60 "Дальвоенморстрой" учеником токаря и токарем по металлу, затем поступил в Дальневосточный политехнический институт и окончил его в 1968 году по специальности "Технология машиностроения, металлические станки и инструменты". В вузе он закончил военную кафедру, и после окончания института Боровика призвали в армию, где он два года прослужил командиром стартового взвода дивизиона ПВО. В 1970 году он демобилизовался и вернулся в Политехнический институт. И вот с этого года — Политехнический институт, Технический университет и сейчас — ДВФУ. Названий много, но всё это одна альма-матер Анатолия Боровика. Он быстро вырос от ассистента, старшего преподавателя до декана. В 1980 году Анатолий Гаврилович успешно защитил диссертацию, в 1985 он стал деканом машиностроительного факультета и проработал в этой должности целых 24 года. А в 1988 году ему было присвоено учёное звание доцента.

Следующая высокая должность Анатолия Боровика — заместитель первого проректора ДВПИ им. Куйбышева, на которую он был выдвинут в 2004 году. Анатолий Гаврилович и сегодня — один из самых энергичных и неутомимых людей в университете. В сфере интересов начальника Отдела профориентации и взаимодействия с работодателями Инженерной школы ДВФУ — самые главные и ответственные задачи. На нём лежит ответственность за набор, распределение и подготовку кадров.

Университетский кампус, в котором он трудится, самый современный сегодня не только на Дальнем Востоке, но и, пожалуй, во всей России. Здесь он, наряду с другими преподавателями Инженерной школы, обучает студентов, предлагая им отличные условия на протяжении всего образовательного процесса с хорошими помещениями, необходимым оборудованием и вычислительной техникой.

– Работодателей не очень удовлетворяет переход технарей на обучение на основе бакалавриата, — размышляет Анатолий Боровик. — На целый год у них теперь меньше времени на учёбу по сравнению с теми, кто оканчивал специалитет. А для приобретения навыков практической работы этого оказывается недостаточно. Магистратура и аспирантура — это уже следующие уровни в получении образования, и сюда идут люди, которые зачастую назад на предприятие вернуться не планируют. Но время идёт, и есть уже целевые наборы в магистратуру и от самих предприятий. Активно работают и направляют своих работников в магистратуру ДВФУ, например, Арсеньевское авиационное предприятие "Прогресс" и ОАО "Дальприбор". Эти предприятия уже имеют магистрантов и предполагают использовать их в производственном процессе, хотя пока и в небольших количествах.

Инженерное образование и мотивированность выпускников школ

– Какой мы видим проблему в подготовке кадров для промышленности нашего региона? — Анатолий Гаврилович по долгу службы частенько задумывается над этим вопросом. — Первая проблема, конечно, в том, что поступают выпускники школ, которые имеют не очень серьёзное качество подготовки по математике и физике, особенно по физике. Когда мы готовили День открытых дверей, мы объезжали школы, спрашивали, какие проблемы и почему так мало школьников сдают ЕГЭ по физике? Оказалось, что в школах примерно на одну треть недокомплект учителей по физике. Поэтому ИШ открыла Малую инженерную академию, в которую мы собираем школьников, чтобы привлекать их на наши инженерные специальности. Школьники, в первую очередь, попросили дополнительные занятия по физике, и им такую подготовку организовали. В прошлом году в Малой инженерной академии на эти занятия ходили примерно сто пятьдесят человек. Посещаемость была очень хорошая, ведь мы подобрали лучших физиков, которые учат студентов в нашей же Инженерной школе. И многие школьники признавались, что если бы им на таком же уровне давали знания в школе, то, конечно, они бы физику знали. Из-за неуверенности в знании этого предмета очень многие выпускники школ и не идут ЕГЭ сдавать. Ведь если они сдадут ЕГЭ по физике на 35 баллов, то, естественно, общий суммарный балл у них будет низким, и шансов пройти на престижные специальности будет немного.

Поэтому задача, которую мы ставим при подготовке инженерных кадров для машиностроительной отрасли, — это повышение общеобразовательного уровня школьников по физике, математике и некоторым другим предметам. В связи с этим в Инженерной школе сейчас поднимается вопрос о том, чтобы и для первокурсников ввести дополнительные занятия, и уже записываются желающие. Это только первый год, как мы организовали такую подготовку, и пока контингент учеников у нас ещё не очень большой, но эффект от её внедрения будет.

И вторая проблема — не в нашу пользу — заключается в том, что мы набираем абитуриентов с небольшим баллом ЕГЭ, а они не вытягивают учебный план по многим специальностям. Ситуация складывается так, что уже после первого курса мы недосчитываемся 30 % студентов. А на специальностях "робототехника", "машиностроение", "конструкторско-технологическое обеспечение" к 3 курсу остаётся половина от набора. Конечно, нас это не устраивает, и мы принимаем дополнительные меры, чтобы повысить качество образования студентов и их способности воспринимать те учебные дисциплины, которые у нас преподаются.

Престиж профессии напрямую зависит от темпов развития машиностроения

Анатолий Гаврилович переживает, что конкурс на инженерные специальности сегодня значительно ниже, чем на гуманитарные, экономические, юридические. Большой конкурс в Инженерной школе на нефтегазовом направлении, последний год — и на "строительство уникальных зданий и сооружений". На "строительство" хорошо идут, поскольку видят большие стройки, много было выполнено строительных работ высокого качества к саммиту АТЭС. А на специальности, связанные с производством, когда после окончания университета надо работать на машиностроительном или приборостроительном предприятии, конкурс значительно меньше.

– Я знаю, что в своё время Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России предпринимало шаги для того, чтобы краевая администрация определилась с перспективами развития машиностроительной промышленности. У нас до сих пор нет чёткого плана развития машиностроительной отрасли, а от этого тоже зависит, будет ли высоким престиж профессии машиностроителя, — делится с нами соображениями по сложившемуся в отрасли положению дел машиностроитель со стажем Анатолий Боровик. — Хотелось бы, чтобы в стране более последовательно проводилась перестройка промышленности на рыночные рельсы и достигались все планируемые результаты. Тогда акцент внимания школьников и их родителей не будет смещаться на другие сферы жизни, где, как им кажется, проще добиться успеха. Действительно, идёт направленная реклама, что экономисты, юристы, нефтяники — успешные люди, которые достигают многого в жизни. Реклама направлена не в сторону наших специальностей, но главное — то, что самая значимая наша отрасль промышленности, машиностроение, пока еще отстаёт от желаемых темпов развития. Раньше быть инженером было очень престижно: и карьера была хорошая, и социальные условия, и жильё строилось. Сейчас ситуация несколько иная, и многие школьники не готовы ради неясных перспектив усердно заниматься дополнительно. Мы стараемся объяснять выпускникам, что машиностроение очень важно для развития государства, промышленности, что это — база экономической мощи государства.

Тенденция на повышение качества образовательного процесса

Сегодня у ДВФУ есть широкие перспективы и специальные программы по взаимодействию с ведущими университетами за рубежом. Есть программа мобильной активности, связанная с приглашением авторитетнейших профессоров ведущих мировых университетов. В Инженерной школе уже несколько человек преподают на таком высоком международном уровне. Развивается в вузе и направление подготовки иностранных студентов. Много здесь студентов из Китая, а в этом году в магистратуру по конструкторско-технологическому обеспечению поступили два северных корейца, которые учатся по межгосударственному соглашению. И хотя у них с русским языком плоховато, но, тем не менее, они очень целеустремлённые. Государство им сказало: "Надо!" И они делают всё, что от них зависит. Они приехали сюда, плохо разговаривая по-русски, но в результате упорного труда и занятий за три месяца настолько выучили язык, что смогли хорошо сдать все зачёты. Вот о такой мотивированности наших студентов мечтает этот замечательный человек — Анатолий Гаврилович Боровик, который всегда активно участвует в общественной жизни университета, являясь одновременно членом Учёного Совета и председателем секции Учебно-методического Совета. Он спокойно и настойчиво делает всё, что в его силах, беря пример с таких своих учителей, как доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР Владимир Иванович Комиссаров. Боровик подготовил к изданию книгу об этом замечательном талантливом дальневосточнике, который в своё время трудился на "Дальзаводе" и был преподавателем ДВПИ, занимаясь проектированием технологических процессов механической обработки, за что был награждён орденами Трудового Красного Знамени и "Знак Почёта СССР".

Кандидат технических наук, доцент Анатолий Боровик за свою успешную научно-педагогическую деятельность и сам удостоился звания лауреата премии В.М. Мендрина (организатора и ректора Владивостокского высшего политехникума, 1918 г.) за лучшее учебное пособие ДВГТУ за 2002 год. Он опубликовал более ста научных и методических работ, основным направлением которых является теория проектирования технологических процессов механической обработки. Под его авторством изданы 5 научных пособий, в том числе с грифом Министерства образования и науки РФ.

Руководители Приморского регионального отделения СоюзМаш России и все, кто работает бок о бок с Анатолием Боровиком, уверены, что с такими людьми, преданными своему делу, тенденция повышения качества образовательного процесса в университете сохранится и будет расти.

"Профессиональный инженер России" А. Боровик, специалист со знаком качества, и сегодня остаётся одним из лучших профессионалов машиностроительного дела.

От редакции. Материал был подготовлен накануне принятия Закона Приморского края "О промышленной политике в Приморском крае".

«Прогресс Приморья», № 3 (367) от 28.01.2016 г.

Светлана Маликова

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно