Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
25 февраля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Счастливая трудовая жизнь

В 1967 году на заводе "Аскольд" начал свою работу цех приборного производства № 42. Первым начальником цеха был Юрий Александрович Кузин, затем — Анатолий Федорович Огнев. Чуть позже, каждый в свое время, возглавляли цех Юрий Алексеевич Олиференко, Николай Иосифович Зайко, и на протяжении двадцати лет руководителем цеха был Геннадий Алексеевич Сапожников.

Цех, возможно, работал бы и до сих пор, но в период экономических реформ и конверсии высокоточная приборная продукция морской тематики оказалась ненужной государству. В феврале 1995 года цех № 42 прекратил свое существование. Но память о высокопрофессиональном коллективе цеха и наукоемкой продукции, которая выходила из этого легендарного цеха, живет до сих пор.

Бессменный руководитель

Свою трудовую стезю Геннадий Сапожников начинал с ученика газосварщика на заводе "Прогресс". Выбрал это предприятие, потому что там работал его отец. После службы в армии в 1961 году Геннадий устроился на "Аскольд", сегодня — одно из ведущих предприятий Приморского регионального отделения СМР. Сначала слесарем-механиком морских приборов в механическом цехе № 13, затем трудился мастером отдела технического контроля цехов 8, 40, 42, начальником бюро технического контроля цеха № 42. Успешно, без отрыва от производства, окончил вечернее отделение гироскопических приборов и устройств Приморского авиационного техникума. Через 12 лет занял пост замначальника цеха № 42, а через два года возглавил коллектив.

Комплекс "Аметист"

Цех был самым престижным на заводе. Многие стремились в нем работать. Кадры отбирались тщательно. Мало кто знал, что в этом цехе основной номенклатурой являлись автопилоты для крылатых ракет морского базирования комплекса "Аметист", который был намного сложнее как по точности, так и по сложности электромонтажной сборки и регулировки изготавливаемых в то время навигационных систем "Курс-3" и "Курс-4".

Стабильная работа цеха № 42 во многом зависела от успешной работы цехов-поставщиков необходимых для сборки деталей, таких, как №№ 18, 13, 30, 38, 11. Вместе эти коллективы делали одно очень важное дело. Были и трудности. Например, в освоении намотки электроэлементов — трансформаторов, дросселей для сборки гироскопических изделий. Но сообща удалось справиться и с ними.

Коллективу цеха приходилось работать без выходных, отдельные операции выполнялись в круглосуточном режиме. Особенно трудно удавалось "поймать" чувствительность гироприборов комплекса "Аметист". Многое зависело от профессионального мастерства и золотых рук слесарей-сборщиков Василия Семенец, Анатолия Сморчкова, электромонтажников Михаила Черкашина, Геннадия Денисова. Много добрых слов заслуживала и работа регулировщиков приборов автоматики — Михаила Рябус, Виталия Отченашенко, Виктора Мешкова, Виталия Сергиенко, а также регулировщиков гироскопических приборов Александра Покрашенко, Петра Загребельного, инженера-плановика Таисии Кудиновой.

Первый комплекс удалось собрать к концу 1967 года. Он предназначался для периодических испытаний, которые он успешно выдержал, и был запущен в серийное производство. На протяжении восьми лет шел активный выпуск этих изделий. Цех отлично справлялся с поставленными задачами, несмотря на то что механические цеха в силу нехватки производственных мощностей не всегда вовремя обеспечивали прибористов необходимыми деталями. Поэтому приходилось "штурмовать" после работы, в выходные дни.

"Базальт"

В 1975 году цеху было поручено освоение более сложного автопилота для морских крылатых ракет — комплекса "Базальт", который был на порядок сложнее "Аметиста". Освоение этого изделия потребовало внедрения новых техпроцессов — таких, как сварка лазерным лучом, обработка деталей перед сборкой в вакуумной среде. Но ранее накопленный опыт позволил в более короткие сроки освоить новое изделие. Уже через два года начался серийный выпуск "Базальта".

— В целом по гироскопическим приборам, — рассказывает Геннадий Алексеевич, — все шло гладко, за исключением гиромоторов. Дело было в технологии сборки. Нам пришлось подготавливать новый технологический участок для вакуумирования деталей для гиромоторов. Здесь мы получили неоценимую помощь от работников завода "Северный пресс", входящего в состав Ленинградского научно-производственного объединения "Гранит". Именно начальник цеха Анатолий Жолудев поставлял и помогал осваивать их. Добрых слов заслуживает документация НПО, которая была наивысшего качества. Параллельно цех занимался изготовлением гироазимуткомпасов ГКУ-2.

"Вулкан"

В начале 80-х годов цех безболезненно и плавно перешел к освоению и изготовлению очередной модификации комплекса — "Вулкан". Здесь стоит отметить профессиональную работу сборщиков Валентина Дорошенко, Павла Мурзина. В свою очередь и монтажники научились обращаться с интегральными микросхемами — электроэлементами прибора автоматики.

До сих пор вызывает восхищение профессиональная работа коллектива по освоению и производству комплексов, а также других изделий — малогабаритных гироазимуткомпасов "Вега", электронных блоков "Поколение", газобаллонной аппаратуры для питания двигателей автомобилей "ЗИЛ", "ГАЗ", компримированных газом.

Монтажники по изготовлению блоков "Поколение" освоили монтаж на платах печатного монтажа, пайку интегральных микросхем. Ленинградцы отдавали предпочтение аскольдовским блокам, которые были более высокого качества.

Большую роль в освоении и изготовлении комплексов сыграла группа подготовки производства во главе с Виктором Дашутиным — регулировщик Валерий Нестеров, регулировщик, начальник ПП Сергей Воронцов, а также конструкторская группа отдела № 41 под руководством Николая Маслова.

По труду и честь

Численность цеха приборного производства составляла 300 человек. Многие его высокоэрудированные специалисты за свой профессионализм, добросовестный многолетний труд были награждены орденами и медалями. Ордена "Знак Почета" удостоены Геннадий Алексеевич Сапожников, Валерий Павлович Нестеров, Михаил Савельевич Ошеко, Михаил Михайлович Тусков. Орденом Трудовой Славы III степени награждены Любовь Николаевна Малахова, Михаил Николаевич Рябус, Виктор Тимофеевич Улогов; орденом Октябрьской Революции — Валерий Павлович Нестеров; медалью "За трудовое отличие" — Виктор Тимофеевич Улогов, Татьяна Васильевна Рыжикова, Виктор Васильевич Чепинога, Людмила Владимировна Шевцова, Раиса Кирилловна Яковенко; медали "За трудовую доблесть" удостоены Любовь Трофимовна Самойленко, Анна Ефимовна Воронцова, Иван Максимович Хмель.

Встречи

21 год прошел с тех пор, как перестал существовать цех. Но несмотря на это, коллектив продолжает поддерживать хорошие, дружеские отношения. С радостью проходят традиционные вечера встреч, с теплотой и любовью вспоминают аскольдовцы былые времена, интересуются, как сложилась дальнейшая судьба у каждого из них.

Заводилой доброго почина стала Зоя Анкудинова. Бывший инженер-плановик цеха, в силу своего энергичного характера и коммуникабельности она не могла допустить, чтобы их дружный коллектив исчез бы в никуда. Ежегодно она обзванивает всех и договаривается о встрече, организует культурную программу. И обязательно — фото на память.

— Великое счастье было работать с коллективом цеха, — говорит Геннадий Алексеевич. — Конечно, не представляется возможным перечислить все заслуги наших работников, ответственных и добросовестных профессионалов, вместе переживших трудности и радости побед. От себя лично хочу передать им особую благодарность. Наше поколение прожило счастливую трудовую жизнь. Мы славно работали, созидали, чувствовали себя нужными, и это здорово! Наш цех навсегда останется в нашей памяти и в истории родного предприятия.

«Прогресс Приморья», № 7 (371) от 25.02.2016 г.

Галина Писарева

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно