|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Первый космонавт — наш!Поколение шестидесятых, независимо от возраста, хорошо помнит, как большая страна ликовала после сообщения диктора о том, что первым человеком на планете Земля, покорившим космос, стал советский гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. Помнится реакция западных, как их тогда называли, буржуазных стран, буквально оглушённых этим событием, — сначала штиль, а следом всеобщий восторг. Даже радиостанция "Голос Америки", выходящая в эфир на русском языке, оценила это как событие эпохального значения. Газеты и журналы печатали на своих страницах броские заголовки и фотографии по-доброму улыбающегося человека. Эта улыбка, по свидетельству многих, объединила народы разных стран и континентов. Весь мир, скажем без преувеличения, влюбился в первого космонавта, он вошёл в каждую семью, и не только советскую. Пожалуй, тот полёт стал сродни победе в Великой Отечественной войне, которая стала достоянием всего народа. И вот новая победа — многолетний упорный труд конструкторов, учёных, инженеров, рабочих, лётчиков-испытателей увенчался небывалым успехом. Несмотря на то что следом за Гагариным небесные выси покорили многие советские, российские космонавты, всё же Юрий Алексеевич Гагарин — на все времена первый. Вспоминается, с каким трепетом ожидали ребята нашего двора почтальона, который принёс журнал "Огонёк" с цветной фотографией первого космонавта на обложке. Его портрет словно заряжал позитивной энергетикой, о нём хотелось узнать больше и, конечно, быть на него похожим во всём. Число желающих стать космонавтами тогда увеличилось многократно. Да, время было незабываемое, пожалуй, можно назвать его счастливым ещё и потому, что наше поколение благодаря Юрию Гагарину стремилось ввысь, ставило перед собой реальные задачи, желая познать другие миры, о которых писали фантасты, снимали фильмы кинематографисты, сочиняли песни композиторы. У всех на устах были тогда слова: "Он сказал "Поехали!" Он взмахнул рукой". Сегодня, спустя 55 лет, воспоминания о первом космонавте и его полёте не столько навевают ностальгию, сколько вселяют надежду на будущее, задают оптимистический тон и побуждают к прогрессивному поступательному движению. Пятьдесят пять лет назад55 лет назад, 12 апреля 1961 года, трехступенчатая ракета-носитель доставила на околоземную орбиту космический корабль "Восток", на борту которого находился гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Корабль был запущен с космодрома Байконур в 9 час. 07 мин. по московскому времени и, совершив один оборот по орбите, приземлился в 10 час. 55 мин. в районе деревни Смеловка Саратовской области. Высота перигея орбиты составила 181 км, высота апогея — 327 км. После приземления первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин немало рассказывал о своём первом космическом полете. Понятно, что он был воспитан той системой, той страной, которая называлась СССР. И то, что идеологические установки были именно такими, — исторический факт, без которого, возможно, не удалось бы осуществить запуск человека в космос. Поэтому первый космонавт говорил так, как требовало время. Вот его слова: "Первый полет человека в космос явился триумфом советской науки и техники, блестящей демонстрацией преимуществ нашей социалистической системы. Наш советский социалистический строй является замечательной и надежной стартовой площадкой, с которой уходят в небесные дали космические корабли. К полетам в космос нас готовили многие сотни специалистов самых различных профессий. Обширная программа, которую должен выполнить космонавт, включает в себя много разнообразных вопросов: и теоретических, и практических. Ведь космос только тогда можно считать освоенным, когда в нем будет жить и работать человек. Готовясь к старту, мы изучали основы ракетной и космической техники, конструкцию корабля, геофизику, астрономию, медицину. Особое внимание наши учителя уделяют физической подготовке космонавтов. Приход каждого нового дня отмечали утренней зарядкой. Занимались на открытом воздухе, в любую погоду, под наблюдением врачей. Гимнастику сменяли игры с мячом, прыжки в воду с трамплина уступали место велосипеду. А вскоре подошло время тренировок на центрифуге, испытаний в сурдокамере, термокамере, в роторе, полетов в самолете на невесомость, прыжков с парашютом. Трудной и упорной была подготовка человека к полету в космос. Нелегко далась она нам. Нелегко пришлось и нашим наставникам — ученым и медикам, биологам и инженерам. Это они разработали научно обоснованную систему тренировок космонавтов, это они бережно следили за нашими сердцами, легкими, мускулами и нервами, это их руками была создана уникальная аппаратура, позволяющая следить за состоянием космонавта в полете. Наконец, это они вселили в нас уверенность в успехе. ...Среда, 12 апреля. Космодром Байконур, расположенный в широкой, как океан, степи. Навсегда останутся в моей памяти и этот день, и эта степь. И — самое большое, самое главное: сознание того, что мне, рядовому гражданину Советской страны, молодому коммунисту, доверена огромная честь — быть первым в космосе. Минуты прощания с Землей. Сосредоточенные, одухотворенные лица главного конструктора и теоретика космонавтики, ученых, инженеров, врачей. И ободряющий взгляд моего дублера — Германа Титова. Короткие слова прощания, и вот уже лифт поднимает меня в кабину "Востока". Летит время. Наконец, долгожданная команда "Подъем!" …Как же ведет себя человек в космическом полете? Как он переносит перегрузки от ускорений, как отражается состояние невесомости на его организме, как будут работать различные системы космического корабля? На эти и многие другие вопросы мне предстояло дать четкие ответы. Что можно рассказать о полете, который продолжался меньше двух часов? Полет проходил по орбите с перигеем 175 километров и апогеем 302 километра. Продолжался он сто восемь минут. Сразу же на выходе на орбиту наступила невесомость — состояние, необычное для жителей Земли. Сначала мне все казалось очень необычным, но вскоре я привык к этому состоянию, освоился и продолжил выполнение заданной программы. Невесомость — это явление для всех нас, жителей Земли, несколько странное. Но организм быстро приспосабливается к нему, испытывая исключительную легкость во всех членах. Двадцать восемь тысяч километров в час — вот скорость, с которой "Восток" проносился над океанами и материками нашей планеты. Между кораблем и Землей была установлена связь, которая работала безотказно. Я передавал сообщения, слышал голоса моих товарищей. В кабине слышались радиопередачи с моей Родины. Я все время ощущал внимание и поддержку всей страны. В ходе всего полета я вел плодотворную работу по программе. Поддерживал радиосвязь с Землей по нескольким каналам — как в телефонных, так и в телеграфных режимах, наблюдал за работой оборудования корабля, принимал пищу, воду. Земля с космической высоты виделась хорошо. Отчетливо были видны горные массивы, береговая линия, острова. Наступил момент спуска. Точно по графику сработал тормозной двигатель, снова возросли перегрузки. Были закрыты шторки на иллюминаторах, и корабль стремительно вошел в плотные слои атмосферы. Наконец Земля. Взволнованные лица товарищей, снова голубое небо над головой и незабываемый душевный разговор с Никитой Сергеевичем Хрущевым. Задание Родины, партии выполнено... Прошли недели, месяцы. Новые трассы в космосе проложены космическими кораблями "Восток-2", "Восток-3" и "Восток-4", на которых совершили свои полеты Герман Степанович Титов, Андриян Григорьевич Николаев, Павел Романович Попович. 130 витков вокруг Земли сделали советские космонавты. Американцы — пока только 12. Счет 130:12. Счет внушительный…" Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 13 (377) от 07.04.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |