Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
08 сентября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Слагаемые хорошей работы

На любом предприятии машиностроительной отрасли мозговым центром является работа конструкторского отдела. К ним относится и завод "Аскольд", входящий в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Мы обратились к техническому директору — и.о. главного конструктора Андрею Викторовичу Самусенко с просьбой раскрыть особенности работы отдела главного конструктора.

– Если говорить в рамках положения об отделе, то вкратце могу сказать, что основными задачами отдела главного конструктора (отдела № 41) являются конструкторская подготовка производства и конструкторское сопровождение изготовления продукции, выпускаемой нашим предприятием. Смысл задач, изложенных таким образом, звучит обобщенно, и большинству людей, даже тем, кому в рамках своей профессиональной деятельности приходится работать со специалистами нашего отдела, не известен весь спектр работ, которым занимаются конструкторы. И даже сейчас, в ходе моего рассказа, я едва ли смогу полностью осветить все, что со стороны конструкторского отдела делается для того, чтобы продукция изготавливалась нашим производством и поставлялась заказчику.

Можно выделить четыре основных направления работы отдела и его трех структурных подразделений.

Конструкторское бюро (КБ) сопровождения серийного изготовления

Первое направление — постановка на серийное производство нового изделия. Инженер-конструктор КБ — это тот специалист, который получает от разработчика (КБ "Армас", АО "СПМБМ "Малахит", АО "ЦКБ МТ "Рубин" и др.) конструкторскую документацию (КД) и первый на предприятии начинает работать по изучению конструкции изделия, которое в будущем будет серийно выпускаться нашим предприятием. На этом этапе, ещё до привлечения производственных подразделений, совместно с технологическими и метрологическими службами конструктор прорабатывает все этапы изготовления, сборки и испытания будущего изделия для адаптации конструкции изделия к технологиям, внедренным на нашем предприятии, и выявления ошибок и неточностей, допущенных разработчиком. От полноты и тщательности данной проработки зависит, насколько быстро пройдет процесс освоения нового изделия. На этапе освоения, особенно на этапах сборки, наладки и испытаний, ведущие конструкторы меняют свое рабочее место в отделе и дни, недели (все зависит от сложности осваиваемого изделия) проводят на участках сборки и испытаний. Ведущий конструктор — это посредник между организацией-разработчиком изделия и нашим предприятием, в связи с чем это последняя инстанция, к которой обращаются все специалисты завода, задействованные в освоении, в случае возникновения вопросов, которые не могут решить на своем уровне. Этих специалистов все хорошо знают. Это Виктор Васильевич Чепинога, Алексей Владимирович Юрин, Михаил Васильевич Карпенко, Евгений Михайлович Степыко. Это, так сказать, "аксакалы". Одно из последних освоений, а именно освоение электромагнита постоянного тока, разработчиком которого является АО "СПМБМ "Малахит", дало нашему предприятию надежду получить в будущем еще одного высококлассного ведущего конструктора — Екатерину Геннадьевну Круц, и это тем более приятно, хотя и неожиданно, что этот подающий надежду специалист — молодая, симпатичная девушка.

Второе направление — непосредственно сопровождение серийно изготавливаемой продукции. Данное направление включает в себя целый спектр различных по своей специфике работ. Приведу некоторые из них. Это актуализация КД, подготовка и согласование КД с морским и речным регистрами, разработка эксплуатационной документации на русском или любом иностранном языке, рационализаторская работа со всеми подразделениями завода, сертификация продукции и многое другое.

Более подробно остановлюсь на "биче" любого производителя, который доставляет немало проблем не только производству, но и конструкторам, — несоответствии изготовленных деталей требованиям КД. Какой производственник не знает, с чем можно столкнуться при изготовлении давно освоенного и серийно выпускаемого годами изделия? Существуют десятки факторов, которые могут повлиять на качество окончательно собранного изделия. Перечислю некоторые из них: технологический фактор — износ инструмента, оснастки, оборудования; человеческий фактор — нарушение режимов резания, технологии изготовления и т. д.; климатический фактор — чрезмерное охлаждение или нагрев высокоточной детали при обработке и другие.

Многие из них могут привести к браку. Брак есть брак, будут найдены виновные, составлены мероприятия по устранению данного брака в будущем; брак, если он исправимый, — исправят, а вот если он неисправимый? И партию в сотни штук, на изготовление которой затрачено сотни тысяч рублей, списывать и утилизировать? Вот тут и вступают в работу конструкторы: составить техническое обоснование с проведением прочностных расчетов, получить подтверждение разработчика о возможности применения деталей в изделии с данным несоответствием или удостовериться в возможности использования данных деталей путем проведения типовых испытаний на окончательно собранном изделии с подтверждением всех технических характеристик. Но кроме случаев брака (так сказать, ЧП), есть и штатные, постоянно повторяющие несоответствия, заставляющие конструкторов прибегать к тем же процедурам. Это, например, замена материала — не всегда отдел снабжения может найти тот материал, который нужен, или в те сроки, которые бы позволили выполнить договорные обязательства перед заказчиком; замена формообразования заготовки в связи с экономической нецелесообразностью изготовления заготовки методами точного литья и штамповки; ряд других несоответствий, вызванных объективными причинами.

В общем, все сотрудники КБ — универсалы, и при необходимости могут выполнять работу коллег, однако за каждым определена соответствующая специализация. Разработку чертежей для речного или морского регистров выполняет Дмитрий Александрович Козьменко, эксплуатационную документацию разрабатывают Татьяна Игоревна Мартыненко и Людмила Александровна Додонова, сопровождение изготовления ШТС закреплено за Ириной Викторовной Жуковой, согласование возможности замен марок материалов или методов формообразования выполняет Алла Александровна Шигеева, вопросы рационализаторства курирует Вера Владимировна Капитаненко.

Бюро нестандартизованного оборудования

Третье направление — разработка нестандартизованного оборудования. Работы проводятся как при освоении новых изделий, так и при серийном изготовлении.

Каждое изготавливаемое изделие (партия изделий), прежде чем быть отгруженным в адрес заказчика, должно подтвердить свое качество, пройдя комплекс испытаний согласно техническим условиям на поставку. Данные испытания проводятся на соответствующем испытательном оборудовании, некоторые из них стандартизованы (вибростенды, климатические камеры и др.). Таким оборудованием заведует метрологическая служба завода, но большинство испытательных стендов узкоспециализированно и применяется только на арматурных заводах и судостроительных вервях. Проектированием именно таких стендов и занимается бюро нестандартизованного оборудования.

На настоящий момент, в рамках выполнения работ по модернизации устаревшего испытательного оборудования, на производственных площадях цеха № 4 заканчиваются пусконаладочные работы стенда для испытаний манипуляторов рабочей средой "горячая вода". Стенд уникален по своим функциям, он позволяет проводить испытания манипуляторов давлением испытательной среды от 0,03 МПа до 12,5 МПа и температурой от + 20° С до + 85° С, испытательные процессы полностью автоматизированы. Разработчиками и изготовителями данного стенда являются начальник КБ отдела № 41 Сергей Владимирович Кукиб и ведущий инженер-электронщик службы № 8 Роман Николаевич Рудовский.

Также в процессе серийного изготовления, в связи с необходимостью механизировать или автоматизировать технологический процесс, возникает необходимость проектирования или проведение модернизации специализированного технологического оборудования. Примером может послужить одна из последних разработок бюро нестандартизованного оборудования. По техническому заданию цеха № 33 специалистами бюро Александром Владимировичем Свергуным, Денисом Александровичем Фоминым под руководством Владимира Максимовича Кукишева была спроектирована установка вакуумной пропитки с автоматизацией данной операции и с автоматическим контролем технологических параметров. Установка на настоящий момент введена в эксплуатацию.

Группа технической документации и множительной техники

Четвертое направление — работа с технической документацией. Любая техническая документация, поступающая на завод с других предприятий или непосредственно разработанная на заводе, хранится в центральном заводском архиве. Здесь хранятся все контрольные экземпляры или подлинники документов, в подразделения выдаются только копии. Но неверно было бы данное подразделение нашего отдела ассоциировать просто с технической библиотекой, ведь здесь не только хранятся документы (чертежи, технологические процессы, нормативная документация), но и проводится ряд работ, не свойственных библиотеке.

Группа изменений технической документации в лице Татьяны Аверьяновны Коргун, Анны Анатольевны Смелик, Веры Григорьевны Пашниной, Надежды Ивановны Коневой, Натальи Петровны Юрченко ежедневно проводит десятки изменений по извещениям, выпускаемым инженерами как технических отделов нашего предприятия, так и проектных организаций. Чтобы осмыслить объем этой работы, нужно понять, что откорректировать необходимо не только контрольные экземпляры, хранящиеся в архиве, но и все копии, находящиеся в работе на заводе, а также направить изменения в организации, стоящие у нас на абонентском учете. Так что для проведения 10-20 изменений необходимо отработать 50-100 экземпляров документов.

Группа стандартизации заведует всей нормативной документацией, находящейся на предприятии, и не только проводит её актуализацию, но и осуществляет поиск необходимых для работы технических служб нормативных документов. Задача не всегда простая, обрисую ситуацию: необходимо по заявке технологического отдела найти учтенную копию технических условий, которые разработал завод "п/я А-1516" в 1977 г. Определить по почтовому ящику предприятие — это, так сказать, полбеды, а вот если оно на настоящий момент не существует или реорганизовано в другое, или распалось на несколько отдельных предприятий — попробуй найди документ. Занимается этой довольно непростой работой инженер по стандартизации Алексей Алексеевич Щеглов. Также группа стандартизации под руководством Владимира Петровича Валькова составляет и контролирует выполнение известного всему заводу годового плана по стандартизации.

Переплетный участок, на котором трудятся Людмила Львовна Кирпика и Антонина Михайловна Юрина: через руки этих женщин проходит и обретает законченный (переплетенный) вид не только вся эксплуатационная документация, отправляемая с изделиями заказчику, но и все документы предприятия (инструкции, стандарты, копии нормативных документов).

Вообще все рассказать о работе отдела просто невозможно.

О перспективах

На настоящий момент перед каждым подразделением конструкторского отдела стоят не только задачи текущего плана, но и планирование работ на перспективу. Поэтому мне не составит особого труда рассказать, что нового ожидает наше предприятие и конкретно наше производство. Перечислю только основные перспективные задачи.

В скором будущем планируется закончить освоение всей линейки запорных электромагнитных клапанов для АЭС, а это значит, нам предстоит освоение еще трех типоразмеров — Ду15, Ду65 и Ду100.

Планируется освоение нового изделия разработки АО "СПМБМ "Малахит" — клапана ОБПар. Это изделие продолжает тему оснащения торпедных аппаратов ПЛ в довершение к уже освоенным электромагнитам постоянного тока и осваиваемым стопорам.

Организация участка технического освидетельствования № 2 баллонов высокого давления.

Организация испытательного участка пожарной арматуры и испытаний изделий на водозащищенность.

Производство не стоит на месте, в мире внедряются новые, прогрессивные методы работы, новое, более рациональное в использовании оснащение рабочих мест. И наше подразделение идет в ногу со временем: рабочие места оснащаются более современным программным обеспечением автоматизированного проектирования, заменяется устаревшее офисное оборудование, в плановом режиме проходит внедрение электронной системы учета технической документации, призванной автоматизировать процесс контроля и учета документов завода и так далее.

Но все же основным и незаменимым рабочим инструментом конструкторского отдела являются специалисты с их навыками и способностями. Ведущие конструкторы передают свой опыт молодым коллегам, и так будет всегда — прогрессивные технологии могут лишь облегчить работу конструкторов, но никогда ее не заменят.

«Прогресс Приморья», № 32 (396) от 08.09.2016 г.

Галина Писарева

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно