|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Завод — моя семьяЛюди рабочей профессии всегда славили Арсеньевский завод "Прогресс". 80-летняя история авиационного предприятия насчитывает тысячи героев труда, чья работа является основой всего огромного предприятия, выпускающего боевые вертолеты. "Последний из могикан" — так называют коллеги Владимира Николаевич Малибашева, токаря механического цеха. 57 лет он трудится на участке высокоточной обработки деталей, знает всю науку токарного дела. На глаз может определить любую погрешность и искажение детали. Родился Владимир Николаевич 1 января 1937 года на Камчатке, куда по переселению с Украины приехали родители. В большой семье было 6 детей. После окончания 7 классов у Владимира было большое желание поступить в мореходное училище в Петропавловске-Камчатском. Но, приехав в гости к старшему брату в Арсеньев, здесь и остался. Позже брат привёз и маму к себе. Окончив среднюю школу, Владимир ушел в армию. Здесь появилось новое желание и тяга к неизведанному, а именно — поехать после демобилизации в Крым и получить там морскую специальность, даже нашелся единомышленник. Но опять судьба сыграла злую шутку, и отслужившему 3,5 года, парню пришлось раньше положенного срока вернуться домой — заболела мать. К тому времени брат с семьей и двенадцатью детьми переехал в деревню, а мать осталась совсем одна. Все её дети разъехались по стране. Из родственников никого рядом не было. Владимиру пришлось всю заботу о близком человеке взять на себя. На рубеже новой эпохи, когда Николай Сергеевич Новиков передавал дела по руководству заводом Николаю Ивановичу Сазыкину, в декабре 1959 года Владимир пришел на завод учеником токаря в механический цех. Постигая азы токарного дела, он привыкал к новой мысли — стать рабочим. "Цех тогда находился в здании нынешнего механосборочного цеха, — вспоминает Владимир Николаевич. — Прямо в цехе располагался в углу стол начальника, тут же технологи и ПДБ. Здесь же в ряд стояли станки, и вся работа была на виду". Проработав 3 месяца, Владимир сдал на 2 разряд. Поступил учиться в ремесленное училище на вечерний факультет. Днем — работа, вечером — учеба. Освоив теоретическую часть, сдал на 4 разряд. Спустя год он захотел повысить разряд и пошел опять учиться. По окончании получил "красный" диплом и 6 разряд по профессии. Позже продолжил обучение на вечернем факультете в ДВПИ во Владивостоке. "Жили мы в маленьком домике вместе с матерью, квартиры не было. И опять появилось желание уехать на запад в поисках лучшего места и как-то решить жилищный вопрос. Поговорив с начальником цеха об уходе, отправился к Николаю Ивановичу Сазыкину. И при сдаче дома по улице Калининской нам дали двухкомнатную квартиру. Николай Иванович всегда шел навстречу трудящимся и очень уважительно относился к рабочему классу. Рано утром приходил на работу и обходил весь завод. Неоднократно посещал и мое рабочее место, по-простому здоровался за руку, интересовался положением дел не только на работе, но и в семье", — с гордостью рассказывает Владимир Николаевич. Вскоре молодой токарь создал семью, родилась дочь, и учебу пришлось оставить. Проживание под одной крышей двух хозяек не заладилось, и жена, забрав дочь, уехала к своим родным в деревню. Больше семьи у Владимира Николаевича не было. Но любить свою дочь и быть прилежным отцом не возбранялось. Он до сих пор поддерживает с ней отношения. Получив два высших образования, она с семьей живет и работает в Москве. Отец и дочь часто созваниваются и заботятся друг о друге. Работа токаря сложная и кропотливая, всегда требующая четкого внимания и полной отдачи энергии. Профессиональные обязанности токаря включают в себя обработку вращающихся заготовок для изготовления деталей и изделий из различных материалов, а также нарезку резьбы, сверление, калибровку и многие другие операции. Владимир Николаевич — высококлассный специалист, трудится на универсальном станке и изготавливает единичные детали, которые требуют особой точности при обработке. Все изделия и детали он выполняет по определенным чертежам. При выполнении всех операций он должен учитывать оптимальные технологии и следовать предписаниям технологической документации. В его обязанности входит также проверка деталей на соответствие установленным размерам. "Когда был учеником, думал, ничего не получится, сменю профессию, — вспоминает токарь-профессионал. — А потом втянулся, стали давать изготавливать сложные детали. Самая первая моя деталь была изготовлена на планер "Приморец", производство которого к тому времени уже заканчивалось на заводе. Только освоили и запустили в производство самолеты Як-18А, аэросани, планеры А-15 и самый сложный самолет Ан-14 "Пчёлка". Потом началась эпоха вертолетов, когда начали осваивать Ми-24, появилась новая номенклатура. Детали на вертолет были необычными, большими. Принесут мне болванку — куб металлический, и по чертежам приходится вытачивать деталь. Даже мастер Александр Петрович Швыдкий недоумевал: "Как ты, Володя, делаешь такие точные детали из такой заготовки?" Конструктивно вертолет был сырым, были только чертежи, предоставленные Московским экспериментальным заводом, а мы должны были практически его изготовить. И так, вручную, вытачивались почти все детали на станках для первых машин. Под первую выпущенную деталь цех инструментов делал прессы для дальнейшего серийного производства. Менялись технологии, детали стали производить методом штамповки и позже уже стали изготавливать методом литья. После такого массового производства деталь все равно попадала ко мне, ее необходимо было обточить, обработать, подогнать под стандарт. А если учесть, что машина Ми-24 все время совершенствовалась, что-то добавляли, модернизировали, некоторые детали менялись, то и работа была творческой. Когда начались боевые действия в Афганистане, изготавливали дополнительные детали, ремкомплекты и отправляли в качестве запасных частей прямо в районы боевых действий". У Владимира Николаевича есть свое клеймо качества, а это высшее доверие рабочему человеку. На протяжении многих лет он самостоятельно закрывал свою работу и имел право клеймить детали. Когда завод приступил к выпуску специзделия, при выполнении большого заказа он был единственным специалистом на производстве, который вытачивал очень сложные детали. Только ему могли доверить столь ответственную работу стратегического назначения. В результате в 2000 году за выполнение контракта ему была объявлена благодарность и выдана денежная премия. "А когда приступили к освоению Ка-50, все вернулось опять к первой детали, — продолжает он свой рассказ. — Но, опираясь на приобретённый опыт, работа шла быстрее и многое было знакомо. Уже технологии усовершенствовались, частично поменялся парк станков, но ручной труд все равно остался. И до сих пор некоторые детали в своем изготовлении не обходятся без рук квалифицированных рабочих". На вопрос "Когда было лучше жить и работать?" он ответил: "Жить и работать было интересней в прошлом веке, нежели сейчас. И задора того нет, и люди вокруг стали замкнутые. А раньше народ был раскрепощенный, не было зависти и склок, все было по-простому. Ходили на маевки, митинги, выезжали на природу, пикники, общались в нерабочее время, дружили семьями". Хорошим токарем может стать далеко не каждый. У человека, выбравшего эту профессию, должен быть технический склад ума, прекрасный глазомер, пространственное мышление, отличное зрение, хорошо развитая мелкая моторика. Специалист по токарной обработке должен быть аккуратным, выносливым, ответственным и организованным человеком. Всеми этими качествами обладает Владимир Николаевич Малибашев, токарь 6 разряда. Не один десяток учеников он воспитал и обучил профессиональному ремеслу. Некоторые из них уходили в другую профессию, но в основном оставались, совершенствовали свои навыки, повышали разряды. На производстве на сегодняшний день осталось всего 2-3 человек из его учеников, многие уже ушли на заслуженный отдых. Приходили на практику студенты из профессионального училища, которым тоже уделялось должное внимание и передавались секреты токарного дела. В преддверии своего 80-летия Владимир Николаевич поделился секретом своей молодости и энергии. Профессия токаря не связана с высокой физической нагрузкой. Однако неподвижная работа у станка накладывает отпечаток на здоровье. Еще с армии Владимир Николаевич приобщился к занятиям спортом. Зимой до сих пор ходит на лыжах, круглый год занимается йогой. Ведет активный и здоровый образ жизни. "Дачи у меня нет, рыбалкой не увлекаюсь. Сидеть на одном месте по несколько часов — это не для меня, люблю всегда быть в движении, — с улыбкой говорит он. — Я живу в коллективе, а это друзья, общение, молодежь, с которой интересно поговорить. Мне очень нравится быть полезным обществу и востребованным специалистом. А на пенсии я "заржавею". За долголетний безупречный труд Владимир Николаевич Малибашев неоднократно награждался почетными грамотами и благодарностями. По итогам конкурса профмастерства стал победителем. Награждён знаком Министерства промышленности "Отличник качества МАП". Неоднократный победитель социалистических соревнований и ударник нескольких пятилеток. За вклад, внесенный в авиационную промышленность, ему присвоено звание "Ветеран труда". «Прогресс Приморья», № 47 (411) от 22.12.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |