|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Корифей окончательной сборки и сдачи винтокрылых машинДень защитника Отечества — это праздник настоящих мужчин, сильных духом и верных своему слову. В этот день по традиции поздравления получают не только те, кто служит или ранее служил в войсках Российской армии, но и те, кто ежедневно трудится на предприятиях отечественного оборонно-промышленного комплекса, производящих грозную и мощную боевую технику для нужд Министерства обороны. По случаю прошедшего праздника мы хотим рассказать об одном из старейших и опытнейших руководителей производства Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина Александре Яковлевиче Захарьящеве, который самоотверженно трудится на родном предприятии более 55 лет. За эти годы он прошёл практически все главные производственные должности, завоевал непоколебимое уважение и доверие окружающих. Корифей окончательной сборки и сдачи машин, опытный инженер, хороший организатор и наставник, обладающий высокими моральными качествами — именно так его описывают коллеги. "Александр Яковлевич — человек дела. Он немногословен, поэтому, когда появляется какая-то сложная проблема и ситуация накаляется до предела, он спокойно произносит лишь одно слово: "решим". Для него действительно нет неразрешимых задач, он всегда полон идей, как устранить любую проблему. Кроме того, он умеет находить правильные слова для охлаждения горячих споров. Вхож в любые коридоры, может договориться с любым человеком", — отзывается о своём давнем товарище по партийной работе начальник отдела внешнеэкономической деятельности Виктор Иванович Аладин. Александр Яковлевич — патриот своего завода и всего себя посвящает работе. Его можно встретить на сдаче готовой продукции и в субботу, и в воскресенье, если потребуется. Он никогда не перекладывает на других свои задачи, умело организует работу, и поэтому именно под его руководством всегда совершаются важнейшие прорывы в наиболее узких местах производства. "Александр Яковлевич — очень беспокойный человек. На заводе нет тем, которые бы его не касались. Даже если вопрос не входит в сферу его должностных обязанностей, он все равно не может пройти мимо и либо сам решит проблему, либо привлечёт людей, которые это непременно сделают", — рассказывает заместитель главного контролёра Виктор Александрович Пламадяла. Александр Яковлевич Захарьящев родился 28 августа 1942 года тогда ещё в рабочем посёлке Семёновка. Он рано остался без родителей, поэтому бабушка перевезла его в село Свободное Курской области и воспитывала самостоятельно. Спустя годы юный Александр поступил в Суворовское училище, успешно сдав экзамены и пройдя большой конкурс. В те годы армии было уделено большое внимание, поэтому все курсанты воспитывались в строгости, как профессиональные военные. Особое внимание было уделено физической подготовке и точным наукам. С тех времён у Александра Яковлевича сохранилось множество спортивных грамот, ведь он был хорошо подготовлен физически и даже был чемпионом училища по бегу. Он практически никогда не болел, всегда вставал в 6 утра и делал зарядку, впоследствии эту привычку он сохранил на много лет вперёд. Однако этого оказалось недостаточно. По окончании училища Александр Яковлевич не прошёл отбор по здоровью для продолжения обучения по военной специальности и вместо этого поступил в Приморский авиационный техникум в городе Арсеньеве. 21 августа 1961 года Александр Яковлевич устроился на работу в цех окончательной сборки машиностроительного завода "Прогресс" в качестве ученика слесаря-сборщика. На предприятии он познакомился со своей будущей супругой Клавдией Тимофеевной, и уже через год они поженились. Клавдия Тимофеевна, как и её супруг, много лет посвятила "Прогрессу" — она работала в цехе бытовых машин и в отделе главного металлурга. В этом же году Александр Яковлевич сдал на разряд и был переведён в контрольно-испытательный цех предприятия, а спустя три года получил звание "Ударник коммунистического труда". После окончания техникума Александр Яковлевич перешёл на должность начальника технологического бюро новообразованного вертолётного участка, а затем его призвали на срочную службу в ряды Советской армии почти на три года — с 9 декабря 1965 года по 13 июля 1968 года. По возвращении из армии Александр Яковлевич снова продолжил свой трудовой путь на предприятии: работал слесарем-сборщиком, инженером-технологом и инженером-конструктором. В 1976 году он получил звание "Лучший инженер", а в 1979 году — звание "Лучший конструктор". В те годы Александр Яковлевич был активным спортсменом и болельщиком, любил ходить в лес за грибами и ягодами, в разные времена года выезжал с коллегами и сыном Сергеем на рыбалку. Летом он много времени проводил на даче, особенно любил работать в саду. Времяпровождение на природе и сегодня доставляет Александру Яковлевичу большое удовольствие. "Впервые я встретился с Александром Яковлевичем Захарьящевым, когда был совсем молодым специалистом. Эта встреча произошла не на производстве, а в спортзале, где проводились заводские соревнования. Александр Яковлевич в тот день горячо поддерживал команду цеха окончательной сборки и испытаний и заряжал своей неиссякаемой энергией всех остальных болельщиков", — вспоминает заместитель главного контролёра Виктор Александрович Пламадяла. 27 июля 1979 года Александр Яковлевич был назначен на должность начальника контрольно-испытательной станции. Через год упорного труда он получил звание "Победитель соцсоревнования", а в 1985 году его наградили медалью ВДНХ. 16 февраля 1987 года Александра Яковлевича назначают начальником цеха окончательной сборки и испытаний, который всегда славился своими высококвалифицированными специалистами. "Сотрудники цеха окончательной сборки и испытаний — это, безусловно, инженерная элита предприятия. Они не просто проверяют работу всех приборов и систем вертолёта под током, но и самостоятельно делают входной контроль всех комплектующих изделия. В этом цехе очень долго даже не было необходимости создания БТК, а все объёмы контроля были делегированы специалистам цеха", — выразил своё уважение Виктор Александрович Пламадяла. В те времена цех был двойственным: занимался и спецтехникой, и вертолётами. Сотрудники данного подразделения самостоятельно прорабатывали электрические схемы, проектировали и собирали все стенды комплексной отработки, а также занимались другими разработками, и Александр Яковлевич тоже не оставался в стороне. Все, что зарождалось в цехе окончательной сборки и испытаний в те годы, не происходило без его непосредственного участия. Кроме того, именно он был инициатором построения отдельного здания контрольно-испытательной станции и пристройки к цеху окончательной сборки. Александр Яковлевич вносил немало рационализаторских предложений и помогал в этом своим сотрудникам. Оснащение цеха различными приборами также организовал он. Приоритетом для Александра Яковлевича всегда была организация комфорта для сотрудников, ведь он придерживался мысли, что план никогда не будет своевременно выполняться, если цех не оснащён технически грамотно. "В прошлые времена у нас действовала научная организация труда, перед подразделениями ставились планы по внедрению рационализаторских предложений и новых технологий. Когда Александр Яковлевич возглавлял цех, сотрудники контрольно-испытательной станции разработали вычислительную машину, которая подключалась к вертолету, делала опрос систем, что позволяло ускорить технологический процесс при отработке машины под током. Эта новость тогда прогремела на весь Советский Союз. Но машина так и не была внедрена, потому что была очень объемной и скорость её мышления была недостаточно высокой. Да и сам коллектив был не готов довериться технике. Какие бы ни внедрялись инновационные технологии — на первом месте всё-таки остается человек", — вспоминает руководитель группы взаимодействия КИС и ЛИС Николай Дмитриевич Варламов, бывший начальник цеха окончательной сборки и испытаний. Александра Яковлевича всегда окружала и окружает молодёжь, которую он искренне поддерживает и с большим удовольствием учит тому, что знает сам. При его руководстве в цехе окончательной сборки и испытаний было сформировано мощное техбюро, в которое входили выпускники престижного в те времена Харьковского авиационного института. Почти все выращенные специалисты цеха окончательной сборки и испытаний и сборочного производства прошли через Александра Яковлевича, и именно он дал многим сотрудникам предприятия, работающим сегодня на высоких должностях, "путёвку в жизнь". "У Александра Яковлевича очень развиты организаторские способности. Его приёмы руководства можно изучать и внедрять в производство", — уверенно говорит Николай Дмитриевич Варламов. Сам Николай Дмитриевич неоднократно отмечал, что никогда не думал, что когда-нибудь станет начальником. Но Александр Яковлевич, благодаря своей необычайной способности видеть в людях некую изюминку руководителя, постепенно подготовил Николая Дмитриевича к этой роли, с которой, как в шутку отмечает Николай Дмитриевич, он "вроде бы справился". Начальник техбюро цеха Наталья Ивановна Кузьменко, блестящий работоспособный специалист и сильный руководитель, тоже когда-то была замечена и воспитана Александром Яковлевичем. "Наиболее тесно мы работали с Александром Яковлевичем с начала 90-х и до начала 2000-х годов. Тогда завершилось производство вертолётов Ми-24, завершалось производство спецтехники и шло освоение вертолёта Ми-34. К сожалению, эта машина не пошла в большую серию из-за маленького рынка сбыта, и в большей степени возможность заводу продержаться на плаву дал контракт с инозаказчиком по спецтехнике. В этот сложный для завода период наиболее ярко проявились все положительные черты Александра Яковлевича. В первую очередь он показал себя как очень грамотный технический специалист. Например, когда возникли проблемы с выполнением контракта, Александр Яковлевич предложил довольно оригинальное решение. На предприятии имелся задел топливных баков на основное изделие, и после проработки с конструкторами и технологами было принято решение о доработке этих объёмов, что было сделано в кратчайшие сроки и в дальнейшем позволило с меньшими затратами выполнить контракт", — рассказывает заместитель главного контролёра Виктор Александрович Пламадяла. Сын Александра Яковлевича — Сергей Александрович Захарьящев, который сегодня, как и отец, трудится на заводе инженером-электроником отдела главного метролога (после 20 лет доблестной работы в милиции), вспоминает, что в сложный для завода период его отец часто засиживался на работе до ночи, получал поздние звонки, надолго уезжал в командировки. Но подробностей в семье про работу почти никогда не рассказывал, ведь это было секретно. Зато Александр Яковлевич часто приводил своих сына и дочь на дни открытых дверей на завод, знакомил их с экспонатами музея под открытым небом. Сергей Александрович Захарьящев вспоминает с трепетом те первые встречи с авиакомпанией: "Перед глазами предстаёт огромная территория завода, и ты чувствуешь гордость за это место и за своего отца, который причастен к созданию сложнейшей авиационной техники", — рассказывает он. Помимо того что Александр Яковлевич всегда был достойным тружеником производства, он был активным членом парткома и умелым пропагандистом. У завода в те годы всегда была мощная депутатская группа, которая действовала вплоть до 2004 года. Благодаря этой группе многие вопросы решались очень быстро и результативно, ведь Александр Яковлевич, как старший товарищ, всегда грамотно подбирал людей. Кроме того, эта депутатская школа была своего рода и школой руководителей, ведь хороший руководитель должен иметь широкий кругозор и понимать, что кроме цеха есть еще и город, за которой он тоже ответствен. "В то время "Прогресс" не просто назывался градообразующим предприятием, ведь во многом именно представители завода руководили городом. Через депутатскую группу, которая имела достаточно большой вес, транслировалась воля целого завода и решались наиболее важные вопросы", — рассказывает начальник отдела внешнеэкономической деятельности Виктор Иванович Аладин. С 23 августа 1988 года по 19 октября 1999 года Александр Яковлевич работал заместителем начальника производства и начальником агрегатно-сборочного производства. Будучи начальником производства, Александр Яковлевич оперативно решил вопрос по изготовлению металлических контейнеров для спецтехники взамен деревянных. Для этого был создан отдельный замкнутый участок, который позволил в течение двух месяцев качественно решить поставленную задачу. В 1998 году ему присваивается государственное почетное звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" — самая дорогая награда из всех для него. 19 октября 1999 года Александр Яковлевич был назначен исполняющим обязанности заместителя генерального директора по производству, а уже в мае 2000 года утвержден в этой должности. Спустя 4 года он был назначен директором по производству, а с 1 июня 2007 года — директором по качеству. В 2012 году Александра Яковлевича наградили юбилейной медалью "100 лет Военно-воздушным силам России". "Я считаю, что у Александра Яковлевича незаслуженно мало наград. Он достоин гораздо большего!" — уверен Виктор Иванович Аладин. С первого января 2015 года Александр Яковлевич Захарьящев работает в должности заместителя начальника сборочного производства. Эта работа немного спокойнее, но требует не меньшей ответственности. Сегодня Александр Яковлевич успешно способствует взаимодействию сборочного производства и лётно-испытательной станции и всегда оперативно и с лёгкостью решет любые вопросы. Ему было доверено работать с новейшим гражданским вертолётом Ка-62, и результаты его упорного труда уже видны. Но в жизни Александра Яковлевича есть не только работа. Он постоянно поддерживает своего сына, дочь и троих горячо любимых внуков, к достижениям которых он всегда проявлял повышенный интерес. Одна из его внучек окончила музыкальную школу, и на протяжении долгих лет обучения Александр Яковлевич регулярно посещал концерты с её участием. Вторая внучка Александра Яковлевича занимается плаванием, и он регулярно поддерживает её во время соревнований. Особая гордость Александра Яковлевича — его внук, профессиональный военный. В свою очередь для подрастающего поколения Александр Яковлевич является примером достоинства и чести. «Прогресс Приморья», № 07 (419) от 02.03.2017 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |