Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
01 июня, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Целевой набор: взаимодействие предприятий ОПК и Инженерной школы ДВФУ

В кампусе ДВФУ на острове Русском прошла конференция под названием "Анализ целевого набора на 2017 год. Подготовка и проведение предстоящей практики студентов Инженерной школы на предприятиях ОПК, проблемы и пути решения", организованная Приморским региональным отделением Союза машиностроителей России и Инженерной школой Дальневосточного федерального университета. Ежегодная деловая встреча была инициирована Рабочей группой по разработке и реализации совместных мероприятий и повышению качества целевого набора и целевого обучения студентов в ДВФУ в интересах предприятий ОПК.

В ней приняли участие активные члены Рабочей группы, представители заводов ОПК Приморского края: Марина Кащеева, начальник отдела обучения и развития управления персоналом ОАО "ДЦСС"; Татьяна Чураева, начальник отдела обучения ОАО "Дальневосточный завод "Звезда"; Наталья Старкова, начальник отдела обучения и развития ОАО "Центр судоремонта "Дальзавод"; Елена Вохмина, заместитель генерального директора по кадровой политике ОАО "Восточная верфь"; Галина Соболева, начальник отдела кадров ПАО "Дальприбор"; Александра Балакерская, заместитель генерального директора — руководитель службы по управлению персоналом ПАО "Варяг", представители АО ВОП "Гранит", ОАО "322 АРЗ" и другие. Самые представительные делегации были от ОАО "ДЦСС" и ОАО "Дальневосточный завод "Звезда" с главным инженером предприятия ДВЗ "Звезда" Сергеем Диорица в её составе, что уже говорит о важном значении этого события для предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Инженерная школа присутствовала во главе с её директором Александром Беккером, выступившим в роли модератора, заведующими кафедрами и руководителями образовательных программ.

Круг обсуждаемых вопросов коснулся тем, связанных с состоянием и организацией отбора на целевое обучение. Рассматривался процесс теоретического обучения студентов. Подробно обсуждали качество подготовки сторон к проведению предстоящих практик студентов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Приморского края. Выступающие затрагивали существующие проблемы и говорили о возможных путях их решения. Основными докладчиками выступили первый заместитель председателя Приморского регионального отделения СоюзМаш России Михаил Колтович и заместитель директора Инженерной школы ДВФУ по учебной и воспитательной работе Владимир Цуприк. Они дали исчерпывающую информацию по темам своих сообщений и ответили на наболевшие вопросы, которые накопились у управленцев.

Открыл работу конференции доклад Михаила Колтовича, посвящённый состоянию и организации отбора, теоретическому обучению студентов целевого набора.

Заместитель председателя Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, сопредседатель Рабочей группы по целевому набору и целевому обучению студентов Михаил Колтович: "В этом году заявлено около 50 человек, которые должны быть набраны по целевому набору, и львиная доля приходится на заводы Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, больше половины. Заявились и СВРЦ на Камчатке, 30-й СРЗ, Хабаровский СРЗ, "Прогресс", "Изумруд", "Варяг", "Гранит" и НПЦ им. Хруничева.

Работа по целевому набору продолжается, и я готов доложить о состоянии целевого набора на ААК "Прогресс". На 2017 год мы планируем выполнить целевой набор в полном объеме. Инженерная школа — "Электроэнергетика и электротехника", заочное обучение — один человек, "Мехатроника, робототехника", очное обучение — два человека. В филиал ДВФУ в Арсеньеве на специальность "Конструкторско-технологическое обеспечение" набрано 17 человек. В колледже ДВФУ в Арсеньеве на очном обучении по специальности "Технология машиностроения" — 10 человек, "Производство летательных аппаратов" — на очном обучении 10 человек.

На сегодняшний день в университете получают высшее образование 18 человек, среднее профессиональное — 72 человека, с которыми заключены договоры целевого обучения. Проводятся профориентационные мероприятия "Посвящение в станочники", "Лучший по профессии", а также конференции, круглые столы, мастер-классы, конкурсы мастерства среди учащихся и молодых рабочих предприятия, тематические экскурсии, встречи. "Прогресс" ведёт работу с центрами технического творчества, и желательно эту работу пропагандировать не только в крае, но и по всей стране. Хуже обстоят дела с центрами технического творчества во Владивостоке, хотя здесь есть центр по робототехнике. Видимо, потому что нет в этом вопросе должного контакта с городскими властями. И такая задача сейчас стоит перед Рабочей группой. Эти центры детского технического творчества должны развиваться.

Как производить целевой набор и находить будущих студентов, собравшиеся здесь коллеги знают. Есть хороший пример работы Центра компетенции концерна "Агат", особенно на его производственной площадке, работающей на заводе "Изумруд". Там создано инновационное КБ. Оказывается, "Агат" ежегодно по всей стране проводит отбор школьников, в том числе из Приморского края. Выбирает сильных школьников 8, 9, 10 классов и лучших студентов, организует их слёты в федеральных масштабах. И потом этих ребят приглашают учиться по целевому набору, сопровождают их обучение, готовят для работы в конструкторских бюро.

Этот опыт интересен нам, потому что поставлена задача к 2025 году на 50 % сократить объём оборонзаказа, надо переходить на гражданскую продукцию. А для этого надо понимать, что мы будем создавать и для кого. В связи с этим для обсуждения на нашем собрании я внёс предложение руководителям предприятий в 3-м квартале этого года подробнее рассмотреть опыт работы Центра компетенции "Агат".

Мы предлагаем в часы обучения студентов включить и встречи с представителями заводов, их лекции. Это позволило бы нам ближе познакомиться с нашими студентами, поскольку и у них к нам тоже есть вопросы. И о требованиях, предъявляемых на предприятиях к инженерно-техническим работникам, лучше, чем сами их представители, никто ребятам не расскажет. По результатам 2016 года у нас отчислено 18 целевиков, возможно, после встречи с представителями заводов эта цифра изменится и мы сможем уменьшить наши потери? На встрече директорского корпуса оборонно-промышленного комплекса Приморского края на заводе "Звезда" в апреле этого года прозвучало, что советская школа подготовки инженерных кадров считалась одной из лучших в мире. При этом большим было число занятий, практик и стажировок, проводимых непосредственно на заводах. Сейчас всё наоборот: теории много, а практики почти нет. Нам дают ссылку на утверждённые программы, стандарты, распоряжения Министерства образования и науки и так далее. Но директора считают, что эти правила пишут люди, и надо сделать так, чтобы они соответствовали необходимости".

Начальник отдела обучения и развития управления персоналом ОАО "ДЦСС" Марина Кащеева: "На сегодняшний день у нас достаточно заявлений на целевое обучение. А в чём заключается роль Рабочей группы, созданной для разработки и реализации совместных мероприятий в части повышения качества целевого набора и целевого обучения студентов в ДВФУ в интересах предприятий ОПК, со стороны Инженерной школы университета?"

Ответ на этот вопрос содержался в теме выступления "О подготовке и проведении предстоящей практики студентов Инженерной школы на предприятиях ОПК Приморского края, проблемах и путях их решения" следующего докладчика.

Заместитель директора Инженерной школы ДВФУ по учебной и воспитательной работе, сопредседатель рабочей группы по целевому набору и целевому обучению студентов Владимир Цуприк: "Набор студентов больше относится к заинтересованной в нём стороне — работодателям, а обучение — это наша ответственность. Мы принимаем таких студентов, курируем их, отвечаем на запросы предприятий. Сотрудничаем по практике. На самом деле этот вопрос гораздо серьёзнее, чем может показаться на первый взгляд. И работы здесь очень много, и нам всем вместе надо приложить к этому усилия. Усилиями только университета дело не обойдётся. Даже если мы направим всё своё внимание на этих 260 студентов-целевиков.

Хочу, чтобы вы понимали, в каком состоянии мы сейчас находимся с точки зрения организации практик. Сегодня у нас их меньше, поскольку бакалавриат — это 4 года обучения. Есть практики ознакомительные, учебные (минус одна), производственные и преддипломные. Начну с последней: преддипломная практика сегодня очень коротка. В зависимости от направления подготовки она может составлять, например, две недели. Или четыре недели. Но самая главная особенность состоит в том, что это те же самые недели, которые отводятся и на подготовку выпускной квалификационной работы. На преддипломную практику мы отпускаем студента с тем, что, когда практика закончится, он должен будет предоставить нам и выпускную квалификационную работу.

Идеальным было бы тесное сотрудничество с предприятием, чтобы оно с удовольствием принимало бы от нас такого студента, давало бы ему тему, назначало бы руководителя, отправляло бы на защиту, и студент получал бы замечательную оценку, диплом и возвращался после окончания вуза на это предприятие. Но не всегда у предприятия есть возможность принять его на это время, назначить руководителя, тему согласовать.

Сам дипломный проект, выпускная квалификационная работа, отличается по качеству от тех, которые сидящие здесь технари готовили в своё время сами и защищали. Мы помним эти чертежи, отчёты… Сегодня это гораздо меньший объём, тематика мельче, за некоторыми приятными исключениями, которые всегда есть на каждой кафедре. Есть отличные проекты, которые отвечают всем требованиям даже лучших времён.

Второй момент — производственные практики. Мы имеем дело в основном с предприятиями ОПК, которые имеют статус закрытых территорий, куда могут пускать людей, которые получили соответствующие удостоверения, прошли какие-то инструктажи и так далее. Всё это требует времени, и на саму практику его остаётся немного. И не все предприятия идут нам навстречу. Мы стараемся плотно сотрудничать с ними и по возможности просим заводы взять сверх нашей договорённости студентов, потому что кроме ОПК других предприятий в обозримом для нас пространстве нет. Мелкие не берут студентов на практику. Поэтому на заводы мы обращаемся с просьбой увеличить те квоты, которые они могут нам предоставить. Не у всех и не всегда это получается, и мы к этому относимся с пониманием. Ведь у каждого из них есть оборонзаказ и план, который надо выполнять. И не у всех для этого есть необходимые ресурсы.

Перехожу к учебным практикам. Все виды практик по целевому договору должны проходить на предприятиях, но в бланке типового договора допущена такая ошибка или неточность, что они должны проходить в вузах или на специально оборудованных полигонах. Это по нормативным документам Министерства образования и науки.

Практика такая — это иллюстрация, это процесс обучения с расписанием и программой. Студенты по её результатам должны получить зачёт. Получается, что у нас с предприятиями есть в этом вопросе разночтения в предписывающих документах. Нас обязывают поступать в соответствии с ними, а вы хотели бы видеть студента в цехе.

О средствах на практику. В советские времена деньги на практику закладывались в бюджет вуза и расчёт был достаточно прост. Половина принимающих предприятий находились в других городах. Я со студентами съездил и на Балтику, и на Сахалин, и на Камчатку и так далее. Сегодня у нас тот процент субсидий, который выделяется на выездные практики, значительно сократился, как и срок обучения.

«Прогресс Приморья», № 20 (432) от 01.06.2017 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно