Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
15 июня, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Геннадий Кувшинов — учёный и преподаватель с большой буквы

В 2018 году Инженерная школа Дальневосточного федерального университета отметит 100-летие высшего инженерного образования на Дальнем Востоке. О подготовке к этому важному событию рассказал читателям газеты "Прогресс Приморья" А.Т. Беккер, директор Инженерной школы, доктор технических наук, профессор, член Регионального совета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Он отметил, что гордостью ДВПИ—ДВГТУ—ИШ ДВФУ во все времена были высококвалифицированные инженерные кадры.

Кузница инженерных кадров, как по праву называют Инженерную школу ДВФУ, выпустила не только целую армию высококвалифицированных инженеров, но и воспитала талантливых ученых и педагогов. Одним из таких замечательных людей является Геннадий Евграфович Кувшинов — профессор, доктор технических наук, академик Российской академии транспорта, заслуженный энергетик РФ, специалист в области судовой энергетики и автоматики, внесший значительный вклад в разработку судовых электроэнергетических установок.

Родился Геннадий Кувшинов 3 апреля 1937 года во Владивостоке. Здесь он окончил школу и в 1954 году поступил в Дальневосточный политехнический институт (ДВПИ), ставший для него школой жизни. Способный молодой инженер был оставлен на кафедре электрооборудования судов ДВПИ. С этого момента и началась его стремительная карьера: ассистент в 1960 г.; старший преподаватель с 1961 по 1962 гг.; заведующий кафедрой электрооборудования и автоматики судов с 1966 по 1976 гг. В 1992 году он стал первым деканом и организатором факультета радиоэлектроники и приборостроения (ФРЭП) и занимал эту должность до 2003 года.

Все эти годы Геннадий Евграфович уделяет большое внимание науке. В 1966-1967 учебном году он является учёным секретарём Учёного совета ДВПИ и проректором по научной работе; с 1977 по 1986 годы работает доцентом кафедры электрооборудования и автоматики судов. С 1987 по 1989 годы Кувшинов служит любимому делу уже в ранге профессора кафедры электрооборудования, автоматики и электротехнологий, а с 1989 по 1992 годы он был заведующим кафедрой электрооборудования и автоматики судов и возглавлял её до 2003 года. Звания профессора кафедры электрооборудования и автоматики судов Геннадий Евграфович удостаивается в 1991 году.

Сегодня, после реорганизации Дальневосточного государственного технического университета и вхождения вуза в состав Дальневосточного федерального университета, Геннадий Кувшинов работает профессором кафедры судовой энергетики и автоматики Инженерной школы ДВФУ, руководит подготовкой магистров и аспирантов по направлению "Электроэнергетика и электротехника".

Профессиональная — научная и преподавательская — деятельность в жизни Геннадия Евграфовича всегда была неотделима от его активной жизненной позиции и большой общественной работы: секретаря партбюро электротехнического факультета ДВПИ (1960-1962 гг.); парторга кафедры и члена партбюро факультета электрификации и автоматизации ЛЭТИ (1963-1965 гг.); члена партийного, а затем профсоюзного комитетов ДВПИ (1968-1990 гг.); депутата Ленинского районного Совета народных депутатов г. Владивостока (1985-1987 гг.), председателя депутатской группы по народному образованию (1987-1990 гг.).

Умение планировать свою жизнь, не отвлекаясь на мелочи и не теряя время понапрасну, помогало ему достигать всех поставленных целей. За три года (1962-1965) он успешно окончил аспирантуру Ленинградского электротехнического института (ЛЭТИ). Защитил прекрасную кандидатскую диссертацию на тему "Системы прямого амплитудно-фазового компаундирования судовых синхронных генераторов переменной частоты" (научный руководитель — профессор Борис Иванович Норневский). Результаты его научной работы были воплощены в макет системы возбуждения валогенераторной установки, изготовленной на заводе "Электрик" по хоздоговору с Министерством речного флота. В 1964 г. валогенераторная установка прошла испытания на буксире "Невский-1" и отлично проработала в течение нескольких лет.

В 1988 году в ЛЭТИ Кувшинов в формате научного доклада защитил и докторскую диссертацию, имеющую большое практическое значение, на тему "Системы управления глубиной погружения и электроснабжения буксируемых подводных объектов (методы расчёта, разработка и внедрение)".

Геннадия Евграфовича отличает постоянство научных интересов и привязанностей, верность избранным темам, стремление добиться исчерпывающей глубины и совершенства в их разработке. Он не распыляет свои творческие силы. В течение многолетней практики Кувшинов занимался главным образом технологиями и техническими установками в судостроении, считая, что научная работа без связи с практикой не может быть плодотворной. Примером такого подхода служат его труды, которые нашли свое применение в судостроительной отрасли.

К наиболее важным результатам научных исследований, выполненных под руководством Кувшинова, можно отнести разработку одного из вариантов гребной электрической установки атомного ледокола "Арктика" (1966-1968 гг.). Предложенные им самоэлектризующиеся фильтры для очистки охлаждающего воздуха гребных электрических машин от пыли угольных щёток успешно прошли экспериментальную эксплуатацию на четырёх судах-электроходах: ледоколе "Москва", судне ледового плавания "Капитан Бондаренко", китобойном судне "Восторженный" и транспортном рефрижераторе "Волочаевск". Результаты эксплуатации серии фильтров показали, что они имели в три раза большую степень очистки воздуха и в десять раз большую пылеёмкость по сравнению с полиэтиленовыми аналогами Pliotron (США).

С 1972 по 1984 гг. по хоздоговорам с НПО "Промрыболовство" им создана разработка системы автоматического тралового лова рыбы. Эта система использовала сигналы о глубинах косяка рыбы и трала, о длине ваеров, мощности главного дизеля, токе двигателей ваерных лебёдок и угле перекладки винта регулируемого шага (ВРШ). Мини-ЭВМ по известной глубине косяка рыбы определяла необходимые значения длины ваеров и угла перекладки ВРШ. Манипуляторы лебёдок обеспечивали нужную длину ваеров, а манипуляторы ВРШ выводили трал на нужный горизонт. Алгоритмы работы не допускали перегрузок двигательной установки траулера и электроприводов ваерных лебёдок, обеспечивали минимальное время перевода трала на заданный горизонт без перерегулирования. Длительные промысловые испытания супертраулера, оборудованного этой системой, показали, что рыбаки в совместных экспедициях с другими траулерами вылавливали рыбы всегда больше — как минимум на 18 %.

Удачным был и разработанный Геннадием Евграфовичем тиристорный электропривод океанологической лебёдки, который позволял обеспечивать плавное регулирование скорости лебёдки в широком диапазоне и компенсировать при этом влияние качки судна на исследовательскую аппаратуру, закреплённую на тросе. Оборудование оставалось практически неподвижным в пространстве при качке судна на волнении до четырёх баллов. Этот образец неоднократно с 1971 по 1975 годы устанавливался на судах Тихоокеанского океанологического института (ныне ТОИ ДВО РАН им. В.И. Ильичева) и Института океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР.

В 1977 г. была разработана система передачи электроэнергии на подводный объект. Оказалось возможным по кабель-тросу длиной 10 км передавать электроэнергию мощностью до 20 кВт. При изменении нагрузки потребителей подводного объекта потеря напряжения в кабель-тросе менялась от нуля до 1000 В (1/3 от максимального напряжения, подводимого к кабель-тросу), а напряжение на подводном объекте оставалось практически неизменным. Это было впервые достигнуто благодаря применению индуктивно-ёмкостных преобразователей.

В настоящее время под руководством Геннадия Евграфовича, который до сих пор в строю, выполняются две работы. Одна из них — это разработка новой концепции судовой электроэнергетической установки и элементов, входящих в эту установку. Распределение электроэнергии предложено производить на постоянном токе повышенного напряжения порядка 10 кВ. Им разрабатываются основанные на применении силовых IGBT-транзисторов управляемые выпрямители напряжения, автономные инверторы и преобразователи постоянного напряжения, а также устройства для их подключения. Параллельно ведутся работы по созданию конструкции дифференцирующих индукционных преобразователей тока (ДИПТ), а также интегрирующих фильтров для восстановления формы тока, измеренного с помощью ДИПТ, которые по своим показателям превосходят аналоги, выпускаемые ведущими фирмами мира: Siemens, LEM, PEM и другими.

Опережающим решением команды Кувшинова оказалось и предложение использовать ДИПТ для релейной защиты и автоматики без интегрирующих фильтров. Полученные патенты и результаты экспериментальных исследований показали новизну и перспективность такой концепции. С 2006 года Геннадий Евграфович вместе со своими учениками: кандидатами технических наук А.Ю. Филоженко, П.И. Чепуриным и профессором В.А. Герасимовым — совместно с Институтом проблем морских технологий (ИПМТ) ДВО РАН проводят разработку способа бесконтактной передачи электроэнергии на подводный объект. Одна из целей исследовательской работы — сделать возможным зарядку аккумуляторов подводного аппарата в подводном положении без подъёма его на поверхность, вскрытия герметичных люков и прочих операций. Экспериментальные исследования подтвердили правильность выбора конструктивных особенностей и расчётных показателей устройства. В настоящее время выполняется изготовление опытного образца для работы на глубине до 6000 метров.

Геннадий Евграфович Кувшинов не только внес огромный вклад в развитие российской науки. Неоценимой является и его деятельность по повышению качества высшего профессионального образования и подготовки кадров высшей квалификации. Он подготовил 20 кандидатов наук, большинство из которых преподают и ведут научную деятельность в Дальневосточном федеральном университете. Вместе с Г.Е. Кувшиновым на кафедре судовой энергетики и автоматики ДВФУ сегодня работают его ученики: кандидаты наук, доценты В.Н. Коршунов, В.К. Усольцев, К. В. Чупина, А.М. Ханнанов, старший преподаватель А.В. Комлев.

За свою научную и педагогическую деятельность Геннадий Кувшинов издал более 400 публикаций, из них 24 учебных пособия, 6 монографий, десятки научных статей в реферируемых журналах.

Научная деятельность профессора Геннадия Евграфовича Кувшинова отмечена целым рядом почетных званий: "Заслуженный энергетик РФ" (1993 г.), академик Российской академии транспорта (1993 г.), "Почётный работник морского флота РФ" (1997 г.), "Почётный работник топливно-энергетического комплекса РФ" (2000 г.); медалями: "За трудовую доблесть" (1976 г.), "Ветеран труда" (1986 г.), "300 лет Российскому флоту" (1996 г.), "100 лет подводным силам России" (2006); знаками: "За отличные успехи в работе" Минвуза СССР (1968 г.), "Отличник энергетики и электрификации СССР" (1970 г.), "Победитель соцсоревнования" (1973 г., 1975 г.), "Изобретатель СССР" (1977 г.), "Почётный член НТО имени академика А.Н. Крылова" (1992 г.), "Лауреат всероссийского конкурса "Инженер года" (2002 г.), а также почётными грамотами Минсудпрома СССР (1988 г.), Краснознамённого Тихоокеанского флота (1996, 2006 гг.), Дальневосточного отделения РАН (2004 г.); Дальневосточного федерального университета и других организаций.

«Прогресс Приморья», № 22 (434) от 15.06.2017 г.

Лариса Бекетова

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно