|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
20-летие со дня первого подъёма «Аллигатора»Утром 25 июня 1997 года на летно-испытательном комплексе в Жулебино свой первый полет в режиме висения совершил вертолет Ка-52 "Аллигатор" — двухместная модификация Ка-50, разработанная и собранная на базе ОКБ "Камов" (ныне — АО "Камов") под руководством генерального конструктора Сергея Михеева и получившая индекс В-80Ш2. Конструкция новой машины стала тяжелее своего предшественника на полтонны — отсутствующее оборудование и предполагаемое бронирование имитировали стальные пластины балласта, носовая часть стала короче и шире. Под крылом вертолёта заняли место контейнеры системы базовых измерений, под одной консолью — магнитозаписывающее оборудование, под второй — контейнер с осциллографическими приборами. Совершить первый подъем опытной машины в воздух было доверено летчику-испытателю Александру Смирнову. Вторым на борту был назначен бортмеханик-испытатель Дмитрий Титов, главная задача которого заключалась в контроле параметров работы двигателей. Перед взлетом вертолет испытали на земной резонанс, а затем он выехал в зону старта и с легкостью совершил отрыв от земли. Полет был непродолжительным и проходил на высоте от 2 до 15 метров. Эскизный проект нового двухместного варианта вертолёта, получившего индекс Ка-52, был утверждён двумя годами ранее, 15 марта 1995 г. Машина получила скругленное остекление и изящную носовую часть, в которую вписывалась антенна "Арбалет", а за остеклением кабины находилась оптика обзорно-поисковой системы "Самшит". Особенностью первого варианта стало наличие еще одного ГОЭСа, установленного внизу фюзеляжа слева от оси машины, а справа находилась головка перископического визира, через который штурман-оператор мог наблюдать нижнюю полусферу. Новая машина должна была совместить функции разведчика, целеуказателя и командного пункта. В увеличившейся носовой части фюзеляжа прекрасно вписывался только что созданный в московском АООТ-НИИ радиостроения (ныне — "Фазотрон-НИИР") радиолокационный комплекс "Арбалет". Новый комплекс состоял из локатора кругового обзора L-диапазона и локатора Ка-диапазона с высоким разрешением. Именно для последнего нужно было место под антенну с большой апертурой. Такая антенна устанавливалась в носовую часть Ка-60, а теперь могла поместиться и перед кабиной экипажа двухместной модификации Ка-50. Кроме того, для Ка-60 разрабатывался и еще один прибор — ГОЭС-450, имевший приборы ночного видения, лазерный дальномер, обнаружитель лазерного пятна. Наличие этого прибора, дополненного прицельным оборудованием, на командной разведывательно-ударной машине могло сделать Ка-52 непревзойденным вертолетом. Для переделки вертолёта был выбран серийный Ка-50, построенный Арсеньевской авиационной компанией "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина. Несмотря на значительный объем работ, процесс продвигался высокими темпами. В целях сокращения сроков проектирования приборные доски на месте летчика и штурмана временно сделали практически идентичными, разместив только пилотажные приборы. А вот двойное управление появилось сразу, что снимало вопрос о подготовке пилотов на Ка-50. Катапультируемое кресло К-37 также установили в упрощенном варианте — в качестве авариестойкого сиденья, в чашку которого укладывался парашют. В экстренной ситуации экипаж мог воспользоваться устройством принудительного открывания боковых створок фонаря. Важно отметить, что нынешние серийные Ка-52 имеют и бронирование, и полноценные катапультируемые кресла экипажа, и эффективно действующий автопилот. Все, что было задумано изначально, постепенно появлялось на "Аллигаторе", включая новое БРЭО. К слову, выбор имени собственного для Ка-52 произошел в 7-м цехе Опытного завода. Однажды утром, как обычно зайдя в цех, Сергей Викторович Михеев увидел Ка-52 под ракурсом "3/4" спереди, что вызвало у него неожиданную ассоциацию. Накануне он был на выставке в Сингапуре. Для делегации, в составе которой он прибыл на выставку, в свободное время была организована экскурсия на крокодиловую ферму. Перед глазами Сергея Викторовича предстала картина: крокодилы неподвижно лежали в мутном бассейне, не реагируя на толпы туристов. Местный служащий доставал из ведра тушку курицы, брал ее за голову и начинал раскручивать, а затем тушка летела над бассейном и рептилии взлетали в воздух стрелой в надежде первыми перехватить добычу. Мгновенный лязг челюстей — и тушка курицы исчезает в пасти, а животное уже снова лежит неподвижно… Вот и сейчас, увидев приплюснутую "морду" Ка-52 с выпуклыми "глазами" фонаря, прижавшееся к земле "тело", Сергей Викторович подумал: "Так это настоящий крокодил! Точнее — аллигатор! Он будет, как мечтал Воробьев, "подпрыгивать", в один миг обнаруживать и поражать цель, и опять — на предельно малые высоты". Впоследствии это имя было решено нанести на борт вертолёта еще до его первой демонстрации на авиасалоне МАКС. С 2008 года боевой разведывательно-ударный вертолет Ка-52 "Аллигатор" серийно производится в Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина, лидирующем предприятии Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Вертолёт предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы, вертолетов и других летательных аппаратов противника на переднем крае и в его тактической глубине, в любых погодных условиях и в любое время суток, а также для решения других задач. Вертолет оснащен самой современной авионикой и мощным вооружением, которое может конфигурироваться под различные боевые задачи. Кроме того, Ка-52 "Аллигатор" снабжен устройствами снижения заметности, уменьшающими, рассеивающими и искажающими тепловой след двигателей, системой радиоэлектронной защиты, а также средствами активного противодействия. С 2017 года на предприятии "Аллигаторы" производят на экспорт. «Прогресс Приморья», № 24 (436) от 29.06.2017 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |