Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
24 мая, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Дорога длиною в десятилетия

. Автор - Анжела Алексеенко

Автор фото — Анжела Алексеенко

Переворачивая очередную страницу истории Арсеньевской авиационной компании, лидера Приморского регионального отделения Союза машиностроители России, мы понимаем всю важность оборонного предприятия страны и значимость тех людей, которые трудились здесь десятками лет. 

И вот уже очередной юбилей отмечает ведущий инженер по испытаниям центрально-испытательного цеха Александр Васильевич Белявский.

Славный трудовой путь прошел он – от рядового инженера-технолога до начальника цеха. Его отношение к труду служит ярким примером для молодежи уже не одно поколение. Имя Александра Васильевича вошло в историю завода.

Родился Александр Белявский 26 мая 1948 года в городе Сковородино Амурской области в многодетной семье железнодорожных служащих. На железной дороге работали почти все жители города, и, может быть, Александр бы продолжил семейную династию, но тут полетел в космос Юрий Гагарин…

"Гагарин в космос полетел, и все мечтали стать лётчиками и космонавтами. Я тогда учился в 6-м классе, и когда по радио объявили о первом полете человека в космос, что тут началось... Мы бегали по партам, кричали, радовались. Потом тысячи человек высыпали на улицу. 

При выборе профессии я решил: "Только авиация. Было престижно среди молодежи", – начал свой рассказ Александр Васильевич.

После окончания Политехнического техникума в Комсомольске-на-Амуре в 1969 году он попал по распределению на завод "Прогресс" в цех окончательной сборки на должность инженера-технолога. Сразу зарекомендовал себя как хороший и ответственный специалист и был назначен старшим инженером-технологом по сборке самолета Ан-14, а в апреле 1976 ему была присвоена квалификация инженера-технолога 1-й категории.

С началом сборки вертолета Ми-24 принимал активное участие в освоении новой для завода системы – гидросистемы, а также отрабатывал монтаж других систем вертолета. Совместно со специалистами центрально-испытательного цеха принимал активное участие в разработке линейки гидростендов, которые до сих пор работают в сборочном производстве. 

"Мы, будучи молодыми технологами, только-только после техникума или института, на освоении и запуске серийного производства Ми-24 летом, в самый жаркий период, работали до поздней ночи и в выходные, – добавляет свидетель тех событий. – Жаркое было время в прямом и переносном смысле. Надо было многое успеть сделать, и было большое желание выполнить поставленную задачу. 

Работали на одном энтузиазме. Все понимали, что стране необходим боевой вертолет. А потом к концу года отгулов накапливалось по 25 штук. И первые пять экспериментальных машин вовремя были выпущены. И это не только мы так работали – и заготовительные, механические и сборочные цеха, а также цеха испытаний, и летно-испытательная станция. Весь многотысячный коллектив был "заряжен" на положительный результат, который необходимо было достичь в кратчайшие сроки". 

В мае 1977 года, не имея высшего образования, Александр Васильевич был назначен начальником технологического бюро цеха окончательной сборки, в котором работало 22 технолога при численности цеха 650 человек. В 1980 году ему было присвоено звание "Лучший технолог завода". В этот период он окончил заочно Комсомольский-на-Амуре политехнический институт. За что дважды была объявлена Благодарность за совмещение отличной учебы с производственной деятельностью. В марте 1983 года назначен заместителем начальника этого же цеха. 

Его участие виделось во всем. Активность и новаторское мышление Александра Васильевича пригодились в работе комплексных бригад по приемке и отработке чертежей различных модификаций машины Ми-24. Он был назначен председателем комплексной бригады по приемке документации на изделие Ми-28 от разработчика ОКБ им. М. Л. Миля, производство которого изначально планировалось на "Прогрессе", который сегодня является лидером Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. 

"С первых дней работы на заводе я оказался в комитете комсомола завода. И до истечения комсомольского возраста – а тогда он составлял 32 года – я был членом комитета комсомола, председателем "Комсомольского прожектора". Всегда выступал содокладчиком на ежегодных отчетных конференциях. "Комсомольский прожектор" – это была сильная комсомольская структура, которая занималась выявлением различных производственных сбоев и неурядиц, решала все жалобы, поступающие от рабочих, доискивалась до истины проблемы и внедряла различные предложения. Состав этой комсомольской структуры включал в себя руководителей среднего звена – начальников техбюро, заместителей начальников цехов и других. Раскрывая проблемные стороны работы, проводили технические расследования и находили причины, по которым тут же организовывались мероприятия. Люди видели результат нашей работы.

У комсомола была бурная жизнь – собирали металлолом, проводили субботники, ездили на комсомольские слеты. Самые большие городские комсомольские слеты проводились осенью в пионерском лагере "Смена", крупными были и традиционные туристические слеты на поляне в Анучино. Собирались несколько сотен человек, организовывали разные конкурсы, в том числе и стенгазет, спортивные соревнования, обязательно выступление самодеятельности, а вечером песни у костра", – с энтузиазмом рассказывает Александр Белявский.

Про творческую строну жизни Александра Васильевича можно написать целую статью. С самого юного возраста он вел активный образ жизни. Еще в школе посещал всевозможные кружки, увлеченно занимался в спортивных секциях тяжелой атлетики, волейбола, борьбы. Тяга к музыке появилась у него еще раньше: начиная со второго класса Александр выступал на сцене во Дворце железнодорожников, пел в школьном хоре, играл на ударных инструментах.

По приезду в Арсеньев он не оставил своего увлечения и влился в ряды любителей самодеятельности и народного творчества в цехе окончательной сборки. В то время в цехе был самый сильный и красиво слаженных хор, в составе которого было около 120 цеховых певцов. Здесь же был и свой мощный вокально-инструментальный ансамбль с полным оснащением аппаратуры и музыкальных инструментов: четыре гитары, три из которых были сделаны руками цеховых умельцев, ударная немецкая установка, саксофон, аккордеон. Музыкальным руководителем был многим известный Юрий Иванович Хоменко.

"А раньше, помимо социалистических соревнований, были соревнования между цехами по самодеятельности. Нашими соперникам, как правило, был агрегатно-сборочный цех, летно-испытательная станция или КИС. Конкурсы проходили на сцене старого Дворца культуры, распределялись места, были награды, а потом все это завершалось всеобщими танцами и весельем. Мы часто занимали призовые места. 

Я пел в хоре, принимал участие в танцевальном ансамбле цеха, которым руководила Татьяна Хоменко, был актером цехового театра миниатюр, под руководством Семёна Кутьмина – у него был большой опыт работы в театре еще со студенческих лет. Мы готовили спектакли и постановки, посвященные производству, что-то брали из жизни, что-то сочиняли сами. И мы же первые придумали "приветствие пионеров". Взрослые ребята выходили на сцену в пионерских галстуках с горном и барабаном, и от имени школьников читали стихи про завод, про родителей, про самолеты, а потом – и вертолёты. И самый первый наш дебют состоялся в полном зале зрителей, а в первом ряду сидел директор завода Николай Иванович Сазыкин, который от души приветствовал артистов. Это заводчанам очень понравилось и прижилось на много лет, а потом оно обязательным стало на комсомольских конференциях, меняли только репертуар", – с грустью вспоминает Александр Васильевич.  

Шло время, Александр Белявский поднимался по карьерной лестнице. В 1983 году был переведен в цех агрегатной и окончательной сборки специзделий на должность заместителя начальника цеха по производству, а через три месяца он его возглавил. В это время, наравне с серийным производством специзделий, была начата постановка на серийный выпуск нового специзделия и запущено освоение его модификации, которые впоследствии принесли всемирную славу заводу.

Через три года, в сентябре 1986-го, он был переведен в центрально-испытательный цех заместителем начальника цеха по производству, а уже в апреле 1989 года на собрании трудового коллектива заготовительно-штамповочного цеха был избран его начальником. За это время он принимал участие в организации изготовления оснастки и деталей для новых изделий: Ан-74, Ми‑34. Детали на эти изделия цехом были своевременно освоены, и Александру Васильевичу была объявлена благодарность за выполнение плана и значительное снижение нарушений трудовой дисциплины в цехе.

В жизни Александра Васильевича начался новый этап производственной деятельности. Ему, сборщику-испытателю, пришлось осваивать заготовительно-штамповочные работы и оборудование. Это время для него оказалось самым светлым и ярким периодом работы на заводе. В цехе создался дружный работоспособный коллектив. Работа из-за огромной номенклатуры деталей была очень сложная, но все задачи, стоящие перед коллективом, выполнялись вовремя. Огромную помощь Александру Васильевичу в организационной работе оказывали заместители начальника цеха С. Д. Туманов, В. Д. Отрощенко, М. А. Жуков. Он до сих пор вспоминает с благодарностью самоотверженную работу производственных мастеров В. В. Столетнего, А. А. Борзых, С. В. Концедаловой, П. С. Лопина и др., а также начальника техбюро О. А. Фомичевой, которая очень грамотно вела техническую политику в цехе, и начальника БТК А. С. Караваеву, единственную в то время женщину среди начальников БТК. Большую роль в управлении цехом играла общественная цеховая профсоюзная организация под руководством машиниста на прессах Н. Н. Божок, и заменившего его впоследствии производственного мастера Ю. В. Алейника, удостоенного звания "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" и награжденного медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Наступили 90-е… "Как и все, мы выживали тяжело. Из цеха численностью 250 человек осталось меньше ста работников. В результате реорганизации цеха стали объединять", – продолжает Александр Васильевич. 

Поэтому в 1996 году его вновь перевели в центрально-испытательный цех на должность заместителя начальника цеха. В июне 2000 года он стал его руководителем. Сегодня он трудится здесь же в должности ведущего инженера по испытаниям.

"И тут завод получил новый контракт на специзделие. Мы стали восстанавливать и "будить" оборудование, но не все удалось "реанимировать". Сегодня в цехе испытаний мало что осталось от старых стендов. Все заменено на новое – современное, высокоинтеллектуальное. Наши испытатели и инженеры-испытатели успешно справляются с работой на сложнейшем оборудовании, которое благополучно освоили", – уверенно заявляет Александр Васильевич.

Его общественная жизнь всегда была на виду у людей. Забота о них и решение проблем обычных, человеческих, всегда были важным вопросом для Александра Белявского. Будучи в свое время членом профсоюзного комитета, председателем комиссии по охране труда, а также руководителем цехов, он первым делом привык думать о рабочих, об их безопасности, о комфортных условиях работы. 

Александр Васильевич – добрый, отзывчивый человек, ответственный работник и требовательный руководитель – требователен не только к людям, но и к себе. Энергичный, общительный, с веселым характером, темпераментный и любознательный. Интересный эрудированный собеседник. Как никто другой умеет поддержать в трудную минуту, найти выход из любого затруднительного положения, помочь близкому, за что пользуется заслуженным авторитетом у коллег. 

Александр Васильевич Белявский неоднократно награждался Почетными грамотами и Благодарностями за производственную и общественную деятельность. Отмечен знаком "Победитель социалистического соревнования". За безупречный, добросовестный труд награжден медалью "300 лет Российскому флоту". За большой вклад в развитие промышленности и многолетний труд награжден Почетной грамотой Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Ветеран труда.

Чувствуя поддержку родных и близких людей не только дома, но и на работе, Александр Васильевич полностью погружался в производство, зная, что рядом работает его верная спутница жизни Вера Сергеевна. Она тоже прошла серьезную производственную школу в цехе окончательной сборки, работая инженером-технологом и мастером на очень ответственных участках цеха. В связи с загруженностью своего супруга вынуждена была перейти в отдел организации труда, где работала начальником бюро, заместителем начальника отдела и начальником отдела в разное время. Сегодня трудовую традицию Белявских на заводе продолжает дочь Екатерина Александровна Маниченко, которая работает в том же отделе инженером. Сын четы Белявских с семьей живет и работает во Владивостоке ведущим инженером в компании сотовой связи. Счастливый дедушка помогает воспитывать двух внучек, Милену и Марию, и маленького внука Николая.

На пороге своего семидесятилетия он по-прежнему полон энтузиазма, живёт активной и насыщенной жизнью. По-прежнему совмещая работу с творчеством, безумно увлечен музыкой. 

"Я большой любитель и ценитель музыки. Она меня все время сопровождает и дома, и на даче, в машине и в гараже. У меня есть вся воспроизводящая музыкальная техника – от проигрывателя пластинок до современных музыкальных центров. Я обладаю очень большой коллекцией пластинок – это около 400 штук пластинок эстрадных песен и 200 – классической музыки, также пачка дисков, которая быстро переносится. Вся аппаратура действующая, пластинки используются, конечно, сейчас все упростили до минимума, и нет свободного времени, но все равно я их иногда слушаю.

Сегодня много радиостанций, которые передают хорошую и качественного звучания музыку. Я люблю "Владивосток FM" и "Авторадио". Поэтому тут главное – настроиться на любимую волну. При выборе автомобиля первое требование к нему – безупречное звучание музыки внутри машины", – в заключение добавил наш юбиляр.

Александр Васильевич, примите искренние и сердечные поздравления с днём Вашего рождения! Желаем Вам крепкого здоровья, душевной гармонии, благополучия, неизменной поддержки родных и друзей. Пусть радость, оптимизм и удача никогда не покидают Вас, а все самые добрые слова и пожелания, сказанные в этот день, воплотятся в жизнь!

Сотрудники цеха поздравляют своего коллегу и руководителя:

Уважаемый Александр Васильевич!

От всей души, с большим волненьем,

С которым, слов не находя,

Мы поздравляем с днем рождения -

С семидесятилетием, любя! 

Мы всегда поздравить рады

И с восхищеньем говорим:

"Работать с Вами всегда в радость

И мы Вас все боготворим!".

Желает коллектив коллег

Прожить на свете целый век.

Чтоб щедрой с Вами жизнь была

И Вам в подарок принесла

Весенних ветров, сладких грез,

Здоровья крепкого не в шутку, а всерьез,

Удач, которых и не счесть.

Все остальное – у Вас есть!

«Прогресс Приморья», № 20 (482) от 25.05.2018 г.

Анжела Алексеенко

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно