Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
16 ноября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Инженерная элита

. Автор - Светлана Макаренко

Автор фото — Светлана Макаренко

Ноябрь 2018 года для Арсеньевской авиакомпании "Прогресс" богат на юбилейные даты – пятого числа свои 80-летние юбилеи отметили сразу несколько цехов основного и вспомогательного производств. Среди них – цех окончательной сборки, который, согласно приказу № 12 от 1938 года за подписью директора завода Николая Сергеевича Новикова, получил в этот день свой первый официальный номер – 85 и название "сборочный цех".

В архивных документах, сохранившихся в Музее истории и трудовой славы предприятия, указано, что в военные годы данное подразделение носило уже № 18, а нынешний номер и название цеха окончательной сборки ему были присвоены в 1965 году после ввода корпуса сборки, на новых площадях которого производились работы по окончательной сборке самолета Ан‑14.

Но, несмотря на меняющуюся нумерацию и названия, данный цех неизменно выполнял свою главную задачу – по освоению и окончательной сборке авиационной техники, выпускаемой заводом "Прогресс" за всю его многолетнюю историю, а коллектив цеха всегда считался инженерной элитой предприятия.

За годы существования в цехе сменилось более двадцати руководителей, каждый из которых отличался высоким профессионализмом, ответственностью и любовью к выбранной профессии. Их имена до сих пор "на слуху" у заводчан: это Иван Петрович Вовкушевский, Юрий Сергеевич Бодня, Виктор Дмитриевич Ломов, Владимир Николаевич Ушаков, Александр Александрович Плахута, Юрий Михайлович Пирог и многие другие. С 2016 года цех возглавляет Данил Вадимович Сухов – молодой перспективный руководитель, не побоявшийся взять на себя ответственность по управлению цехом, перед которым в то время стояла чрезвычайно ответственная задача по выполнению первого экспортного контракта. Время показало, что расчет руководства на молодого, энергичного специалиста оказался верен, и по сей день Данил Вадимович успешно ведет за собой вверенное ему подразделение.

Сегодня цех окончательной сборки – одно из ключевых подразделений завода, от успешной работы которого зависит своевременная сдача выпускаемой продукции и благополучие предприятия в целом. Именно здесь легендарные "Аллигаторы" приобретают свой завершенный вид – полностью оснащаются электрооборудованием, радиооборудованием, силовыми установками.

"При этом мы не просто собираем вертолет, как “конструктор”, помимо комплектования фюзеляжа, в цехе производится еще и настройка работоспособности всей установленной “механики”, – добавляет начальник цеха Данил Вадимович. – Наши специалисты проверяют электросистему на замыкание, сопротивление, изоляцию – на пробои, подключают гидросистему, отрабатывают машину под током, а все это тоже немаловажно. В конечном итоге на каждую машину приходится 118 предъявлений, или, говоря простым языком, 118 проверок, которые мы должны пройти при предъявлении вертолета службе БТК и представителям заказчика".

При этом работа по сборке организована в два потока – в рамках выполнения государственного оборонного заказа и первого экспортного заказа на вертолеты Ка‑52. Это стало возможным благодаря реконструкции цеха, которая была завершена в 2017 году и стала самым масштабным проектом по модернизации производства авиакомпании.

"Главное изменение в плане организации работ в ходе проведенной реконструкции коснулось принципа сборки, – рассказал Данил Вадимович. – Раньше в цехе осуществлялась стендовая сборка, когда машина стояла на одном месте и комплектовалась до определенного этапа. Но в виду того, что на предприятии нередко возникали перебои с покупными комплектующими, данный подход не всегда был эффективен и оправдан. Поэтому мы с рядом руководителей и профильных специалистов посетили передовые предприятия холдинга, посмотрели, как этот процесс организован у них, и приняли решение перейти к сквозной сборке. Теперь на одном машинном месте осуществляются разные виды монтажа, а сам вертолет в процессе сборки движется в пределах цеха. Это позволило сократить цикл сборки и оптимизировать работу подразделения в целом".

Еще одним нововведением, которое было внедрено в цехе окончательной сборки в ходе проведенной реконструкции, стала модернизация складского хозяйства.

"В результате проведенных работ в цехе были установлены автоматизированные стеллажи, которые позволили существенно сократить складские площади и автоматизировать процесс поиска и выдачи деталей. Если раньше только кладовщик знал, на какой полке и в каком месте лежит та или иная деталь, то сейчас каждая из них имеет собственный штрих-код и артикул. Остаётся только ввести его в программу, и ячейки с необходимой деталью "выезжают" автоматически. Более того, такая автоматизированная система позволяет учитывать товар по количеству, управлять заказами и сборками, следить за минимальным остатком, менять принципы движения товара и многое другое".

Да и сам цех, по словам его руководителя, после реконструкции стал более просторным и, что немаловажно, "прозрачным" – исчезли многочисленные перегородки, а рабочие места стали открытыми и доступными. Кроме того, здесь были установлены камеры видеонаблюдения, по которым в онлайн-режиме можно наблюдать за каждым рабочим местом.

Но главной гордостью цеха окончательной сборки, безусловно, были и остаются люди – коллектив настоящих профессионалов, обладающих высокой квалификацией и преданностью своей профессии. Сегодня здесь трудятся более двухсот человек – все с профильным образованием, настоящие профессионалы своего дела.

"В последнее время по заводу в целом, и в нашем цехе – в частности, наблюдается тенденция омоложения коллектива. Во многом это связано со стремительно развивающимися технологиями. В частности, меняются подходы и принципы сборки, появляются цифровые технологии, ускоряются многие процессы. В таких условиях молодым легче адаптироваться, они более мобильны и быстрее схватывают нововведения, – отметил начальник цеха окончательной сборки. – Но, несмотря на это, мы не теряем связь поколений и активно поддерживаем традиции, переданные нам ветеранами. Ни один день рождения, юбилей или памятная дата не остаются без нашего внимания – мы в торжественной обстановке поздравляем виновников торжества, организовываем музыкальное сопровождение, для чего специально закупили звуковое оборудование, а наш предцехком Владимир Кирьянович Плотников неизменно сочиняет тематические стихотворения. Кроме того, стараемся как можно чаще выбираться на природу, организовываем различные корпоративные мероприятия, поддерживаем дружескую атмосферу в коллективе".

Отдельного внимания заслуживают спортивные достижения сотрудников цеха окончательной сборки – в составе команды сборочного производства "Аллигатор" они регулярно становятся победителями и призерами заводских соревнований и ежегодных спартакиад. Ряд спортсменов предприятия многие годы успешно отстаивает честь родного подразделения и завода в целом на городских, региональных и даже федеральных соревнованиях, в том числе на уровне холдинга "Вертолеты России" и госкорпорации "Ростех".

"С целью приобщения сотрудников к занятиям спортом и повышения их профессионального мастерства мы оборудовали в цехе специальную комнату для занятий – установили различные тренажеры, закупили необходимые снаряды, повесили дартс. И, надо отметить, наши ребята очень охотно там тренируются и с каждым годом показывают все более достойные результаты".

Подтверждением этих слов является установленная на входе в цех витрина с десятками различных спортивных грамот, дипломов, медалей и сверкающих кубков. Глядя на все эти достижения, даже посторонний человек ощущает прилив гордости, что уж говорить о самих сотрудниках цеха!

Кстати, рядом с витриной спортивных достижений располагаются еще несколько стендов, повествующих об истории предприятия и демонстрирующих различные ее вехи с помощью красочных фотографий. А совсем скоро здесь появится еще и стенд с фотографиями заслуженных ветеранов производства.

А ветеранов в цехе действительно много, и о каждом из них можно писать не просто статью, а целую книгу. Это Владимир Тимофеевич Лапуцкий, слесарь-монтажник приборного оборудования шестого разряда, работающий в цехе с 1969 года по сегодняшний день. Ветеран труда, участник афганских событий по восстановлению авиационной техники, награжден медалями "25 лет вывода войск из Афганистана", "За трудовую доблесть".

С 1971 года трудится в цехе начальник технологического бюро Татьяна Яковлевна Михалищева. Ветеран труда, награждена Грамотой Министерства промышленности и торговли РФ. В 80-х годах была секретарем комсомольской организации, в настоящее время – наставник молодежи.

Инженер-технолог, ветеран труда Нина Ивановна Шевченко работает в цехе с 1977 года. Наставник молодежи, награждена Грамотой Министерства промышленности и торговли РФ.

С 1979 года работает в цехе окончательной сборки Наталья Николаевна Кизилова, герметизаторщик третьего разряда. Ветеран труда, награждена Грамотой Думы Приморского края.

Достойное место в списке ветеранов занимает также Григорий Тимофеевич Хряпко – заместитель начальника цеха по производству. Он – участник афганских событий по восстановлению авиационной техники, награжден медалью "25 лет вывода войск из Афганистана" и медалью Министерства обороны РФ "За трудовую доблесть".

Безусловно, перечень ветеранов и заслуженных работников можно продолжать еще очень и очень долго. Каждый из них не просто отдал цеху окончательной сборки десятки лет своей жизни, внеся неоценимый вклад в развитие авиационной техники, но и воспитал немало преемников – специалистов своего дела.

К слову, молодежь цеха достойно переняла эстафету от старшего поколения и старается во всем соответствовать своим старшим товарищам.

"В цехе трудится очень много ответственных, перспективных молодых специалистов, – продолжил рассказ о коллективе Данил Вадимович. – Это начальник участка Александр Евгеньевич Тенсин, который неоднократно исполнял обязанности начальника цеха в мое отсутствие и показал завидное рвение к работе и инициативность. Могу отметить также начальника участка Михаила Николаевича Нестеренко, тоже перспективный молодой специалист. Оба обучаются на старших курсах института, и я уверен, что из них вырастет достойная смена".

Отметим, что обучению в цехе уделяется особенно пристальное внимание – этот процесс здесь непрерывный. Причем обучение проводится не только своими силами – в учебном центре авиакомпании, но и в ходе регулярных командировок на другие предприятия холдинга и даже за границу. И такой подход с лихвой оправдывает себя: перенимая передовой опыт и внедряя его затем в родном цехе, специалисты "Прогресса", лидирующего предприятия Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, обеспечивают его конкурентоспособность и соответствие вызовам времени.

Говоря про коллектив цеха-юбиляра, нельзя не упомянуть и о сотрудниках цеха по изготовлению электромонтажных частей авиационной техники, которые только пару лет назад вышли из состава цеха окончательной сборки и вошли в состав нового подразделения. Поэтому сегодняшний праздник в полной мере можно отнести и к ним. На данный момент в цехе по изготовлению электромонтажных частей авиационной техники трудятся около 170 человек, а возглавляет его Наталья Владимировна Украинец. И, несмотря на то что с 2016 года данное подразделение начало писать собственную историю, большую часть трудового пути многие из сотрудников нового цеха прошли именно в цехе окончательной сборки.

В завершение разговора Данил Вадимович еще раз поздравил коллектив с 80-летним юбилеем:

"Хотелось бы пожелать всем нам достойной работы, не менее достойной заработной платы, благополучия во всех делах, здоровья и терпения семьям, поскольку наша работа зачастую носит ненормированный характер. Ну и, конечно, желаю больше возможностей для полноценного отдыха, тогда будет и здоровье, и крепкие нервы, и желание идти на работу с новыми силами!"

Из прошлого

Своими воспоминаниями, навеянными юбилеем цеха окончательной сборки, поделился также слесарь-сборщик летательных аппаратов пятого разряда, заслуженный работник цеха с почти полувековым стажем, председатель цехового профсоюзного комитета Владимир Кирьянович Плотников:

"Цех окончательной сборки получил свое нынешнее название в 1965 году. В то время его пополнили молодые энергичные ребята, пришедшие из армии, городская молодежь. Нам очень повезло – нашими наставниками были первостроители завода и участники Великой Отечественной войны, которые и передали нам славные традиции трудового коллектива. В те годы у нас была самая сильная комсомольская организация численностью свыше 350 человек. Возглавляла ее Татьяна Яковлевна Михалищева, которая до сих пор работает в цехе. Около 200 человек входило в партийную организацию под руководством Ивана Ивановича Михайличенко. Много славных дел на счету у профсоюзной организации и ее руководителя Владимира Афанасьевича Бондаря: походы, сплавы по речкам, детский спортивный клуб для детей сотрудников цеха – это только малая часть активной профсоюзной жизни. "Гремели" по всему заводу молодежные бригады Владимира Тимофеевича Лапуцкого, который и по сей день трудится в цехе, Григория Тимофеевича Хряпко, занимающего сегодня пост заместителя начальника цеха. У нас были лучшие спортсмены, лучший хор, да это и неудивительно: шутка ли – более 600 человек в цехе! И пусть сегодня мы не можем похвастаться такой численностью, но традиции старших поколений бережно хранятся и соблюдаются нашей молодежью. Наши ребята продолжают участвовать в культурно-массовых мероприятиях, показывают отличные результаты в спорте, а это значит, что коллектив живет, борется и побеждает!"

«Прогресс Приморья», № 45 (507) от 16.11.2018 г.

Светлана Макаренко

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно