|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Горшковы: знания – из поколения в поколениеВ октябре этого года ПАО "Варяг" отметил свой 45-летний юбилей. На славном заводе, входящем в Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России, трудится много замечательных людей: инженеров и рабочих, молодых и ветеранов. Именно человек является основой любого, в том числе самого сложного, роботизированного, производства. И именно людям завода газета Приморского регионального отделения СоюзМаш посвящает юбилейный цикл публикаций. В прошлом номере нашей газеты мы рассказывали о молодом трудолюбивом наладчике, имеющем высокий разряд. В этом номере речь пойдет о машиностроительной династии – об отце и сыне Горшковых. Кроме того что семья Горшковых – высококвалифицированные рабочие, в этом году у основателя династии машиностроителей, Юрия Николаевича Горшкова, юбилей – 6 декабря ветерану труда исполнилось 70 лет. Юрий Николаевич работает на "Варяге" с 25 марта 1975 года, 43 года – практически с самого основания завода. Его сын, Сергей, трудится на предприятии 25 лет. Сергей Юрьевич пришел на "Варяг" после школы, потом было ПТУ № 11, приписанное к заводу, – которое он, кстати, окончил с отличием, – потом опять "Варяг". Оба работают гальваниками, Юрий Николаевич – шестого разряда, Сергей – пятого. Покрывают металлы специальными растворами, которые здесь же и приготавливают. Занятие сложное, но интересное – это прикладная наука, химическое производство. Чтобы освоить гальванику, нужно хорошо понимать сущность электрохимического процесса. Кубань – ВладивостокОтец Юрия Николаевича, Николай Кузьмич Горшков, – бывший фронтовик, был лесничим – занимался охраной леса в Краснодарском крае, окончил Красноярский лесотехнический институт. Отцу дали усадьбу. Мама, Елизавета Федоровна Горшкова, работала продавцом в буфете. Жили недалеко от Черного моря, в городе Хадыженске в 100 километрах от Сочи, это Апшеронский район. Там у Горшковых есть усадьба. В 18 лет парня забрали в армию, сразу после армии Юрий переехал из Краснодарского края на Дальний Восток: уговорили родственники, которые жили во Владивостоке. Брат с сестрой остались жить в Краснодарском крае. Сестра по профессии врач, а брат работает в нефтяной промышленности – собственно, Юрий Николаевич тоже учился в техникуме нефтяной промышленности. "Я не жалею, что переехал в Приморье, – говорит Юрий Николаевич. – Меня туда, на Кубань, назад зовут. Мы сами родом из Сибири, из Красноярского края, потом в Краснодарский край отца отправили. Вот даже сестра мне сейчас говорит: “Я жалею, что не поехала на Дальний Восток”. Сестра сейчас на пенсии, с внуками занимается. Плохо только то, что трудно из Владивостока туда ездить. Я вот один раз свозил детей, когда они еще маленькие были – и все. Потом внука дочери свозил". У Юрия Николаевича в жизни случилось горе. Умерла дочь Ольга в возрасте 31 года. Была умницей, с отличием окончила ТГЭУ им. Г. В. Плеханова, работала экспертом-товароведом. Из детей остался только Сергей. А недавно умерла жена, Галина Николаевна Горшкова. Она тоже была машиностроителем, всю жизнь проработала на ПАО "Дальприбор", входящем в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Там они и познакомились: Юрий Николаевич начинал свой трудовой путь на "Дальприборе". "Я ушел на “Варяг”, а она своему заводу не изменила, – рассказывает Юрий Николаевич. – Доработала до своего юбилея – и через месяц умерла… Работала станочником, на платах печатного монтажа. Она была ветераном труда, есть медаль “300 лет Российскому флоту”, много грамот". У Юрия Николаевича двое внуков и одна внучка. Внук дочери, Алексей, которому уже 23 года, окончил ДВФУ по специальности "кадастр", а сейчас осваивает вторую специальность – "строительство портовых сооружений", так что, возможно, будет работать на "Звезде". Дети Сергея – 16-летняя дочь Полина, которая живет в Хабаровске, и 15-летний Максим. Девятиклассник Максим шесть лет занимается КУДО, у него пояса, медали, грамоты, он завоевывает достойные места. Недавно на соревновании в Арсеньеве занял второе место. "Растет настоящим мужиком. Будем его делать вторым командующим флотом, адмиралом, – смеется Юрий Горшков. – Между прочим, у моей племянницы в Санкт-Петербурге муж полковник, кандидат военных наук, преподает в академии. Служил, кстати, в Приморье – вертолетчик, морская авиация. Так что пусть занимается мальчишка, посмотрим, что из него выйдет". К слову, Сергей тоже занимался спортом – плаванием, плавал каждый день по 5 километров, как вдруг сердце схватило… Четыре месяца в больнице, после чего врачи сказали: все, отплавался. Но главное – это жизнь, она у человека одна. И ее Сергей старается прожить насыщенно. Призвание – гальваникаПо приезду с Кубани Юрия Горшкова агитировали идти служить в милицию. Но он пошел на завод – сначала на "Дальприбор", где отработал гальваником пять лет. Наставником Юрия Николаевича был Александр Веселкин. Он оканчивал Омский политехнический институт – инженер-электрохимик, пришел сразу мастером на завод. Потом Александр Дмитриевич Веселкин перешел на только что отстроенный "Варяг" и переманил Юрия Горшкова. Первое время на заводе не было гальваники, и Юрий Горшков работал электриком. Потом открыли цех гальваники. А Александр Веселкин стал начальником цеха, потом пошел в профсоюз, дошел до Москвы, а сейчас он уже на пенсии, живет в Подмосковье. В столицу перебрался также Владимир Михайлович Свист, который работал на заводе главным инженером. "Это не только мои коллеги, но и друзья, – говорит Юрий Николаевич. – Одно время мы вместе плодотворно работали, но судьбы сложились по-разному". С момента основания завода цех, в котором работают Горшковы сейчас, – уже третий по счету. В новый цех роботизированной гальваники коллектив переехал буквально на днях. "Вот новые машины, будем их осваивать, – проводят Горшковы по новому цеху корреспондента газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. – А вот приточная вентиляция, сделанная из титана. Ей, кстати, уже 40 лет – и хоть бы что. Один раз нормально сделали – и пользуйся весь век". Почему Юрий Николаевич выбрал гальванику? До армии он изучал химию в техникуме нефтяной промышленности – учился по специальности "бурение и ремонт нефтегазоскважин". В техникуме он не доучился, но знание химии пригодилось уже здесь. А Сергей Горшков пришел на завод после школы, в 1991 году, учеником слесаря механосборочных работ, а через два года, определившись с профессией, пошел учиться в ПТУ № 11, где готовили кадры именно для завода. К слову, в те времена все выпускники этого училища были трудоустроены. Готовили станочников, монтажников, сварщиков, а сейчас там выпускают менеджеров. И совершенно не ясно, где теперь можно получить профессию станочника или сварщика. Окончил Сергей училище по профессии "станочник", пришел по окончании ПТУ на "Варяг" токарем третьего разряда в цех 6. Резал платы, точил. Потом работал водителем здесь же, на заводе. Когда надоело "крутить баранку", перешел в цех – слесарем-механиком по испытанию установок и аппаратуры, получил пятый разряд. А с 2007 года работает гальваником, имеет пятый разряд. Учился у своего отца и успешно перенял у него премудрость профессии. Я не хочу судьбу инуюВообще учеников у Юрия Николаевича много, работают они не только на "Варяге", но и на других заводах, входящих в Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России: на АО "Изумруд", ПАО "Дальприбор", а также на АО "Центр судоремонта “Дальзавод”". Если сравнивать с доперестроечными временами, работы на заводе не так много. Но гальваникам работы хватает. Коллектив цеха гальваники маленький, но дружный – всего 13 человек, но все друг за друга – горой. Начальник Владимир Иванович Жмаков, мастер Людмила Михайловна Москвитина – кстати, ученица Юрия Николаевича. Взяли молодого технолога, энергетика, слесаря-вентиляционщика, появился оператор очистных сооружений. Все работают в связке. Все друг друга готовы поддержать, заменить – цех простаивать не будет. Никогда не было, чтобы по вине работников цех остановился или не вышла продукция. Так, в целях повышения взаимозаменяемости Сергей Горшков освоил смежную профессию – корректировщика ванн. "Мы довольны, что выбрали завод, – говорят отец и сын Горшковы. – Работа тяжелая – мужская, но мы не жалуемся. Мы любим свое предприятие, душой приросли. Помните – в песне: “…та заводская проходная, что в люди вывела в меня”? Вот так оно и есть". ЗаслужилиЦенит и завод своих верных тружеников. Юрий Николаевич в 1975 году по итогам конкурса был удостоен звания ударника коммунистического труда, в 1981 году был награжден медалью "За трудовое отличие", в 1996 году – медалью "300 лет Российскому флоту", он – ветеран труда и активный рационализатор, имеет 10 благодарностей, неоднократно заносился на Доску Почета. Сергей Юрьевич имеет Почетную Грамоту Законодательного Собрания Приморского края, Благодарственное письмо от Администрации г. Владивостока. Сергей участвовал в съемках клипа, снятого к 45-летию ПАО "Варяг". "Я рад, что снялся в клипе о родном заводе, – говорит Сергей. – Скажу прямо: когда просматриваю клип, гордость распирает от того, что работаю на таком предприятии. Считаю, что клип очень хорошо получился. Мы много раз пересматривали всей семьей". Завод помог Сергею Горшкову с покупкой квартиры – дал ссуду в 2,5 миллиона. "Между прочим, купили квартиру на улице адмирала Сергея Горшкова, – улыбается Юрий Николаевич. – В свое время и я получил квартиру от завода, но тогда так давали. Год отработал – и получил. Когда меня приглашали, сказали: получишь квартиру. И никто не обманул – получил двухкомнатную, потом, попозже, еще однокомнатную получил: у нас в семье были разнополые дети, и полагалась трехкомнатная. Мы обе квартиры продали – купили большую, хорошую квартиру. Я благодарен Евгению Николаевичу Леонову за это". Делу время, потехе часЮрий Николаевич, конечно, уже собирается выйти на пенсию, а Сергей свое будущее однозначно связывает с заводом, подшучивая: "Пока не выплачу ссуду, конечно, в обязательном порядке буду работать на “Варяге”, они никуда от меня не денутся". На вопрос, чего им не хватает на заводе, что хотелось бы улучшить, Юрий Николаевич ответил: "Я вспоминаю те годы, когда мы молодыми были. Что изменилось? Профсоюз у нас был, а сейчас нет, но функции профсоюза выполняет как раз СоюзМаш, так что здесь ничего не потеряли. Дело в другом. Организовывались соревнования по футболу, волейболу – кто-то играет, кто-то “болеет”. Ездили на базы отдыха, на рыбалку, был свой катер. Катер продали – денег не было, выживали. Но дело не в катере, можно и без него организоваться. Хотелось бы, чтобы был коллективный досуг на предприятии, а то сейчас каждый сам за себя. Работа – дом, дом – работа, нет объединяющего момента. Все мы здесь друзья, вместе работаем. Пришел бы кто-нибудь, сказал: “Поехали за грибами!” Молодежь сейчас пошла на завод – ей надо прививать умение сплачиваться, в том числе в неформальной обстановке, учить ее следованию традициям, поддерживать в ней командный дух и просто здоровье". Сами Горшковы на природу ездят с удовольствием. Хобби отца и сына – рыбалка, особенно зимняя. Осенью Юрий Николаевич ездит под Николаевск ловить кету, покупает лицензию – все как положено. Ягоды собирает. "Там красивейшие таежные места, дикие, – рассказывает он. – Отдыхаешь душой. Медведи ходят, сохатые. Один сейчас стал ездить, без напарника, – так немного боюсь. Но все равно рвусь туда: отсюда утром выезжаю – в 10 часов вечера я уже на Амуре, а это 1 200 километров!" Газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России поздравляет Юрия Николаевича Горшкова с юбилеем и желает ему и его близким долгих, счастливых лет жизни, успехов в работе и взаимопонимания! «Прогресс Приморья», № 48 (510) от 07.12.2018 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |