Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
25 января, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Эпоха Николая Ивановича Сазыкина

. Автор - фото из фондов музея истории и трудовой славы ПАО «ААК “ПРОГРЕСС”»

Автор фото — фото из фондов музея истории и трудовой славы ПАО «ААК “ПРОГРЕСС”»

Более 80 лет Арсеньевская авиакомпания "Прогресс" стабильно и успешно выпускает гражданскую и боевую технику, а это влечет за собой всё новые и новые события, будь то освоение самой современной машины, ввод прогрессивного технологического процесса или заслуженная награда. Так повелось, что в каждом новом году есть свой значимый юбилей или знаменательная дата для предприятия. И эту летопись пишем мы с вами.

Наступивший 2019 год также богат на юбилейные даты. Так, 60 лет назад, 20 января 1959 года, Николай Иванович Сазыкин был назначен директором завода № 116 (ПАО "ААК “ПРОГРЕСС”").

"На долю Н. С. Новикова выпал наиболее тяжелый период становления завода. Он начинал строить завод, и первые производственные корпуса появились при его непосредственном руководстве. Трудности организации первых цехов и их коллективов были постоянным спутником его производственной деятельности. Несмотря на трудности военных и послевоенных лет, завод расширялся, оснащался оборудованием, а коллектив завода набирался опыта по изготовлению оборонной продукции. В январе 1959 года произошло важное событие в жизни коллектива завода. Директор завода Николай Сергеевич Новиков, уходя на пенсию, передал дела новому директору – Николаю Ивановичу Сазыкину.

Николай Иванович Сазыкин получил Арсеньевский авиастроительный завод "Прогресс" стабильно работающим, имеющим хорошую перспективу и высокий технический уровень. Проявив незаурядные организаторские способности, новый директор, продолжая сплачивать коллектив, решительно повел его на штурм новых высот в освоении оборонной продукции. Противостояние инженеров и ряда руководителей с Новиковым по вопросу загрузки предприятия не приносило коллективу ничего хорошего, и поэтому первым делом Николай Сазыкин решил во что бы то ни стало сплотить коллектив и поставить перед ним единую цель.

Он так и говорил: "Необходимо заинтересовать, заставить думать, искать…". Николай Иванович обладал невероятным производственным чутьём, и на любом участке безошибочно определял слабое звено и сразу поручал начальнику цеха или отдела исправить ситуацию, никогда не забывая проверить исполнение. Он был требовательным руководителем, но в то же время чутким по отношению к рабочим – предоставлял людям больше самостоятельности, творческой активности, грамотно организовывал производство, сделав упор на выполнение социалистических обязательств. И дело пошло. Люди стали меняться", – пишет в своей книге бывший главный технолог предприятия Н. Т. Рыбак.

План 1959 года был очень сложным. Было запланировано изготовление самолетов Як‑18А – 341 штука, планеров "Приморец" – 200 штук, кроватей – 5 300 штук, а также другой мебели, стиральных машин – 200 штук, кроме того, к самолетам и планерам – запчасти россыпью и групповые комплекты. Дополнительно из товаров народного потребления было запланировано 4 500 штук закаточных машинок для домашнего консервирования овощей и фруктов.

С приходом Николая Ивановича Сазыкина с целью улучшения качества продукции и стимулирования работников в 1959 году впервые стали вручаться лучшим рабочим личные клейма качества, дающие право приёмки выполняемых операций без контроля ОТК.

В период освоения нового самолета Ан‑14 "Пчёлка" работа велась ударными темпами. "Успешное выполнение производственной программы 1966 года стало важной вехой в истории завода “Прогресс”, его технического и организационного роста. На одном из совещаний директор завода Николай Иванович Сазыкин сказал: “Поставленная задача будет реальной, если, конечно, мы отнесемся к ней серьезно. Многое зависит от Вашей готовности пожертвовать, возможно, потерей полного покоя ради ее выполнения. Не забывайте – везет тому, кто трудится до седьмого пота. Знаю и то, что некоторые товарищи тешат себя надеждой и дальше жить неторопливо и спокойно. Такая позиция – вчерашний день. Непрерывное освоение все более и более сложной техники и технологии, наращивание выпуска продукции, формирование коллектива, способного поднимать максимальный груз – вот наша программа. Иначе зачахнем, как в болоте”", – пишет Николай Тарасович в своей книге.

Первый Ан‑14, выпущенный в Арсеньеве, поднял в небо летчик-испытатель Анатолий Сергеев в апреле 1965 года. А во время празднования 20-летия Победы в небе над Арсеньевым летали уже три новые машины. За освоение производства самолета Ан‑14 в 1966 году более 200 работников предприятия были награждены государственными наградами, а директор завода Н. И. Сазыкин – орденом Трудового Красного Знамени (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22.07.66 года).

В 1970 году коллектив завода "Прогресс" начал освоение и изготовление Ми‑24. Директор завода Николай Иванович Сазыкин внимательно следил за ходом освоения вертолета и посещал практически все цеха основного производства. Особенно его интересовал цех агрегатной сборки. Бывая в этом цехе, он всегда помогал начальнику цеха решить проблему дефицита деталей, устанавливая более жесткие сроки их поставки. Когда началась сборка в главном стапеле, он ежедневно заходил в цех, а иногда – по два раза в сутки. Позже, уже в сборочном цехе, он постоянно следил за выполнением графика монтажа различных систем. Зачастую лично проводил совещания в производственном отделе.

По инициативе Николая Ивановича Сазыкина в конференц-зале завода была организована выставка нетехнологичных деталей. Таким способом директор предприятия хотел привлечь рационализаторов завода к работе по повышению технологичности и созданию условий для изготовления этих деталей на оборудовании завода. Такая выставка впервые была организована еще в августе 1971 года, и на ней были выставлены первые 43 наименования, в основном листовых деталей заготовительно-штамповочных цехов. В последующем на выставке размещались и детали механообрабатывающего производства.

Созданная комиссия из работников СКО, ОГТ, ОГМт, начальников техбюро или заместителей начальников цехов подготовки производства стала работать постоянно и позволила решить все проблемные вопросы по помещенной на выставке номенклатуре деталей, и особенно эффективно – при запуске чертежей на новые изделия. Только за 1971 год этой комиссией было сделано более 900 конструктивных предложений, из которых абсолютное большинство было отражено в чертежах, что очень помогло при освоении нового боевого вертолета.

За успешное выполнение плана восьмой пятилетки директору завода Николаю Ивановичу Сазыкину Указом Президиума Верховного Совета СССР в апреле 1971 года было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот". Орденом Ленина также был награжден главный инженер завода Фен Загидович Абдулин. Большая группа работников завода в количестве 104 человек была награждена орденами и медалями.

Спустя два года началось освоение спортивно-пилотажного самолета Як‑50.

"В этот период Тбилисский авиационный завод также осваивал производство самолетов Як‑50. Учитывая перегрузку завода "Прогресс", Министерство авиационной промышленности обязало авиазавод города Тбилиси поставлять заводу "Прогресс" стабилизаторы на самолет Як‑50. Но первый стабилизатор, полученный от авиазавода города Тбилиси, был крайне неудовлетворительного качества. Директор завода Н. И. Сазыкин, осмотрев полученные стабилизаторы, принял решение об освоении этих стабилизаторов на заводе. В крайне сжатые сроки была спроектирована и изготовлена технологическая оснастка, и уже к концу 1975 года новые стабилизаторы были изготовлены и установлены на самолете Як‑50", – вспоминает Н. Т. Рыбак.

Это было последнее изделие Николая Ивановича, которое ему довелось осваивать. Планеры, аэросани, специзделия, вертолеты и самолеты различных КБ и их модификации – это далеко не весь перечень изделий, которые выпустило предприятие за время руководства Н. И. Сазыкина.

"Николай Иванович был прекрасным организатором и любознательным инженером. Еженедельно посещая цеха своего завода, он особо обращал внимание на новое установленное оборудование и интересовался технологией изготовления деталей на этом оборудовании. Поэтому при посещении завода гостями предприятия он сам проводил экскурсии по цехам и рассказывал о технологии изготовления деталей на большинстве видов специализированного оборудования. Около директора всегда собирались рабочие, многих из которых он знал не только по фамилии, но и по имени-отчеству. Однажды, когда Николай Иванович проходил через агрегатно-сборочный цех, группа рабочих окружила его и стала жаловаться на то, что начальник цеха неправильно распределил премию, которая была выделена цеху за освоение новой техники. На другой день Николай Иванович попросил занести ему ведомость распределения премии по этому цеху. После этого директор подписал приказ об освобождении начальника цеха от занимаемой должности. Впоследствии этот начальник цеха через отдел кадров был переведен на другую, менее оплачиваемую, работу", – еще один факт из воспоминаний Н. Рыбака.

Директор завода по долгу службы часто находился в служебных командировках, но к значимым государственным праздникам 1 Мая и 7 Ноября всегда возвращался домой, чтобы вместе с коллективом завода принять участие в праздничных демонстрациях. Николай Иванович Сазыкин всегда требовал, чтобы праздничную колонну трудящихся сопровождал заводской духовой оркестр. Директор завода начинал движение в колонне, но, не доходя до праздничной трибуны, покидал колонну авиастроителей и поднимался на трибуну, с которой приветствовал идущие коллективы завода.

В день проведения Ленинского коммунистического субботника, перед выходом коллектива завода на закрепленные за ними участки, по требованию директора на площади перед заводом играл духовой оркестр, создавая у работников завода праздничное настроение. После ухода работников по своим участкам духовой оркестр перево­зился на территорию пионерского лагеря "Салют", так как там находилось больше всего заводчан, подготавливавших лагерь к летнему отдыху детей.

Николай Иванович думал не только о сегодняшнем дне завода, но и о будущем, особенно о молодежи, которая будет приходить на смену старшему поколению заводчан. Он активно поддерживал идею открытия музея истории завода и всячески помогал в создании экспозиции.

"Выступая на открытии музея истории развития завода, Николай Иванович сказал: "Пусть примеры работы и защиты Отечества старшего поколения заводчан способствуют патриотическому и трудовому воспитанию молодых работников завода", – пишет Н. Т. Рыбак.

Николай Иванович Сазыкин был гостеприимным хозяином, и каждый раз сам встречал гостей завода, особенно знаменитых на всю страну людей, не поручая это никому из своих заместителей. Так радушно он встречал поэта Роберта Рождественского, космонавта Виталия Севастьянова и других.

Своим доблестным трудом Николай Иванович Сазыкин заслужил большой почет и авторитет среди руководителей и рабочих. "Наш дед", – именно так с уважением они его называли. Он был инициатором многих начинаний социального плана не только заводского, но и городского, и краевого масштабов. По его инициативе были построены поликлиника, санаторий с профилакторием, музей истории завода, пионерский лагерь на берегу Амурского залива "Бригантина", Дворец культуры "Прогресс", фонтаны на бассейне, целая улица частных двухквартирных домов для работников совхоза "Прогресс", произведена реконструкция стадиона "Восток", велось интенсивное строительство жилья для работников завода и жителей города.

Заслуги перед Отечеством и выполнение намеченных планов Н. И. Сазыкина были оценены государством. За освоение серийного производства крылатых ракет П‑15 он был награжден орденом Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28.04.1963 года); в 1970 году – медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина"; в 1972 году ему присвоено звание "Почетный гражданин города Арсеньева" Решением исполнительного комитета Арсеньевского городского Совета депутатов трудящихся № 330 от 03.11.1972 г. "За большие заслуги в организации промышленного производства, активное участие в общественной и культурной жизни города"; он отмечен знаком "Победитель социалистического соревнования 1974 года" (Постановление № 21 МАП и ЦК профсоюза от 03.01.1975 г.); в 1976 году – Ленинской премией за освоение заводом серийного производства боевого вертолета Ми‑24; в 1976 году, за долголетний добросовестный труд, – медалью "Ветеран труда", 07.10.1976 год.

Чтобы увековечить имя легендарного руководителя, который более двадцати лет возглавлял Арсеньевский машиностроительный завод, в 1977 году по ходатайству руководства завода, поддержанному администрацией города и края, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР заводу "Прогресс" было присвоено имя Николая Ивановича Сазыкина.

Более 40 лет гордо и звучно завод несёт имя Героя Социалистического труда, Почётного гражданина города Арсеньева Н. И. Сазыкина, посвятившего себя производству винтокрылых машин, которые в разное время были признаны лучшими в своем сегменте.

«Прогресс Приморья», № 3 (516) от 25.01.2019 г.

Анжела Алексеенко, по материалам книги Н. Т. Рыбака, архива газеты «Прогресс Приморья»

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно