Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
15 марта, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Наш труд – тебе, Военно-Морской Флот!

19 марта в России празднуют День моряка-подводника, и все, кто служил в подводном флоте, повсеместно отмечают эту дату. Но это праздник не только тех людей, которые проходили службу в море на подводной лодке, но также всех тех, кто обеспечивает надежное функционирование подлодок, кто оснащает их, снабжая боеприпасами и ракетами. Гость редакции – Иван Александрович Павленков, который служил матросом ВМФ в цехе по обслуживанию крылатых ракет бухты Павловского. Сегодня Иван Павленков – шлифовщик пятого разряда цеха 15 ПАО "Варяг", одного из лидирующих предприятий Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, выполняющего гособоронзаказ для Военно-Морского Флота.

Павловского для Павленкова

О бухте Павловского залива Стрелок у Ивана Павленкова хорошие воспоминания. Служить в воинской части № 10469 (сейчас переименована), где в настоящее время отстраивается военный городок, Ивану понравилось. Парня, который сразу же по достижении 18 лет пошел в военкомат, не взяли на срочную службу по состоянию здоровья, и он служил по контракту.

"Если бы здоровье позволяло, я остался бы там служить, мне нравилось, – говорит молодой человек. – Все рядом: в магазин можно съездить, общежитие, большая четырехэтажная казарма, в которой, кроме нашей, было еще две роты – морской пехоты и отдельный батальон связи. Полноценный городок, и врачи там скоро будут свои – возможно, уже и есть. Служба проходила очень интересно. Командир в цехе отличный, понимающий. На построении нам ставили задачу, и мы разъезжались по цехам выполнять свою работу. Коллектив наш был небольшой, все дружелюбные".

Особенно нравились Ивану караулы – в них военнослужащие перевозили на утилизацию определенные виды боеприпасов, охраняли вагоны на протяжении всего пути. Ездили в другие регионы, по Приморью – много мест удалось посмотреть, но наш край, по словам Павленкова, самый красивый. Ходили на стрельбище, играли в волейбол, на праздники устраивали конкурсы. На море ходили – залив закрытый, и летом можно было купаться.

Место памяти

Залив Павловского – место, где захоронены останки моряков с подводной лодки "К‑122". Здесь открыт мемориальный комплекс, который венчает монумент в виде стилизованной бетонной рубки подводной лодки с металлической мачтой высотой 15 метров.

Авария произошла 21 августа 1980 года, и в следующем году исполнится 40 лет с момента этого трагического события. На субмарине, которая под командованием капитана второго ранга Г. Сизова несла боевую службу в Филиппинском море, недалеко от японского острова Окинава, загорелся турбогенератор. АПЛ "К‑122", отбуксировав к российским берегам, поставили в ремонт на заводе города Большой Камень, где полностью восстановили выгоревший седьмой отсек, но после этого ремонтные работы были прекращены. "К‑122" была списана и выведена из состава ВМФ СССР.

Стоит вспомнить также другую трагедию, произошедшую 10 августа 1985 года уже непосредственно в заливе Стрелок – в бухте Чажма. На 30-м судоремонтном заводе на атомной подлодке "К‑431" проходила плановая замена активных зон реакторов. Квалифицированные специалисты решили, воспользовались плавкраном, слегка приподнять пятитонную крышку кормового реактора, которая прилегала негерметично, чтобы убрать оставшийся там кусочек электрода. Вздернутая крышка реактора потянула за собой компенсационную решетку и графитные защитные стержни. Мгновенно в реакторе поднялась температура, произошел мощнейший тепловой взрыв, и крышку реактора отбросило на десятки метров. Из поврежденного реактора выбросило всю "начинку" с новой активной зоной. Если бы это была прежняя, "грязная", отработанная зона, то последствия были бы куда более трагичными. Тем не менее радиоактивное загрязнение частично накрыло заводскую территорию, прилегающую морскую акваторию залива Стрелок и часть суши. Радиоактивный шлейф полосой более пяти километров пересек остров Дунай и вышел к побережью Уссурийского залива, не задев, однако, населенные пункты.

Ядерная катастрофа в бухте Чажма входит в число крупных радиационных катастроф мира. Десять человек, участвовавших в работе, погибли на месте – это офицеры, специалисты разных служб подлодки. Их останки были кремированы и в специальных капсулах захоронены на территории бухты Сысоева. В той же бухте в специальных могильниках захоронена вся радиоактивная грязь. Количество пострадавших от радиации людей не определено до сих пор.

Память об этих событиях живет в сердцах приморских военнослужащих, которые чтят погибших и гордятся ролью нашего края в обороне российских рубежей.

Из цеха в цех

В цех воинской части, где, в частности, оснащаются атомные подлодки, Иван Павленков попал неслучайно – у парня были за плечами лицей № 11 и год работы учеником фрезеровщика на славном заводе "Варяг", входящем в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Предприятие вот уже 45 лет выпускает специзделия для военных моряков.

Отслужив в армии, Иван вернулся на "Варяг", где его отправили осваивать токарное дело, и еще год парень работал токарем. Потом ему предложили перевестись в шлифовальный цех, где он трудится и по сей день. Общий стаж его работы на славном заводе составляет шесть лет.

Работать шлифовщиком Ивану очень нравится, именно эта профессия пришлась по душе, поскольку нужна большая точность, вплоть до микронов. Шлифовка – предпоследняя операций перед тем, как начнется сборка. К шлифовщикам приходят детали после обработки токарями, фрезеровщиками. Следующее рабочее звено – доводчики, которые доводят до окончательного размера деталь уже после шлифовщиков.

Коллектив шлифовщиков небольшой, но дружный – пять человек, которые, если необходимо, подскажут и покажут. "Я самый молодой, – рассказывает Иван. – Перенимаю опыт старших. Мой наставник – Александр Юрьевич Смирнов, очень опытный специалист, работает давно, он начал обучать с самых азов. Дело в том, что не так много людей знают про шлифование, поэтому мало кто идет на шлифовщика. При этом на шлифовщика нигде нельзя выучиться – только на предприятии".

Каждый шлифовщик занят своим делом. Это разные специалисты: по плоской шлифовке, круглой, внутренней, бесцентровой. Плоские детали обрабатываем так, чтобы они были ровные, следим за чистотой, чтобы она была в допусках. Внутренняя шлифовка – изделие шлифуется внутри; иногда делается такая внутренняя шлифовка, чтобы три разных размера выполнить за одну установку. Круглая шлифовка – делаются детали по перекрытиям. Иван – шлифовщик широкого профиля, выполняет и плоскую, и внутреннюю, и круглую, и бесцентровую шлифовки. "Хочу выучиться на резьбошлифовщика, – делится планами Иван. – Интересно освоить. К тому же резьбошлифовщиков очень мало".

Будущее – в машиностроении

Наград у Ивана пока немного, но они уже есть: грамоты, благодарственные письма. А на 45-летие заводу Павленков получил медаль от Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. "Это моя первая серьезная награда, – улыбается Иван. – Стремлюсь дальше, хочу повышать свою квалификацию".

Кроме желания выучиться на резьбошлифовщика, Иван планирует получить высшее техническое образование, связанное с машиностроением, стать инженером. По словам молодого человека, работа шлифовщиком сама по себе интересная, но Иван чувствует в себе потенциал и допускает, что в дальнейшем сможет занимать инженерную должность. "Пока уходить из цеха я не хочу, но нужно учиться и двигаться дальше", – считает молодой профессионал.

Иван очень любит свой завод и видит перспективы его развития, будущее свое он однозначно связывает с "Варягом". "Заказов много, работы хватает, – подтверждает он. – Зарплата устраивает. Люди, для которых мы работаем, довольны нашими изделиями, отмечают их высокое качество. Наши изделия служат долго. Несколько лет назад нам оборудовали новый цех – большой, светлый, теплый, очень хороший. На предприятии – отличные шлифовальные станки японского производства. Недавно купили новые станки: из Липецка и Южной Кореи".

Заводчанин в третьем поколении

Иван уже успел обзавестись семьей: у него есть жена, Анна Вячеславовна Павленкова, и двухлетняя дочурка Сашенька. В дальнейшем хотел бы устроить на "Варяг" и жену, чтобы быть вместе. Образование у молодой женщины среднее техническое – она радист, до декретного отпуска Анна работала представителем "Ратимира".

Иван Павленков родом из Владивостока, его родители тоже коренные владивостокцы. Отец, Александр Михайлович Павленков, работает на заводе "Варяг" слесарем-ремонтником станков. Мама, Лариса Дмитриевна Павленкова, – оператором в Сбербанке. Папа Ивана в тяжелые 90-е уходил с завода, но потом вернулся. Дед работал на "Дальприборе" станочником-токарем.

Если дочь захочет пойти по стопам прадедушки, дедушки и отца и стать специалистом в машиностроительной отрасли, Ивану будет приятно. Но выбор, конечно, будет за ребенком, подчеркивает папа Саши.

Сегодня Иван все свое свободное время уделяет любимой дочери: играет и гуляет с ней. До рождения дочери он занимался плаванием, фридайвингом; пока учился, играл в баскетбол за команду лицея. Что касается баскетбола, то этим видом спорта Иван навряд ли будет заниматься, а вот к плаванию и фридайвингу он планирует вернуться обязательно.

Интересно даже детям

Корреспондент газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России поинтересовалась у Ивана, пошел ли бы он опять служить, если отмотать время назад.

"Пошел бы, – кивает головой молодой человек. – Мне это было нужно. Армия дала знания о том, как проходит служба, дисциплинировала. Я о некоторых вещах и не задумывался. О вооружении наших кораблей, например. Кроме подлодок, которые мы вооружали, у нас швартовался флагман Тихоокеанского флота ”Варяг”, мы и его снабжали боеприпасами, ракетами, от нас ”Варяг” уходил на учения. Нам разрешили взойти на корабль, устроили экскурсию – правда, не везде водили, конечно. Корабль очень интересный.

Покупка военного билета – это плохо; мужчине, конечно, надо служить. Если призовут Родину защищать – надо будет идти и спасать Отечество. Поэтому срочная служба нужна – парни должны знать, что эта такое, чтобы была подготовка.

Некоторые считают, что служба в армии – трата времени, но это всего год. Сейчас и служить-то несложно – даже по дому не успеваешь соскучиться. А если еще в караулы ездить, то время вообще пролетает очень быстро. В учебке по дому немного скучали, но по прошествии пары месяцев привыкаешь к коллективу, появляется интерес. У нас не было дедовщины, все работали слаженно, никто никого не гонял. Сегодня меняется отношение к армии и климат внутри Вооруженных Сил, возрождается традиция ГТО, и даже детям это интересно".

На вопрос, патриот ли он, Иван улыбнулся: "Конечно, патриот, – как же без этого?!"

«Прогресс Приморья», № 10 (523) от 15.03.2019 г.

Оксана Рождественская

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно