|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
19 марта – День моряка-подводникаСвой профессиональный праздник, День подводного флота, отметят в России те, кто причастен к подплаву. История этой даты восходит к 1906 году, когда император Николай II подписал указ о включении в классификацию кораблей и судов флота нового класса боевых единиц – подводных лодок. В конце прошлого года в Санкт-Петербурге в Военно-морской академии им. Н. Г. Кузнецова состоялось расширенное заседание военного совета ВМФ России. В нём принял участие главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал Владимир Королёв, командующие Северным, Тихоокеанским, Черноморским, Балтийским флотами и Каспийской флотилией, руководители органов военного управления ВМФ. Важным на заседании военного совета ВМФ стало подведение общефлотских итогов состязаний на приз главкома ВМФ в различных видах подготовки в 2018 году. Тогда же были объявлены победители и вручён переходящий приз главкома ВМФ России. В состязаниях между ракетными подводными лодками стратегического назначения с выполнением стрельб баллистическими ракетами первое место занял ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Тула" Северного флота. Среди многоцелевых подводных лодок по нанесению ударов по наземным объектам с выполнением стрельб крылатыми ракетами победителем стал атомный подводный крейсер "Северодвинск" Северного флота. Лучшей атомной многоцелевой подводной лодкой в номинации "Выполнение упражнения по нанесению удара крылатыми ракетами по морской цели" стал атомный подводный крейсер Тихоокеанского флота "Томск". Результата, позволившего занять первое место в состязании между атомными многоцелевыми подводными лодками по торпедной атаке отряда кораблей условного противника, также добился экипаж атомной подводной лодки ТОФ "Томск". Среди дизель-электрических подводных лодок лучшим в торпедной атаке стал экипаж большой подводной лодки ТОФ "Усть-Большерецк". В состязании между многоцелевыми подводными лодками по минным постановкам победителем стал экипаж большой подводной лодки ТОФ "Усть-Камчатск". В номинации отработки учебных задач по поиску и слежению за подводными лодками условного противника лучшего результата добился экипаж подводной лодки Черноморского флота "Старый Оскол". С такими показателями вступили российские подводники в новый, 2019 год. Рассматривая старые фотографии, на которых запечатлены первые подводные лодки, точнее, подводные аппараты, ловишь себя на мысли, что профессиональный праздник, День моряка-подводника – праздник особый. И этому есть веские аргументы. Подводники, в нашем привычном понимании, всегда олицетворяли собой стойкость и мужество, морское братство и коллективизм. Вот, пожалуй, где один за всех и все за одного. Под водой стираются все грани между командирами и подчинёнными. Да, все действуют по командам, прописанным флотским уставом, но мужское братство всё же главнее. Лодка для экипажа – дом родной. Спросите любого моряка, побывавшего хоть однажды в морской бездне, и он вам ответит, что дороже экипажа в тот период нет никого. Все вахту стоят плечом к плечу, и каждый отвечает за товарища как за себя самого. И вот что самое интересное. Ни один настоящий подводник не пожалуется вам на порой экстремальные условия службы. Да настоящий подводник вам вообще ничего не будет рассказывать о походах и выполнении боевых задач, он всё держит внутри, не показывая окружающим своих переживаний. И никто никогда не увидит того, что на душе у подводника, когда он стоит у мемориала Подводной лодке С‑56. Она – исторический символ Тихоокеанского флота, и через неё морская братия вспоминает всех, кто знает про океанские глубины не понаслышке. Моряки у мемориала думают и о тех, кто стоял у истоков подводного флота России. Не ошибусь, если скажу, что отечественные подлодки нашли своё применение именно на Тихом океане. И пусть боевых столкновений с противником не было, но косвенно подлодки, например в Русско-японской войне 1904–1905 годов, тоже сыграли свою роль. В архивах найдено немало фотографий первых подводных аппаратов того времени. Лодка "Дельфин" вообще обошла обложки и страницы многих российских изданий. Испытывая немало трудностей различного свойства, русские моряки, рискуя жизнью, по мере сил и возможности выполняли поставленные задачи. Так, 14 февраля 1905 года две подлодки – "Дельфин" и "Сом" – вышли на испытания. Заметим, экипаж "Сома", как отмечают исследователи, "впервые в истории этого класса кораблей преодолел ледовую перемычку – прочно забитый льдами проход между Скрыплёва и Русским". Дальше, как говорится, больше. 21 февраля выполнен боевой поход по поиску неприятеля. 13–16 марта "Дельфин" по заданию выходил к острову Аскольд. 9 апреля лодка вышла в поход к берегам Кореи, в котором находилась в течение семи дней. Напряжённым стал конец апреля: агенты донесли о готовящемся походе японских крейсеров к бухте Преображение. 29-го числа в тот район оперативно были направлены подлодки "Дельфин", "Касатка" и "Сом". Две первые шли рядом, "Сом" двигался самостоятельно, так как отстал от своих собратьев. Именно сигнальщик "Сома" заметил два японских миноносца. Князь Трубецкой приказал срочно погружаться. Пяти минут не хватило, чтобы уйти под воду. Миноносцы, обнаружив лодку, стали атаковать её, открыли огонь, но вреда не нанесли. В 10.45 "Сом" оказался на глубине 12 метров. Трубецкой начал маневрирование, подготавливая экипаж к атаке, но японцы, вероятно, получили приказ возвращаться. Трубецкой увидел в перископ, как они отходят к югу. Приготовив торпеды к боевому применению, "Сом" пошёл в атаку. Думается, русские подводники не позволили бы уйти восвояси японцам, не вмешайся в процесс погони опустившийся густой туман. Прикрывшись им, как щитом, миноносцы ушли от погони. И всё же, по свидетельству военных историков, японцы получили хороший урок. Они поняли, что русские подводные лодки способны ходить не только вдоль береговой черты. Более того, учёба личного состава продолжалась, и подводники получали практический опыт нахождения под водой. Судите сами. 8 мая "Скат" задержался на дне пять часов. Экипаж "Сома", пробыв в море восемь суток, 16 часов находился под водой, подряд не более полутора суток. В июне командование провело учение, по сценарию которого "неприятель" гнался за отступающими кораблями, но путь ему преградила подлодка. В этом же месяце подводники постоянно выходили на боевое патрулирование в районе островов Русский и Аскольд. 9 апреля "Касатка" совершила семидневный поход к берегам Кореи. Стоит заметить, что, стоически преодолевая трудности суровой морской службы, зная о несовершенном техническом состоянии подлодок, офицеры и матросы несли службу достойно. К концу Русско-японской войны во Владивостоке находилось 13 субмарин. Несмотря на то что они часто простаивали в ремонте, две лодки постоянно были на ходу, и экипажи ждали команды к походу. Сегодня споры о роли российского подводного флота в той войне практически стихли. Военные специалисты, историки да и сами подводники уверены, что присутствие отряда подводных лодок спасло Владивосток и его жителей от прямого нападения эскадры Камимуры, в дальнейшем, после Цусимского боя, лодки охладили мощь военного флота адмирала Того. Теперь ясно, что японцы прекрасно знали о присутствии русских подводных лодок в Порт-Артуре. Помимо лодок Джевецкого, в крепость на броненосце "Цесаревич" доставили субмарину французского конструктора Т. Губэ, вооружённую двумя торпедами. Кроме того, здесь дислоцировались "Пётр Кошка" и "Портартурец". Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 10 (523) от 15.03.2019 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |