|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
115 лет на страже морских рубежей19 марта 2021 года Военно-морской флот России отмечает знаменательную дату – 115-летие подводных сил. В этот день россияне чествуют тех, для кого подводный флот стал судьбой, тех, кто привык жить по законам подводного братства, кто во все времена утверждал славные традиции подплава и с честью приумножает их сегодня. Среди тех, кем гордится Россия, имена К. Шильдера, И. Александровского, С. Джевецкого, И. Бубнова, стоявших у истоков создания подводных аппаратов, названных подводными лодками. Благодаря их живой мысли и конструкторскому таланту нашей стране принадлежит приоритет в создании первой в мире цельнометаллической подводной лодки, первой в мире подводной лодки с механическим двигателем, а также подводной лодки с единым двигателем подводного и надводного хода. В 1906 году подводные силы стали самостоятельным классом кораблей. Они прошли длинный путь своего развития и в настоящее время составляют основу боевой мощи российского флота, а ракетные подводные лодки стратегического назначения, входящие в состав Морских стратегических ядерных сил, являются важнейшей составляющей стратегических ядерных сил сдерживания. Создание подводных сил связано с указом последнего императора России Николая II от 6 (19) марта 1906 года о внесении изменений в классификацию судов военного флота, куда вошёл и разряд подводных лодок. Подводные корабли были выделены в отдельный класс – подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены 10 подводных лодок. Первую, которую назвали "Дельфин", построили на Балтийском заводе в 1904 году. Русско-японская война 1904-1905 года стала первой в мировой истории, в которой принял ещё не имеющий официального статуса, но уже заставивший противника дрогнуть новый класс военных кораблей – подводные лодки. Первую бригаду подводных лодок сформировали в 1911 году в составе Балтийского флота. Базировалась она в Либаве (Лиепая). Бригада включала в себя 1-й и 2-й дивизионы (11 подлодок), плавучие базы ПЛ "Европа" и "Хабаровск". К концу 1914 года в составе Черноморского флота уже действовали 4 подводные лодки. В ходе Первой мировой войны 1914-1918 годов подлодками было потоплено около 60 транспортов противника. К 1917 году подводные лодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил Российского Императорского флота, способный решать важные тактические задачи. После Октябрьской революции 1917 года отмечать праздник моряка-подводника перестали. Почти девять десятилетий спустя его возродили. 15 июля 1996 года Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России подписал приказ № 253, в котором предписывалось отмечать "День моряка-подводника" ежегодно, 19 марта. Восстановление праздничной даты стало данью уважения морякам, несущим нелёгкую, порой опасную службу на подводных кораблях. Длительные походы, длительное нахождение под толщей морей и океанов, неудобства, связанные с пребыванием в ограниченном пространстве подводной лодки, невероятно тяжёлая служба по обеспечению стратегической безопасности страны – всё это позволяет считать подводников элитой отечественного военно-морского флота. В Советском Союзе наибольшее развитие подводные силы флота получили в 30-е годы прошлого века. Только за период с 1930 по 1939 годы для нужд флота было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в состав ВМФ входили 212 подводных лодок. Подводники внесли особый вклад в бои с кораблями противника. За тот период подводники совершили 1200 боевых походов. Ими были потоплены более 100 боевых кораблей и 300 транспортов противника общим тоннажем свыше 1 млн брутто-регистровых тонн. Потери ВМФ СССР в войне составили 98 подводных лодок. Судостроительная промышленность страны поставила флоту 56 подводных лодок. Свыше 6 тыс. подводников были награждены орденами и медалями, 21 подводник удостоен звания Героя Советского Союза, среди них – А. Маринеско, М. Гаджиев, И. Колышкин, Ф. Видяев, М. Грешилов, И. Фисанович, Н. Лунин, П. Грищенко, М. Августинович, И. Трофимов и многие другие. В 1958 году была построена первая атомная подводная лодка "К‑3" ("Ленинский комсомол"). В дальнейшем за два десятилетия (1965-1985) Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов, и с учётом императорской России, свыше 1000 дизельных подводных лодок. Десятилетия глобального противостояния в Мировом океане в период Холодной войны стали ярким этапом становления отечественной подводной школы, периодом бурного развития подводных сил ВМФ, превратившихся в главный род сил флота. В 1965 году на учениях Северного флота в море было развёрнуто 48 подводных лодок, на маневры "Океан‑77" вышли 59 единиц, на учениях "Океан‑80" в Атлантике действовали более 50 подлодок, в том числе 21 ракетный подводный крейсер стратегического назначения. За образцовое выполнение заданий командования и умелое руководство флотом в период с 1965 по 1985 годы звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда удостоены более 50 адмиралов и офицеров-подводников. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 10 (616) от 19.03.2021 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |