|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Традиции отечественной авиацииПродолжение. Начало в номере от 15 августа 2013 г. Зов небаВ древности люди, несмотря на то, что жили на земле, которая их и кормила и поила, пристально наблюдали за полетом птиц и удивлялись тому, как долго могут крылатые создания парить в воздухе, падать камнем вниз, хватая добычу, и снова взмывать к облакам. Тогда и появились сказки о ковре-самолете, о летающей ступе, метле и других придуманных предметах, которыми человек пользовался в быту. Так возникла и древняя легенда о дерзком Икаре, крылья которого расплавило солнце. Именно сказки, мифы и легенды стали тем "механизмом", который способствовал движению творческой мысли. И этому есть реальные подтверждения. Во времена царствования Иоанна Грозного холоп боярского сына Лупатова Никитка придумал и соорудил воздушную машину и объявил честному народу, что готов "лететь на ней к Богу". Забравшись на колокольню, Никитка надел на руки крылья и на виду изумленной публики попытался взлететь. Получилось лишь удачное приземление, которое не принесло ему славы, наоборот, "выдумщик Никитка" был наказан. Как, впрочем, и другой холоп, Емельян Иванов, который предпринял попытку взлета. Несмотря на то, что событие происходило при правлении Петра Великого, мечтатель "был бит батогами смертным боем". Могучий Михаил Васильевич Ломоносов изобрел игрушку-вертолет с пружинным заводом и добился того, чтобы его детище поднялось в воздух… В 1754 году люди еще ничего не знали о паровых двигателях, что тормозило развитие отечественного воздухоплавания. Лишь в XIX веке паровые двигатели позволили провести первые практические опыты по созданию простейших летательных аппаратов. И Россия здесь не была последней. На военном флоте активно внедрялись паровые машины, что значительно ускоряло ход судна, но моряки думали о том, как поднять в небо аэроплан, используя пар. Морской офицер Александр Федорович Можайский в 1860-х годах сумел доказать, что русские люди обязательно покорят небо. И в 1881 году его проект на производство самолета одобрила высокая комиссия. Спустя четыре года летательный аппарат был построен, но при разгоне на взлет упал и разбился. Заметим, что неудача ничего не изменила в карьере изобретателя Можайского, напротив, он дослужился до контр-адмирала и остался в памяти потомков человеком прогрессивно мыслящим и умеющим отстоять свою точку зрения на то или иное изобретение. Впрочем, именно за смелость мысли русских инженеров и летчиков уважали за рубежом. И вовсе не просто так лучшими среди первых авиаторов были российские подданные. В 1910 году французские Канны засвидетельствовали рекорд Николая Евграфовича Попова, сумевшего поднять летательный аппарат в воздух с ипподрома, где собралась толпа горожан. И это уже поразило зрителей. Однако пилот этим не ограничился, он совершил полет над Средиземным морем, обогнул острова и успешно приземлился на том же ипподроме, сорвав многочисленные аплодисменты. Так складывалась традиция удивлять мир все новыми достижениями в области авиастроения. Как говорится, земля слухами полнится. Так и 101 год назад слухи превратились в явь, когда авиационный прогресс "долетел" до берегов Тихого океана. Полеты над городом "нашенским"…Сегодня никого не удивишь полетами над Владивостоком сверхзвуковых военных самолетов и вертолетов. Если говорить о Приморье в целом, то сразу на память приходит завод "Прогресс", лидирующий среди предприятий, входящих в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Именно здесь трепетно хранят историю авиации и под открытым небом, и в музейном комплексе под крышей. К гулу вертолетов в Арсеньеве давно привыкли и воспринимают это как само собой разумеющееся, штатное событие. Если говорить в целом о появлении авиации в нашем крае, то впервые полеты на аэроплане состоялись именно во Владивостоке. В 1911 году горожане с интересом наблюдали за тем, как аэроплан "фарман" летуна Якова Седова кружил над ипподромом и бухтой Золотой Рог. Именно это событие стало толчком к созданию воздушного флота на приморской земле. Военные давно мечтали о создании здесь своего воздушного флота. Александр Афанасьевич Струковский, капитан штаба 9-й дивизии, базирующейся на острове Русский, обратился через газету "Дальний Восток" к читателям с просьбой оказать помощь в подписке на создание военного воздушного флота. Горожане незамедлительно откликнулись на призыв офицера. Собирали не только денежные средства, но и создавали кружки Дальневосточного отдела Императорского аэроклуба на железной дороге, в порту, в Коммерческом училище… Необходимую сумму удалось собрать в рекордные сроки, и на заседании правления постановили купить аэроплан "фарман" и обучить на нем летунов. Первому самолету присвоили имя погибшего в авиакатастрофе пилота Льва Марковича Мациевича. Владивостокцы доверили полеты на "народном" аэроплане известному в России пилоту Петру Стрельникову, приехавшему жить на Дальний Восток. Летом 1912 года из Гнилого угла, где располагался ипподром, взлетел при большом стечении народа Сергей Юдинцев «Прогресс Приморья», № 34 (246) от 29.08.2013 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |