Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
29 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Традиции отечественной авиации

Продолжение. Начало в номере от 15 августа 2013 г.

Зов неба

В древности люди, несмотря на то, что жили на земле, которая их и кормила и поила, пристально наблюдали за полетом птиц и удивлялись тому, как долго могут крылатые создания парить в воздухе, падать камнем вниз, хватая добычу, и снова взмывать к облакам. Тогда и появились сказки о ковре-самолете, о летающей ступе, метле и других придуманных предметах, которыми человек пользовался в быту.

Так возникла и древняя легенда о дерзком Икаре, крылья которого расплавило солнце.

Именно сказки, мифы и легенды стали тем "механизмом", который способствовал движению творческой мысли. И этому есть реальные подтверждения. Во времена царствования Иоанна Грозного холоп боярского сына Лупатова Никитка придумал и соорудил воздушную машину и объявил честному народу, что готов "лететь на ней к Богу". Забравшись на колокольню, Никитка надел на руки крылья и на виду изумленной публики попытался взлететь. Получилось лишь удачное приземление, которое не принесло ему славы, наоборот, "выдумщик Никитка" был наказан. Как, впрочем, и другой холоп, Емельян Иванов, который предпринял попытку взлета. Несмотря на то, что событие происходило при правлении Петра Великого, мечтатель "был бит батогами смертным боем".
И, как утверждают историки, таких "первооткрывателей неба" на русских просторах хватало во все века. Чего стоит сохранившееся свидетельство о полете кузнеца из села Ключи, расположенного по соседству с городом Ряжском. "Сделав крылья из проволоки, надев их как рукава и по приличию на ноги тоже, как хвост, а на голову, как шапку, из длинных мягких крыльев. Летал мало и опустился на крышу церкви. А поп крылья сжег, а самого кузнеца проклял". Таковы хроники. Факт датирован 1729 годом.

Могучий Михаил Васильевич Ломоносов изобрел игрушку-вертолет с пружинным заводом и добился того, чтобы его детище поднялось в воздух…

В 1754 году люди еще ничего не знали о паровых двигателях, что тормозило развитие отечественного воздухоплавания. Лишь в XIX веке паровые двигатели позволили провести первые практические опыты по созданию простейших летательных аппаратов. И Россия здесь не была последней. На военном флоте активно внедрялись паровые машины, что значительно ускоряло ход судна, но моряки думали о том, как поднять в небо аэроплан, используя пар.

Морской офицер Александр Федорович Можайский в 1860-х годах сумел доказать, что русские люди обязательно покорят небо. И в 1881 году его проект на производство самолета одобрила высокая комиссия. Спустя четыре года летательный аппарат был построен, но при разгоне на взлет упал и разбился. Заметим, что неудача ничего не изменила в карьере изобретателя Можайского, напротив, он дослужился до контр-адмирала и остался в памяти потомков человеком прогрессивно мыслящим и умеющим отстоять свою точку зрения на то или иное изобретение. Впрочем, именно за смелость мысли русских инженеров и летчиков уважали за рубежом. И вовсе не просто так лучшими среди первых авиаторов были российские подданные. В 1910 году французские Канны засвидетельствовали рекорд Николая Евграфовича Попова, сумевшего поднять летательный аппарат в воздух с ипподрома, где собралась толпа горожан. И это уже поразило зрителей. Однако пилот этим не ограничился, он совершил полет над Средиземным морем, обогнул острова и успешно приземлился на том же ипподроме, сорвав многочисленные аплодисменты. Так складывалась традиция удивлять мир все новыми достижениями в области авиастроения. Как говорится, земля слухами полнится. Так и 101 год назад слухи превратились в явь, когда авиационный прогресс "долетел" до берегов Тихого океана.

Полеты над городом "нашенским"…

Сегодня никого не удивишь полетами над Владивостоком сверхзвуковых военных самолетов и вертолетов. Если говорить о Приморье в целом, то сразу на память приходит завод "Прогресс", лидирующий среди предприятий, входящих в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Именно здесь трепетно хранят историю авиации и под открытым небом, и в музейном комплексе под крышей. К гулу вертолетов в Арсеньеве давно привыкли и воспринимают это как само собой разумеющееся, штатное событие. Если говорить в целом о появлении авиации в нашем крае, то впервые полеты на аэроплане состоялись именно во Владивостоке. В 1911 году горожане с интересом наблюдали за тем, как аэроплан "фарман" летуна Якова Седова кружил над ипподромом и бухтой Золотой Рог. Именно это событие стало толчком к созданию воздушного флота на приморской земле. Военные давно мечтали о создании здесь своего воздушного флота. Александр Афанасьевич Струковский, капитан штаба 9-й дивизии, базирующейся на острове Русский, обратился через газету "Дальний Восток" к читателям с просьбой оказать помощь в подписке на создание военного воздушного флота. Горожане незамедлительно откликнулись на призыв офицера. Собирали не только денежные средства, но и создавали кружки Дальневосточного отдела Императорского аэроклуба на железной дороге, в порту, в Коммерческом училище…

 Необходимую сумму удалось собрать в рекордные сроки, и на заседании правления постановили купить аэроплан "фарман" и обучить на нем летунов. Первому самолету присвоили имя погибшего в авиакатастрофе пилота Льва Марковича Мациевича.
Биография этого мужественного человека складывалась непросто. Он, выпускник Николаевской морской академии, один из первых русских инженеров понял, что за авиацией будущее. Именно ему принадлежит идея строительства авианосца с 25 летательными аппаратами на борту. Это предложение, увы, было отклонено высшим начальством. Мациевича направили служить во вновь созданный Отдел воздухоплавания. Пройдя обучение во Франции в школе Анри Фармана, пилот выполнял в России демонстрационные полеты. 27 сентября 1910 года Лев Мациевич в Петербурге рискнул поднять аэроплан на предельную высоту. К сожалению, рекорд установить не удалось — самолет "клюнул" носом, отчего пилот выпал из кабины и погиб. Пожалуй, этот храбрый летчик был одним из первых российских испытателей, поставивших на кон собственную жизнь ради прогресса. В списках российских авиакатастроф эта значится первой.

Владивостокцы доверили полеты на "народном" аэроплане известному в России пилоту Петру Стрельникову, приехавшему жить на Дальний Восток. Летом 1912 года из Гнилого угла, где располагался ипподром, взлетел при большом стечении народа
аэроплан имени Мациевича. Техником, обслуживающим летательный аппарат был первый приморский летчик — инструктор Виталий Сущинский, окончивший летную школу в селе Спасское. Заметим, что Виталий и его брат Всеволод в дальнейшем не раз поднимались на этом же аэроплане в небо Владивостока.

Сергей Юдинцев
Продолжение следует.

«Прогресс Приморья», № 34 (246) от 29.08.2013 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно