Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
03 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Поколение мыслящих

Город Арсеньев славен двумя промышленными предприятиями — заводами "Аскольд" и "Прогресс", входящими в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Они являются градообразующими, и именно в их цехах выпускают продукцию для нужд Вооружённых Сил России. За многие десятилетия существования этих предприятий сложились трудовые династии, которые, к счастью, имеют здесь крепкие корни. По той причине, что рабочая сметка, мастерство и опыт, который приходит с годами, не пропадают, а по крупицам усваиваются следующими поколениями.

Сегодня, когда известны результаты сданного российскими школьниками ЕГЭ, приходится констатировать, что не всё радужно в области знаний подрастающего поколения. "Американизация" общества, имеющая место быть в недавнем прошлом, не просто поменяла психологию молодёжи, отучив мыслить, самостоятельно принимать решения и быть ответственными за свои поступки, но и изменила отношение к труду. Если в недавнем прошлом в школах на уроках трудового воспитания прививались первые навыки работы — от простого к сложному, уделялось довольно много внимания моделированию, конструированию и умению правильно обращаться с рабочим инструментом, то сегодня перекос в сферу потребления привёл к отсутствию сферы производства. Понятно, что очень хлопотно "вклинить" в свёрстанный учебный школьный план уроки труда, но, как показывает опыт, это делать необходимо. Почему? Ответ лежит на поверхности: некоторые нынешние школьники, которые будут вовлечены в трудовую орбиту, адаптируются во взрослую жизнь быстрее, потому что они в детстве уже не только решали теоретические задачи, например, на уроках математики или физики, а выполняли их практически, своими собственными руками, те есть самостоятельно. Но под присмотром взрослых, знатоков своего дела. Не бездумно, "куда кривая выведет", а разумно, понимая, с чего начать и как завершить начатое.

Когда члены ПРО СМР на внеклассных уроках "Введение в профессию" рассказывают, например, о том, как работает авиационный завод "Прогресс" и какую продукцию выпускает, ребята преображаются. И с удивлением узнают, что авиамоделизм в Арсеньеве жив до сих пор, и лозунг "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью" здесь воспринимается как реальность. Увы, но в остальном Приморье воздушные модели больше нигде не собирают и не конструируют. И когда юноши задают вопрос, где можно заняться авиамоделизмом или судомоделизмом, приходится краснеть и констатировать — нигде. И так из года в год. Встречи, вопросы, отрицательные ответы. Более того, пришлось столкнуться с проблемой отсутствия моделей самолётов, вертолётов, кораблей, другой миниатюрной техники, с чего, по существу, и начинается процесс индивидуального мышления, коллективной сборки, приобщения к производству. И что вообще недопустимо — отсутствие отечественных конструкторов, коих в бытность шестидесятников, когда Юрий Гагарин покорил космос, каждый ученик собирал сотнями. Есть такие ребята и сегодня. Но их так мало, что в общей массе этот тонкий голосок тонет, никем не услышанный.

Понятно: прежде чем привести школьника в просторные цеха настоящего предприятия, для начала необходимо "построить" цех в миниатюре, рассказать о том, как работают бригады, собирающие воздушное или морское судно. Пару лет назад в одной из школ Владивостока в рамках профориентационной работы и знакомства с союзмашевскими предприятиями "Дальприбор", "Варяг", "Радиоприбор" мальчишки принесли на встречу российский ударный вертолёт Ка-50 "Чёрная акула", детали которого изготовлены… в Подмосковье. И когда юноши и девушки увидели на плакате Ка-50, собранный на арсеньевском "Прогрессе", был лес рук и один и тот же вопрос о том, почему винтокрылую машину в полный размер собирают в Арсеньеве, а "потешный" вертолёт, похожий как две капли воды на большого собрата — за тысячи километров от авиазавода.

Сами же ребята высказали идею создания "детского" цеха конструирования, сборки, упаковки и создания имиджа своему детищу, то есть рекламной раскрутки. Речь идёт не о готовой модели, какую предлагают покупателю оте-чественные фабрики по изготовлению военной и другой техники. Нет, в данном случае нужен именно конструктор, который будет собран руками умельцев. "Собери сам" — вот к чему нужно стремиться, считают юные конструкторы. Не стоит забывать и о том, что "маленький" цех может не только выпускать продукцию, но и устанавливать на неё цену. Заметили: всё как во взрослой жизни, по-Марксу: товар — деньги — товар. Это уже реалии сегодняшнего дня. В итоге получается много плюсов, которые являются доминирующей составляющей.
И главное. Юноши, работающие в "маленьких" цехах, смогут не только пускать на поток уже разработанные кем-то образцы машин, но и придумывать что-то новое. Когда мысль будет работать бесконечно и напряжённо, тогда и открытия не заставят себя долго ждать. Хочется верить, что не перевелись в нашей большой стране, а значит, и в Приморском крае, Ломоносовы, Жуковские, Циолковские, Туполевы, Ильины, Антоновы, Камовы, Поповы, Дегтярёвы, Калашниковы, Лавочкины, Вологдины, многие другие изобретатели, учёные, рационализаторы, которые своим талантом, если хотите, инженерным фанатизмом, повернут страну на путь не только полной газификации и нефтедобычи, но и в значительной степени воплотят мечту нового поколения молодых — поднимут производство на такой уровень, который значительно сократит, а то и сведёт на нет зависимость от Запада в некоторых видах промышленного производства. И тогда никакие санкции или экономические провокации не станут помехой в осуществлении планов построения общества, где уютно будет всем и каждому.

Вероятно, без специальной долгосрочной программы развития промышленного производства (и не только военного) в России не обойтись. Если заглянуть в будущее, опираясь на опыт прошлого, то на поверку выйдет, что новые общественные организации, подобные ДОСААФ, возродившийся комплекс ГТО, патриотические клубы — преследуют общие благие цели, связанные с тем, чтобы мобилизовать молодое население страны на защиту собственных границ, отвлечь от тлетворного влияния улицы, пагубного пристрастия к алкоголю, наркотикам, праздному образу жизни, вырастить здоровое поколение людей, адекватно мыслящих, физически здоровых и, главное, умеющих трудиться, производить материальные блага для себя, своих близких и тех, кому в будущем придётся пойти по их стопам. И снова мы возвращаемся к юным гражданам страны, которые сегодня только учатся патриотизму, высмеянному нуворишами в период перестройки, умению правильно мыслить, а, получив достойное образование и профессию, работать на благо собственной страны, которая называется Россией.

«Прогресс Приморья», № 26 (289) от 03.07.2014 г.

Сергей Юдинцев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно