|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Поколение мыслящихГород Арсеньев славен двумя промышленными предприятиями — заводами "Аскольд" и "Прогресс", входящими в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Они являются градообразующими, и именно в их цехах выпускают продукцию для нужд Вооружённых Сил России. За многие десятилетия существования этих предприятий сложились трудовые династии, которые, к счастью, имеют здесь крепкие корни. По той причине, что рабочая сметка, мастерство и опыт, который приходит с годами, не пропадают, а по крупицам усваиваются следующими поколениями. Сегодня, когда известны результаты сданного российскими школьниками ЕГЭ, приходится констатировать, что не всё радужно в области знаний подрастающего поколения. "Американизация" общества, имеющая место быть в недавнем прошлом, не просто поменяла психологию молодёжи, отучив мыслить, самостоятельно принимать решения и быть ответственными за свои поступки, но и изменила отношение к труду. Если в недавнем прошлом в школах на уроках трудового воспитания прививались первые навыки работы — от простого к сложному, уделялось довольно много внимания моделированию, конструированию и умению правильно обращаться с рабочим инструментом, то сегодня перекос в сферу потребления привёл к отсутствию сферы производства. Понятно, что очень хлопотно "вклинить" в свёрстанный учебный школьный план уроки труда, но, как показывает опыт, это делать необходимо. Почему? Ответ лежит на поверхности: некоторые нынешние школьники, которые будут вовлечены в трудовую орбиту, адаптируются во взрослую жизнь быстрее, потому что они в детстве уже не только решали теоретические задачи, например, на уроках математики или физики, а выполняли их практически, своими собственными руками, те есть самостоятельно. Но под присмотром взрослых, знатоков своего дела. Не бездумно, "куда кривая выведет", а разумно, понимая, с чего начать и как завершить начатое. Когда члены ПРО СМР на внеклассных уроках "Введение в профессию" рассказывают, например, о том, как работает авиационный завод "Прогресс" и какую продукцию выпускает, ребята преображаются. И с удивлением узнают, что авиамоделизм в Арсеньеве жив до сих пор, и лозунг "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью" здесь воспринимается как реальность. Увы, но в остальном Приморье воздушные модели больше нигде не собирают и не конструируют. И когда юноши задают вопрос, где можно заняться авиамоделизмом или судомоделизмом, приходится краснеть и констатировать — нигде. И так из года в год. Встречи, вопросы, отрицательные ответы. Более того, пришлось столкнуться с проблемой отсутствия моделей самолётов, вертолётов, кораблей, другой миниатюрной техники, с чего, по существу, и начинается процесс индивидуального мышления, коллективной сборки, приобщения к производству. И что вообще недопустимо — отсутствие отечественных конструкторов, коих в бытность шестидесятников, когда Юрий Гагарин покорил космос, каждый ученик собирал сотнями. Есть такие ребята и сегодня. Но их так мало, что в общей массе этот тонкий голосок тонет, никем не услышанный. Понятно: прежде чем привести школьника в просторные цеха настоящего предприятия, для начала необходимо "построить" цех в миниатюре, рассказать о том, как работают бригады, собирающие воздушное или морское судно. Пару лет назад в одной из школ Владивостока в рамках профориентационной работы и знакомства с союзмашевскими предприятиями "Дальприбор", "Варяг", "Радиоприбор" мальчишки принесли на встречу российский ударный вертолёт Ка-50 "Чёрная акула", детали которого изготовлены… в Подмосковье. И когда юноши и девушки увидели на плакате Ка-50, собранный на арсеньевском "Прогрессе", был лес рук и один и тот же вопрос о том, почему винтокрылую машину в полный размер собирают в Арсеньеве, а "потешный" вертолёт, похожий как две капли воды на большого собрата — за тысячи километров от авиазавода. Сами же ребята высказали идею создания "детского" цеха конструирования, сборки, упаковки и создания имиджа своему детищу, то есть рекламной раскрутки. Речь идёт не о готовой модели, какую предлагают покупателю оте-чественные фабрики по изготовлению военной и другой техники. Нет, в данном случае нужен именно конструктор, который будет собран руками умельцев. "Собери сам" — вот к чему нужно стремиться, считают юные конструкторы. Не стоит забывать и о том, что "маленький" цех может не только выпускать продукцию, но и устанавливать на неё цену. Заметили: всё как во взрослой жизни, по-Марксу: товар — деньги — товар. Это уже реалии сегодняшнего дня. В итоге получается много плюсов, которые являются доминирующей составляющей. Вероятно, без специальной долгосрочной программы развития промышленного производства (и не только военного) в России не обойтись. Если заглянуть в будущее, опираясь на опыт прошлого, то на поверку выйдет, что новые общественные организации, подобные ДОСААФ, возродившийся комплекс ГТО, патриотические клубы — преследуют общие благие цели, связанные с тем, чтобы мобилизовать молодое население страны на защиту собственных границ, отвлечь от тлетворного влияния улицы, пагубного пристрастия к алкоголю, наркотикам, праздному образу жизни, вырастить здоровое поколение людей, адекватно мыслящих, физически здоровых и, главное, умеющих трудиться, производить материальные блага для себя, своих близких и тех, кому в будущем придётся пойти по их стопам. И снова мы возвращаемся к юным гражданам страны, которые сегодня только учатся патриотизму, высмеянному нуворишами в период перестройки, умению правильно мыслить, а, получив достойное образование и профессию, работать на благо собственной страны, которая называется Россией. «Прогресс Приморья», № 26 (289) от 03.07.2014 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |