|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Корабли постоят…Продолжение. Начало в № 46 Корабельная тема на протяжении всей российской истории, да, наверное, и мировой, привлекала внимание всех без исключения поколений. Это и понятно: военные кампании практически всегда велись с применением морских кораблей и судов вспомогательного флота. Иначе и быть не могло: с появлением торговых караванов, доставляющих грузы по воде, возник и пиратский флот. Флибустьеры разных мастей грабили парусные суда, пленили команду и отнимали весь находящийся на борту груз. Однако и потоплено было немало морских судов. Так появилось вооружение на торговых судах, а караваны стали сопровождать военные корабли. И всё же флибустьеры продолжали своё преступное дело, грабили, жгли и топили торговые суда, нередко вступая в бой с военными кораблями. В этих схватках пираты порой тонули сами, вместе с награбленным на торговых судах добром. Не стоит сбрасывать со счетов морские войны, в которые зачастую были втянуты все государства, имеющие выход к великим рекам и морским просторам. По этой причине Мировой океан до сих пор полон загадок. Не исключение и российская, как её прежде называли, "далёкая окраина" — Приморский край. Судите сами. В 2011 году экспедиция, состоящая из краеведов Русского географического общества — Общества изучения Амурского края (ОИАК) совершила погружение на дно бухты в районе острова Русский. Искатели обнаружили, зафиксировали место затопления объекта, обследовали, идентифицировали его. Обнаруженный объект оказался 208-м номерным миноносцем типа "Пернов". После ряда погружений и трудной подводной работы краеведам удалось поднять со дна залива Петра Великого десятки предметов, доказавших, что на дне покоятся останки русского миноносца. В дальнейшем стало известно, что произошло здесь более 100 лет назад. Интересно то, что летом 1904 года японские корабли безбоязненно подходили к берегам острова Русский, где сейчас расположены кампус ДВФУ и строящийся океанариум. Ворошиловская батарея к началу Русско-японской войны не имела необходимого количества пушек береговой артиллерии, о чём хорошо была осведомлена разведка неприятеля. Это и стало причиной того, что японский флот постоянно курсировал в заливе Петра Великого. Уходя, корабли оставляли заминированными участки водной акватории. На этих минах и подрывались наши миноносцы. Одним из них стал миноносец типа "Пернов" под 208-м номером. Корабли типа "Пернов" строились по заказу Морского министерства на российских заводах. За образец был принят миноносец "Пернов", с которого в Або (Турку) на заводе Крейтона, получившего заказ на строительство двух миноносцев, произвели снятие "лекал с корпуса и копирования с натуры частей механизмов". В декабре 1893 года заказ на четыре миноносца получил Ижорский завод. В 1894 году миноносец также в качестве образца передали на Нев-ский завод в Санкт-Петербурге, получивший заказ на строительство 10 миноносцев. В 1894 году в Николаевском адмиралтействе начали постройку четырех миноносцев для Черноморского флота. Также было принято решение о сборке четырех миноносцев для Тихоокеанского флота во Владивостоке. Корпуса для них изготовлялись в Новом Адмиралтействе и на Ижорском заводе в Санкт-Петербурге, а котлы и механизмы — на заводе Крейтона. Готовые в основном к середине 1896 года корпуса миноносцев в декабре доставили во Владивосток на пароходе Добровольного флота "Херсон". В октябре 1896 года из Санкт-Петербурга на пароходе "Нижний Новгород" отправили части механизмов. А к 1 мая 1897 года закончили освидетельствование восьми котлов, изготовленных в Або (Турку). После длительного пребывания на заводах без команд, неоднократных разборок механизмов специальная комиссия, принимавшая в июне 1896 года от Невского завода миноносец № 103 (так с апреля 1895 года стал называться "Пернов"), отметила ряд серьёзных дефектов. 20 июня корабль прибыл в Кронштадт, где использовался для обучения команд. Несколько миноносцев было решено строить с питанием котлов на нефти (мазут), но в силу некачественной сборки миноносцы на нефти развивали меньшую скорость и чаще требовали ремонта. Строительство миноносцев проводилось заводом Крейтона в Або (Турку), Невским и Ижорским заводами и в Новом Адмиралтействе в Николаеве. Головной миноносец вошёл в строй Балтийского флота в сентябре 1895 года. Всего построено миноносцев такого типа с 1895 по 1900 годы — 24 единицы. Думается, в текущем году краеведы ОИАК могут ответственно заявить о том, что сделали большое дело. Известно, где покоится миноносец, а экспонаты уже "работают", подтверждая то, что корабль напоролся на мину. И на выставке, развёрнутой на территории Ворошиловской батареи, о которой рассказывала газета ПРО СМР "Прогресс Приморья" на своих страницах в феврале 2014 года, побывало немало владивостокцев и гостей города, что говорит о главном — история морского флота интересует и старого и малого. Когда посетители экспозиции миноносца № 208 не просто узнали подробности гибели корабля, а своими глазами увидели бесценные артефакты, интерес проявился вдвойне. Приморские краеведы секции подводных исследований ОИАК хотели бы, конечно, большего — подъёма и реставрации корабля. Но то, что удалось — несомненная победа приморцев. Есть надежда, что при поддержке руководства РГО подвод-ные находки тихоокеанских глубин будут подняты, обследованы и займут достойное место в ряду морских мемориалов-музеев — Подводной лодки С-56 или корабля "Красный вымпел". Не будем забывать, что это наша с вами, российская, история. И ничья другая. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 48 (311) от 04.12.2014 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |