Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
23 апреля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

В тылу ковалась общая победа

Великая Отечественная война наглядно показала, что не всё решается на поле боя. И примеров этому масса — примеров, подтверждающих то, как самоотверженно, не считаясь ни с чем, трудились в глубоком тылу советские люди. Несмотря на то что фронт гремел далеко на Западе, здесь, на восточных рубежах страны, было очень неспокойно. Миллионная Квантунская армия готовилась вступить в войну и открыть ещё один фронт на тихоокеанском побережье. Поэтому напряжение здесь было неимоверным.

Люди жили в ожидании, но не сидели сложа руки, трудились, отстаивая за станками несколько смен. Приходилось порой работать по двенадцать-шестнадцать часов в сутки, поэтому и ночевали зачастую прямо на рабочем месте. Вместо ушедших на фронт отцов их рабочие места занимали сыновья. Осваивали профессию тут же, в продуваемых всеми ветрами цехах, невзирая на плохое питание и постоянный дискомфорт. Шли на любые лишения, лишь бы фронт был снабжён всем необходимым: и продовольствием, и фуражом, и вооружением. Доблестный Дальзавод во Владивостоке ремонтировал суда, которые уходили в рейс по ленд-лизу, рискуя потерять не только груз, но и экипаж. Что зачастую и происходило. Но останавливаться было нельзя. Заводчане как могли приближали нашу общую победу. Как это делали в затерявшейся в тайге Семёновке заводы № 116 ("Прогресс") и № 515 ("Аскольд"). Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "Прогресс Приморья" не однажды рассказывала на своих страницах о том, как прогрессовцы выпускали учебные самолёты УТ-2 (конструкции А.С. Яковлева). С января 1942 года труженики завода приступили к серийному выпуску УТ-2. Эти неприхотливые "небесные тихоходы" участвовали во многих воздушных сражениях Великой Отечественной войны. Заметим, что с 1938 по 1946 годы в стране было построено 7243 самолёта различных модификаций данной серии, которые поставлялись в Болгарию, Польшу, Венгрию и Румынию. Во время войны "Аскольд" освоил и поставил на поток выпуск мин и фугасных авиабомб, гранат, противотанковых мин.

Впрочем, патриотизм приморцев проявлялся во всём. С первых дней войны на местах в помощь Красной Армии создавались военные подразделения Осоавиахима. В сумме взносов населения в Фонд обороны Владивосток, к примеру, занимал четвёртое место в СССР вслед за Москвой, Ленинградом и Хабаровском. За годы войны вклад Приморского края, в том числе и семёновцев, в Фонд обороны составил 220 миллионов рублей. Время было неимоверно тяжёлым, но благодаря совместным усилиям, правильному взаимодействию долгожданная победа пришла и на Дальний Восток. И хотя в мае в Берлине был повержен Рейхстаг, приморцам пришлось трудиться и на другую победу — над милитаристской Японией. И она тоже пришла — в сентябре 1945 года.

Важно то, что во время войны руководство приморских предприятий уделяло пристальное внимание рабочим кадрам. В сжатые сроки приходилось обучать парней и девчат той или иной профессии. В холодных аудиториях, которыми зачастую становились заводские цеха, и обучалась молодёжь. Первый выпуск ФЗО на 515 заводе состоялся в 1944 году. Алексей Хмель, Пётр Диканский, Иван Трубицин, Виталий Глушак и Иван Марчак сразу влились в трудовой коллектив оборонного предприятия. Основной численный состав работников завода в 1943 году составлял 300 человек. Среди них — 40 комсомольцев, которые трудились по-ударному. Они, как и другие работники предприятия, помогали труженикам села ремонтировать трактора, сельскохозяйственный инвентарь, убирали урожай с полей.

Ветеран завода № 515 Сергей Медведев вспоминал: "Когда началась война, мне исполнилось двенадцать лет. Мы, школьники, сначала ходили помогать взрослым делать боеприпасы, но время требовало большого напряжения сил, и многие из нас перешли в цеха.

Помню свой первый выход на работу, когда четырнадцатилетним подростком переступил проходную завода. Ко мне подошла женщина-мастер и совсем как взрослому сказала: "Ну давай, помогай. Больше рук — больше снарядов фронту". Цех работал круглосуточно, в две смены. Мы трудились по 12 часов. И на наши плечи ложился груз неимоверной тяжести в буквальном и переносном смысле. Потом меня перевели в цех № 104, где выпускали мины 120 мм калибра. Нелегко здесь было не только нам, подросткам, но и девушкам, женщинам, инвалидам войны и бывшим солдатам. Но срывов в выполнении заданий у нас никогда не было…".

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 15 (329) от 23.04.2015 г.

Сергей Юдинцев, по материалам музеев заводов «Аскольд» и «Прогресс»

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно