|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Мир! Труд! Май!До перестройки в Стране Советов праздник 1 мая отмечали повсеместно и широко. Лозунг "Мир! Труд! Май!" имел всеобъемлющее значение и отражал то, что происходило в мире. Говорить о том, что на планете Земля было спокойно, не приходится: обстановка, особенно во времена Карибского кризиса, пугала своей неопределённостью. Гонка ядерных вооружений, политические противоречия между СССР и США, достигшие своего предела, различного рода провокации, секретная игра разведок, напряжённые дипломатические отношения — всё прямо или косвенно говорило о военной угрозе. Однако жизнь шла своим чередом, и первомайский праздник, собирая тысячные демонстрации, являл собой единение людей разных национальностей, вероисповедания, профессий, культурных традиций. Именно 1 мая люди говорили о мире во всём мире и, между прочим, о труде. Это совершенно правильно: если ядерная война испепелит планету, то о каком труде тогда может идти речь? И вот что интересно: лишь в зрелом возрасте начинаешь понимать, как правы были наши родители, которые неустанно повторяли: "Лишь бы не было войны…" Они обладали житейской мудростью, потому что пережили Великую Отечественную, выстояли, принеся на алтарь победы семейные потери. Многие из нас, выросшие после войны, так и не увидели живыми своих дедов, погибших на поле брани. Их лица остались лишь на пожелтевших от времени фотографиях. Война — это крайняя мера, и во избежание её необходимо помнить уроки прошлого. Родители наши давно на небесах, но сказанные ими слова, как показало время, актуальны и сегодня. Базы военного альянса НАТО растут у наших границ, как грибы, и чем эта близость может закончиться, покажет только быстротекущее время. Хочется верить, что трудящиеся разных стран мира выйдут на первомайскую демонстрацию и выступят против локальных конфликтов, огонь которых полыхает в странах Европы и Ближнего Востока, угрожая ракетным ударом на Дальнем Востоке, в других точках нашей большой, но хрупкой планеты. По этой причине массовые первомайские демонстрации способны обратить внимание общественности на вышеизложенные проблемы. Правильно, что в нашей стране несколько лет назад возродили традицию первомайских демонстраций. Край далёкий, но нашенский тоже в стороне не остался. Жители городов и сёл Приморья опять пройдут в праздничных колоннах первомайской демонстрации 2017 года. Владивосток готовится широко и торжественно встретить Праздник Весны и Труда. Уже становится хорошей традиций участие в массовом шествии предприятий, входящих в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Стоит заметить, что у нашего города богатый опыт проведения первомайских демонстраций. Первая демонстрация в День Весны и Труда во Владивостоке прошла в 1901 году, собралось на нее всего 30 человек. Этот праздник отметили посадкой деревьев и цветов. Демонстрация прошла на мысе Чуркина, именно отсюда пошло название района — Первомайский. Если обратиться к мировой истории, то она расскажет о том, что впервые День международной солидарности трудящихся был проведен в 1890 году в Варшаве. Российские маёвки носили политический характер и сопровождались массовыми демонстрациями, стачками, собраниями. Все эти акции являлись нелегальными, и их проведение преследовалось царскими властями. Центральная часть России не осталась в стороне, и революционно настроенная половина населения поддержала проведение первомайских демонстраций. После падения императорской власти одним из символов свершившейся Февральской революции становится официальное объявление 1 мая государственным празднеством. А.Ф. Керенский вспоминал, что "капиталистическое правительство" объявило "рабочий праздник" днем национального торжества. Не работали заводы, фабрики, правительственные учреждения и магазины. На улицы вышли тысячи рабочих, солдат, служащих, людей самых различных профессий, несших над головами флаги и поющих под звуки оркестров русскую "Марсельезу". По всему городу (имеется в виду Петроград) шли многочисленные митинги: то был действительно большой и радостный праздник. Об этом же пишет в мемуарах П.Н. Милюков, отмечавший преобладающий народный характер празднования. Превращению "чисто пролетарского праздника в праздник всего русского народа" способствовала также и поддержка его иерархами православной церкви. Масштабные мероприятия, объединившие сотни и даже тысячи людей, были организованы в этот день практически во всех городах и селах страны. Для многих россиян 1 мая 1917 года стало первой маёвкой в их жизни. По словам большевика В. Фриче, этот день был "не столько пролетарским, сколько общенациональным праздником", и его приветствовали самые разные социальные слои. Если вернуться во Владивосток, то следует сказать о том, что, по свидетельствам современников, начиная с 1901 года с небольшими перерывами первомайские демонстрации проводятся практически ежегодно. Заметим, что история первомайских демонстраций во Владивостоке не всегда носила праздничный и весенний характер. Так, например, попытка провести митинг на Покровском кладбище 1 мая 1907 года закончилась тем, что казаки и солдаты охотничьей команды просто-напросто избили митингующих. В феврале 1917 года наступили новые времена. Тогда на смену царскому военному губернатору пришел уполномоченный, назначенный Временным правительством, и 1 мая было объявлено праздничным днем. Впервые вместе с остальным демократическим миром Владивосток смог отпраздновать День Весны и Труда в апреле 1917 года. Он пришелся на 18 число — вторник пасхальной недели. Тогда через всю первую страницу газеты "Красное знамя" шел лозунг: "18 апреля. Слава труду. 1 мая". После 1917 года праздник стал официальным: в этот день проводились демонстрации трудящихся и военные парады. На второй день праздника зачастую по всей стране проходили массовые празднования на природе — "маёвки". 1 Мая 1917 года газета "Владивостокская крепость" призывала: "Мы плоть от плоти, кровь от крови того же трудящегося люда и только временно носим шинели. Соединимся же в этот день с нашими братьями-рабочими!" "Далекая окраина" восторженно писала: "Первое мая — это великий символ. Символ пролетарской солидарности. И именно как символ — это великий праздник". Для праздника 40 тысяч владивостокцев собралось на ипподроме, где городская управа установила несколько трибун. С них выступали ораторы разных партий — каждый со своей программой. От местных конституционных демократов выступил предприниматель Циммерман, призвавший к соблюдению порядка и законности. С трибуны социал-демократов выступили руководитель Владивостокского комитета РСДРП, большевик, служащий Владивостокского отделения Государственного банка Антонов и только что прибывший из эмиграции Володарский. Со своих трибун выступали солдаты, эсеры и монархисты. После общего митинга началась демонстрация, колонны прошли по Светланской от ипподрома до вокзала. Члены каждой партии и сочувствующие шли под своими знаменами и штандартами. Ветерок развевал красные флаги социалистов, черные — анархистов, трехцветные — монархистов. Аплодисментами встретили зрители на тротуарах появление делегации Союза корововладельцев Первой Речки. Всех восхитил штандарт Союза — на красном полотнище рыжая корова. После короткого митинга у вокзала его участники распределились по близлежащим ресторанам и кабакам, а праздник продолжался. Театры и иллюзионы были переполнены. Шли сборы в фонд Совета рабочих и военных депутатов. Вечером город осветили огни иллюминации; многие из гуляющих ходили по улицам с красными фонариками, что придавало улицам своеобразный праздничный колорит. Стоит сказать, что подготовка к Первомаю 1917 года была тщательной и прошёл он на высоком уровне. Вот, например, что пишет краевед Нелли Мизь: "1 мая 1917 года многолюдный праздник солидарности состоялся на владивостокском ипподроме в долине речки Объяснения. Начался он в 10 часов утра общим митингом, который открыл председатель Совета военных и рабочих депутатов Гольдбрейх. Здесь же выступили прибывшие из Америки эмигранты. Митинг закончился пением "Марсельезы" и "Интернационала". Играли несколько духовых оркестров. Трибун на ипподроме было семь: украинская, профсоюзов, большевиков, солдатская, общества народных чтений, Социал-демократического союза женщин, социалистов-революционеров. В этот же день городской голова разослал повестки всем гласным с предложением пожаловать утром в управу для принятия участия в праздновании 1 Мая. А накануне праздника состоялось собрание местной греческой колонии, где предложено было отметить праздник русской революции учреждением стипендии свободы имени Владивостокской греческой колонии в одном из вузов города". Также номинально 1 мая 1917 года попал в историю Владивостока как день выхода первого номера газеты "Красное знамя". Если говорить в целом о первомайском празднике, то, пожалуй, ни один день ранее во Владивостоке не отмечался с таким размахом, как 1 мая в 1917 года. Пожалуй, такому размаху способствовали Февральская буржуазная революция, свержение монархии и массовый выход людей на улицы городов. О труде Стоит сказать о том, что слово "труд", которое стеснялись произносить пару-тройку лет назад, сегодня приобретает прежний смысл. У нас немало людей, занятых в производственной сфере, особенно в системе ОПК. В Приморском крае таких предприятий несколько. Одним из ведущих является лидер Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России ПАО ААК "ПРОГРЕСС", где изготавливают винтокрылые машины для нужд Вооружённых сил России. Впрочем, на центральном фасаде завода не первое десятилетие слова "Слава труду" просматриваются далеко окрест. Труд здесь все 80 лет (столько существует предприятие), даже в самые тяжёлые времена, был главным мерилом жизни. Верится, что таковым он останется и в будущем. «Прогресс Приморья», № 15 (427) от 27.04.2017 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |