Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
17 февраля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

ДВФУ: настоящее, будущее и… дальше

Споры о том, насколько нужен Дальнему Востоку свой Оксфорд и нужны ли такие колоссальные бюджетные вложения в него, вероятно, не утихнут никогда. Но ДВФУ, едва ли не самый амбициозный проект в новейшей истории российского образования, продолжает строиться ударными темпами.

Сомнений в том, что строители уложатся в срок, нет ни у кого. Но вот кто заполнит аудитории новоиспеченного вуза, кто взойдет на кафедры и возглавит научные работы в лабораториях, по-прежнему неясно. И вообще, по какому пути пойдет университет и что ждет его выпускников? И ждет ли их кто-нибудь?.. Ректор Дальневосточного федерального университета Владимир Миклушевский убежден, что у ДВФУ самые радужные перспективы. И программа его развития ясна и понятна.

— Владимир Владимирович, что является основой программы развития ДВФУ?

— Главный упор в нашей программе делается на развитие человеческого капитала. Уверен, на этом этапе именно вложения в человеческий капитал могут определить успех.

— Если подробнее — о чем идет речь?

— Разделю это на два направления — преподаватели и студенты. Прежде всего мы считаем: чтобы приблизиться к университету мирового уровня, нужно иметь реальное дву-язычие. Тем более, что мы поставили задачу иметь большое количество иностранных студентов. Речь идет, разумеется, об английском языке (за исключением "восточников"). Вторая важная задача — это длительные командировки (не менее семестра) в ведущие зарубежные университеты, на что в программе заложены значительные средства. Это очень важно, поскольку одна из главных задач, которую мы ставим перед собой, — изменение ментальной среды в двух координатах. Первое — приучить и показать, что академический обмен — это нормальная практика для ДВФУ. Второе, мы должны точно понять свое место, свои конкурентные преимущества в мировой системе координат. Далее, научные гранты. Но не просто деньги на удовлетворение чьего либо любопытства. Есть проекты, которым для перехода на следующую стадию требуются деньги. И это — одна из задач ректората. Это все, что касается преподавателей. Еще раз хочу подчеркнуть — это вложения в людей, причем очень конкретно направленные на решение определенных задач.

— С преподавателями понятно, а что может привлечь абитуриентов?

— Здесь важная вещь — привлечение талантливых студентов. Не бывает хорошего университета без хороших студентов. Сейчас в России есть объективные проблемы, связанные с демографическим спадом, и многие вузы с этим уже столкнулись и снижают планку. Мы этого делать не будем, и более того... С будущего учебного года, в порядке эксперимента, за деньги университета хотим провести акцию по привлечению талантливых "высокобалльных" абитуриентов и оплатить им авиабилеты по маршруту Москва — Владивосток. Логика простая — наиболее перспективные абитуриенты стремятся в столицы и деньги на это находят. Но чтобы им было легче принять решение поехать во Владивосток — эту часть маршрута мы им оплачиваем. Второе важное направление по работе со студентами — всяческое поощрение за счет повышенной стипендии и специальных научных грантов студентов, которые проявляют успехи в учебе и в научной работе. Мы должны сделать так, чтобы хорошо учиться студенту было и престижно, и выгодно. Причем не только в материальном плане, но и для него как для будущего специалиста.

— Вы упомянули только о российских студентах. Но Дальний Восток — это еще и страны АТР. Как с иностранными абитуриентами?

— Мы планируем к концу десятилетнего периода реализации программы иметь до 25% иностранных студентов. Если говорить о рынках, то мы ориентируемся на Китай, Вьетнам и Индонезию. При этом предполагается, что будет решено несколько задач. Первое — привлечение хороших студентов. Вторая — опять же изменение ментальной среды за счет академических обменов. Ведь когда российские студенты учатся вместе с иностранными, они получают новый опыт, новые знания, учатся межнациональному общению. Плюс изучают язык. По этому принципу построены все мировые университеты. А Владивосток — город очень толерантный, иностранный в основе своей. И я считаю, что есть все основания такой университет здесь создать. Международный, с точки зрения контингента.

— Не получится ли, что выпускникам ДВФУ негде будет работать? И вообще — какие рынки труда вы рассматриваете для своих выпускников в качестве перспективных?

— Я сейчас ввел практику — раз в месяц встречаться со студентами. И одна из проблем, о которой они мне поведали, — это вопрос о том, где им предстоит работать. Меня с учетом того, что мы переходим на двухуровневую систему, больше волнует привязка студентов, самое позднее на третьем курсе, к конкретному работодателю. И многие российские университеты начинают работать по этому принципу. Помимо того, что такие студенты спокойней спят, они (зная, куда пойдут, и, соответственно, уровень своей будущей заработной платы) более мотивированы в изучении свой специальности.

— А если говорить о рынках труда и рабочих местах?

— Чтобы говорить о рабочих местах, не нужно далеко ходить, а лучше вспомнить те крупные инвестпроекты, которые реализуются на Дальнем Востоке. Причем не только в Приморье. Это и Сахалин, это ВСТО, ОСК, космодром, сжиженный газ и другие проекты, может, не столь масштабные. На самом деле те паритетные направления, которые мы заложили в программу, взаимосвязаны со всеми этими инвестпроектами. 

— Не станет ли стоимость обучения барьером для студентов?

— Стоимость обучения — рыночная величина. В условиях демографического спада повышать цены — это почти безумие. Если проанализировать ситуацию в вузах, то можно увидеть — цены сколько-нибудь серьезно сейчас не растут. Ведь все цено-образование так или иначе связано с рыночной конъюнктурой.

— Владимир Владимирович, немного о людях, создающих университет. Вы приехали один или с командой?

— С командой, которая постепенно расширяется. Я "привез" с собой из Москвы изначально двух человек, один из которых занял пост проректора по стратегии. Считаю принципиально важным, чтобы на этом посту был человек не местный и мог посмотреть на ситуацию свежим взглядом. Тем более, что оба моих зама поработали со мной сначала в МИСИСе (и значит, имеют опыт практической вузовской работы), а потом — в министерстве (имеют понимание общей ситуации). Второй зам занимается финансами. Если говорить про местные кадры, то проректором по развитию кампуса пригласил Николая Александровича Морозова, человека в городе известного. У него очень непростая задача — обеспечить взаимодействие между строителями и преподавателями, научными сотрудниками объединяемых вузов.

— Какой срок работы здесь вы отводите себе?

— Чтобы "сделать" университет, требуется десять лет. Ректор назначается (и контракт со мной подписан) на срок до 5 лет. Если руководство страны примет решение переназначить меня, я буду только рад. А как оно будет в реальности — загадывать сложно.

— На чем основывается ваша уверенность в перспективах ДВФУ?

— Как известно, сегодня стоит задача довести население Владивостока до миллиона жителей. Я абсолютно уверен в том, что это произойдет, судя по тому масштабу изменений, которые происходят, и на взгляд стороннего человека. Я считаю, что Приморье — один из самых динамично развивающихся регионов России. И хочу сказать, что если Владивосток превратится в крупный торгово-промышленный центр (а он превратится) — сюда немедленно придет бизнес. Поскольку здесь будут созданы условия и необходимая инфраструктура. В том числе и социальная, вспомним проекты по Патроклу и Снеговой пади. Я считаю, что федеральная и региональная власть делают все, чтобы город действительно вырос. А если город вырастет, значит, и университет будет востребован. Это ведь улица с двусторонним движением — одно будет стимулировать другое.

«Прогресс Приморья», № 6 (119) от 17.02.2011 г.

Беседовал Никита Костин

 

Отзывы (17)

goockisse, 12.08.2012 4:53
arrernodo, 13.08.2012 3:29
jxbric, 18.08.2012 14:14
cialis, 01.09.2012 17:41
Rattdollade, 05.09.2012 16:53
occaleply, 06.09.2012 21:57
enveltCosse, 17.09.2012 7:44
cialis, 21.09.2012 13:20
Mugkeypeneure, 24.09.2012 9:33
Sermhenry, 25.09.2012 0:49
LodillLinkivy, 26.09.2012 0:38
Greeregaise, 29.09.2012 8:17
Gypeimmerge, 03.10.2012 1:46
scesdiepe, 12.10.2012 6:52
iodistissuemn, 12.10.2012 8:24
CavaCleasia, 16.10.2012 19:41
UtebpaleBlibe, 18.11.2012 1:06
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно