Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 апреля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Долгая дорога домой

11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

Все дальше и дальше уходит в прошлое Великая Отечественная война. Каждому из ее участников она отмерила много испытаний на мужество, стойкость, терпение. Валентина Владимировна Нестерова — несовершеннолетний узник фашистских лагерей и гетто в годы войны. Она знает о том времени из рассказов родителей. И каждый раз эти воспоминания заставляют еще раз пережить трагедию военных лет, то лихолетье, которое выпало на долю старшего поколения.

В сентябре 1939 года артиллерийский полк, где служил отец Валентины — Владимир Струк, тогда молодой лейтенант, вместе с супругой Верочкой и маленьким сыном полутора лет, был переведен на границу в Польшу. Владимиру было 26 лет, молодой жене — 21 год. Супруги ждали второго ребенка.

В военном городке знали, что война неизбежна, но об этом нельзя было говорить. Иначе можно было поплатиться жизнью.

В ночь на 22 июня Вера долго не могла уснуть. Какое-то тяжелое предчувствие тревожило ее. Она просто не находила себе места. Ровно в 4 утра зазвенели и посыпались стекла от орудийных залпов. Началась война.

Владимир бросился в часть. Он был секретарем комсомольской организации. В первую очередь ему необходимо было отправить все документы в тыл. В части паника, суета, крики. Семьи командирского состава в срочном порядке грузили на машины. Владимир успел часть документов собрать в плащ-палатку и бросить в отходящий грузовик. Когда вернулся со второй партией документов, во дворе уже никого не было. Пришлось оставшиеся документы сжечь. Он принял решение — пешком добраться до городского военкомата. Но по дороге его схватили немцы. В 12 часов дня город уже был захвачен фашистами. Гарнизон не успел эвакуироваться.

Недели через две немцы начали арестовывать семьи военных. Вера попала в лагерь военнопленных в Граево. Ее мужа поместили туда же.

Первые месяцы войны немцы относились к пленным сносно. Два раза в день давали хлеб, и если не съедали свою еду овчарки, то перепадали кусочки сыра, зельца. Веру, в силу ее положения, не гоняли на работу, она присматривала за детьми, которые находись в лагере. Многие дети сильно болели. Владимиру и еще некоторым мужчинам разрешили перейти в барак к своим семьям. 2 января 1942 года родилась дочка Валя.

Побег

В марте 1942 года по лагерю прошел слух, что скоро польские партизаны организуют пленным побег, и чтобы все в любой момент были наготове. Вера заготовила сухари, пеленки. Когда ночью партизаны открыли ворота, толпа ринулась к выходу. Началась давка. Если б не муж, который привязал жену ремнем к себе, взял на руки сынишку, то толпа просто растоптала бы Веру с маленькой Валей на руках.

Всю ночь семья шла лесом на восток. Днем старались отсиживаться. Через двое суток к ним присоединился беженец — юноша лет семнадцати. Помогал нести детей, чем здорово выручил супругов. Потом к ним присоединилась семья — муж с женой и двумя девочками-близнецами, по три годика.

Шли четвертые сутки пути. У них не было ни пищи, ни воды. Молодой парень пошел разведать местность и наткнулся на землянку с печкой-буржуйкой. Они настолько устали, что решили немного отдохнуть и согреться. От лагеря ушли далеко и считали, что их уже не найдут. К счастью, недалеко был ручей. Напились воды, помыли детей. Вера постирала пеленки и повесила сушить на деревья.

День стоял солнечный и теплый. Даже не хотелось думать о войне. Через какое-то время Вера решила посмотреть, не высохли ли пеленки, и вдруг увидела, что прямо к землянке скачут два немецких всадника. Она забежала в землянку и закричала: "Немцы!". Мужчины выбежали из землянки, по ним прошлась очередь из автоматов. Одного убили сразу, Володю задела пуля, а молодой парень успел сигануть в кусты, только его и видели.

Раненый Владимир не смог бежать, упал в овраге. Вера видела только его голову. Один из фашистов, ефрейтор, схватил маленькую Валю за ноги и, держа вниз головой, кричал, чтобы Вера сказала, где муж, и жестом показал Валиной маме, что сейчас наденет малышку на штык. Вера стояла перед выбором — муж или дочурка. Обливаясь слезами, она пошла к оврагу. Ефрейтор остановился у оврага, везде посмотрел, но не заметил ее мужа. Второй немец, офицер, сидел на коне. Вера увидела, что он в упор смотрит на Владимира, но приказал ефрейтору возвращаться. Молодая женщина от переживаний потеряла сознание.

Вскоре все стихло. Володя очнулся от контузии. Вырыл могилу, и они похоронили убитого спутника.

Теперь лейтенант был в ответе за двух женщин и четырех маленьких детей. Стали собираться в путь. Вера вышла снять пеленки и с ужасом увидела в нескольких шагах того самого офицера на коне. Решила, что, может, и к лучшему, что пришел конец их мучениям. Но поворот событий был совершенно неожиданным. Офицер слез с коня, подошел к Вере, поцеловал ей руку и сказал: "Гут русиш муттер!" ("Хорошая русская мать!"). Затем он достал из вещмешка буханку хлеба, пачку сахара, банку консервов, зонтик, большую, необыкновенно красивую куклу и флакон французских духов.

Опять плен

Подкрепившись, они пошли дальше. Через сутки свернули к польскому хутору. Их приютил старик-сапожник. Он познакомил новеньких со своими сыновьями, воевавшими в партизанском отряде и освобождавшими их лагерь.

Женщин определили работать к панам. Владимир пошел в партизанский отряд. Ему было дано задание — переправлять беженцев к партизанам. К тому же он хорошо знал четыре языка — украинский, белорусский, польский и немецкий.

Стоял теплый май 42-го. Однажды, когда Владимир пришел с очередного задания, ему сообщили, что его семья арестована. Сдал в гестапо провокатор. Владимир даже не знал, куда отправили его семью. Потом арестовали и его, снова отправили в лагерь в Граево, откуда они бежали несколько месяцев назад. Грузил там уголь, работал на каменоломне, лесопильном заводе. А Вера в это время была на сельхозработах. Помнит Валентина, как мама брала их с собой. Они играли в песке и строили домики или "пекли" хлебцы. Чувство голода заставляло детей подходить к овчаркам, которые охраняли пленных, брали у них еду, но собаки не трогали малышей.

Возвращение домой

25 февраля 1945 года части Советской армии освободили пленных из лагеря. Но только 13 мая 1945-го Владимир найдет свою семью и получит разрешение выехать домой.

Сначала их поместили в фильтрационный пункт в Гродно в западной Белоруссии. Потом еще пункт, и еще. Добрались до Украины, порядком измученные допросами. Поселились в с. Грыни Чернобыльской области. Тяжело пришлось бывшим узникам в мирной жизни. Устроиться на работу было сложно, голод и холод преследовали по пятам. В 1952 году семья завербовалась на Дальний Восток в п. Джонка.

Жизнь Валентины сложилась удачно. Она окончила пединститут в Комсомольске-на-Амуре и 44 года отдала народному образованию, из них 24 — профессионально-техническому. Валентина Владимировна награждена значком "Отличник профтехобразования". В 2001 году семья переехала в Арсеньев. В АПУ-32 она пять лет преподавала историю и обществознание. У нее двое прекрасных сыновей и четверо внуков.

Сколько бы ни прошло времени, история ее семьи будет передаваться из поколения в поколение. Сейчас самое главное, говорит Валентина Владимировна, чтобы на земле были мир и спокойствие, чтобы никогда перед людьми не стоял выбор между жизнью и смертью, чтобы все с уважением относились к старшему поколению, пережившему все ужасы войны.

«Прогресс Приморья», № 13 (126) от 07.04.2011 г.

Галина ПИСАРЕВА

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно