|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Отдыхать нам рановатоКак и все мальчишки-ровесники, он, конечно же, мечтал стать космонавтом. Когда Гагарин совершил свой триумфальный полет в космос, Валерию Климову было шестнадцать. Славу первого космонавта уже не мог затмить никто, но и фамилии прославленных стахановцев — кузнеца Горьковского автозавода Александра Бусыгина и токаря-фрезеровщика Московского станкостроительного завода им. Орджоникидзе Ивана Гудова — были еще на слуху. Поэтому от предложения друзей поступить после 8-го класса в Ивановский машиностроительный техникум Валерий не отказался. Где еще этот неизведанный космос? А здесь можно получить реальную мужскую профессию. Учился с удовольствием, взахлеб читал, благо библиотека была рядом, занимался легкой атлетикой, стрельбой, даже получил первый взрослый разряд. Сразу после получения диплома, в 1965 году, призвали в армию. Служил на Дальнем Востоке в Хасанском районе, в поселке Зайсаковка. Положение с китайским соседом тогда было напряженным. Мама его в далекой Ивановской области молила Бога, чтобы ничего не случилось: хватило в ее жизни вернувшегося после двух войн живого, но сильно израненного мужа. Служба Валерию нравилась, и форма пограничная была к лицу. Видя усердие молодого бойца, командование послало его на курсы офицеров. Закончив, вернулся младшим лейтенантом, командовал взводом. Старшие офицеры уговаривали Валерия остаться в армии, давали направление в военную академию в Ленинград. "Военная косточка во мне присутствует", — признается Климов. Но хотелось поскорей вернуться в родной дом. Вспоминает об этом немного с грустью. Был бы сейчас солидным генералом... Хотя, нет, он ни о чем не жалеет, все в его жизни сложилось правильно. Вернулся после армии в родное Иваново и тут же получил приглашение приехать на работу в Заволжский моторный завод, который делал двигатели для всех отечественных автомобилей. Устроился мастером в модельно-кокельный цех, обеспечивающий оснасткой литейное производство. Карьера шла в гору: мастер — старший мастер — начальник участка. А потом так сложилось, что надо было начинать все сначала. Вот и вспомнил про Приморье, где проходил службу, тем более, что старший брат жил в Большом Камне, работал на заводе "Звезда", был секретарем партийной организации 19-го цеха. В 1975 году приехал в Большой Камень и связал с городом и заводом "Звезда" свою судьбу. Год проработал мастером в цехе 15. Но парадокс заключался в том, что на рабочей марке платили больше. Престарелые родители, семья... Не мог Климов допустить, чтобы они в чем-то нуждались. Пошел фрезеровщиком, начинал с 3-го разряда, сейчас у него самый высокий — шестой. — О том, что карьеру ИТР прервал, ничуть не жалею, — рассказывает Валерий Алексеевич, — лучше быть хорошим рабочим, чем никчемным инженером. Мне нравится работать руками, превращать простую болванку в нужную деталь, которая собирается в узел и идет в машину. Могу с уверенностью сказать, что детали, сделанные мной, не подведут. Они в десятках тысячах механизмов, в десятках подводных лодок. Разве это не повод для гордости? Знаю, работа должна нравиться, тогда она приносит удовлетворение, тогда ты по-настоящему счастлив. Больше 36 лет трудится Валерий Алексеевич на Дальневосточном заводе "Звезда". Правда, единожды решил осуществить детскую мечту — испытать себя в морском деле. Целый год рыбачил. Случались и бури, и шторма, но это оказалось не самым тяжелым. Во время вахты, выходя на палубу, жадно втягивал ноздрями морской воздух, пытаясь уловить в нем родной привкус железной стружки. Так скучал по станкам, по родному цеху, по семье, что когда вернулся обратно, решил — все, хватит. Валерия Алексеевича уважают в цехе за его профессионализм, человеческую мудрость. Являясь лучшим фрезеровщиком предприятия, он не почивает на лаврах — всегда есть чему поучиться, не стесняясь, советуется с коллегами и сам всегда готов помочь. Тянется к нему молодежь, но есть проблема. Не видят себя современные мальчишки токарями да фрезеровщиками. Мечты у них другие, и укорить их в этом нельзя. Быть фрезеровщиком — это особое призвание, считает Валерий Климов. Профессия настолько разнообразная и творческая, что хороший фрезеровщик — это и токарь, и расточник, и технолог. В 2004-м, в юбилейный для завода год 50-летия, Валерий Алексеевич Климов был удостоен высокого звания "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" — за безупречный труд, высокий профессионализм при ремонте подводного ракетного крейсера стратегического назначения проекта БДР 667 "Святой Георгий Победоносец" (заводской № 397). Мастер, работающий с личным клеймом, внес свой вклад и в ремонт судов рыбодобывающего флота, средних рыболовных траулеров-морозильщиков "Калиново", "Изумрудный", "Каменское". — Я не тщеславный, но было приятно, когда губернатор жал руку, когда был в ряду лучший людей края — строителей, артистов, врачей, когда дочь, увидев по телевидению сюжет, с радостью мне об этом сообщила. О дочерях он рассказывает с особой теплотой. Они наградили их с женой самой большой человеческой наградой — внуками. Милана, Сашка и маленький Руслан — особая дедушкина гордость. На риторический вопрос, если бы начать жизнь сначала, отвечает, что ничего бы не стал менять: "Люблю запах жженой металлической стружки, ощущение причастности к большому, важному делу". О пенсии Валерий Алексеевич пока не думает: "Еще поработаю! Если честно, так хочется какого-нибудь толкового паренька делу обучить. Вложил бы в него всю душу, передал бы ему ключи от тумбочки, станки... и ушел бы со спокойным сердцем". — Так, может, объявление дадим, — подхватываю, чтобы не заканчивать материал на минорной ноте. — Что-то вроде: "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации, опытный фрезеровщик обучит мастерству, передаст весь накопленный опыт молодому, пытливому пареньку. Хорошие перспективы, достойный заработок. Требование только одно — огромное желание стать классным специалистом". «Прогресс Приморья», № 15 (128) от 21.04.2011 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |