Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
28 апреля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

До сих пор остается командиром

Тихоокеанский флотский военный суд начал закрытые слушания уголовного дела по аварии на атомоходе "Нерпа". Напомним: 8 ноября 2008 года во время выхода в море на заводские испытания там сработала система пожаротушения, и в отсеки стала поступать ядовитая смесь фреона и тетрахлорэтилена. В результате погибли 20 человек, еще 21 был госпитализирован с отравлением.

Предварительное слушание по делу было назначено на 10 часов утра 25 апреля и проходило в закрытом режиме, поэтому СМИ не были допущены в зал судебных заседаний.

...Перед судом вместо десятков вольных и невольных пособников тяжкого ЧП предстали двое — командир субмарины Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист "Нерпы" Дмитрий Гробов.

Интересно, что долгое-долгое следствие, по мнению многих авторитетных подводников, перевернуло причину и следствие трагедии с ног на голову. Командир лодки, который согласно Корабельному уставу ВМФ РФ отвечает за все случившееся на борту, сейчас обвиняется по более "тяжелой" статье, чем убийца-неуч: в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий — смерти по неосторожности двух и более лиц (часть 3 статьи 286 УК РФ предусматривает срок до десяти лет).

А давший ЛОХ в отсеки Гробов обвиняется только в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей двум и более лицам (часть 3 статьи 109 УК РФ, до пяти лет лишения свободы).

И снова никто не вспомнил, что до приемки корабля флотом главным на "Нерпе" был и остается гражданский командир — начальник сдаточной команды специалистов. А на пульте нес вахту тоже гражданский специалист, который никак не мог и не должен был подпускать к нему матроса, пусть даже контрактника...

Как сообщил перед началом заседания собравшимся на улице представителям СМИ (в зал никого не пустили — военная же тайна!) адвокат Лаврентьева Александр Кулаков, защитой подготовлены несколько ходатайств, среди которых: требование прекратить уголовное преследование командира лодки, вернуть материалы на доследование и ходатайство о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей. Адвокат также будет добиваться проведения дополнительных следственных действий, в том числе проведения следственного эксперимента, допроса представителей военных предприятий, включая представителей Амурского судостроительного завода.

Следующее судебное заседание пройдет 20 мая.

Прямая речь
Командир "Нерпы" Дмитрий Лаврентьев:

— С выводами следствия в отношении меня и Дмитрия Гробова я не могу согласиться, считаю их необъективными и собираюсь отстаивать это в суде.

— Ставите ли вы под сомнение человеческий фактор, проще говоря, убеждены ли, что ваш подчиненный нажимал кнопки компьютера, в результате чего сработала система пожаротушения, и в отсеки пошел ядовитый газ?

— Судя по материалам уголовного дела, нажимал. Это установленный факт. Тем не менее есть документы, свидетельствующие: эти действия сами по себе не могли привести к срабатыванию системы — в случае ее полной исправности. Поскольку система пожаротушения не входила в заведование Гробова, он был не обучен обращению с ней. Необученный не сможет подать газ-огнегаситель. Именно в сложности набора клавиш компьютера состоит защита от несанкционированного включения. Во всяком случае, так объясняют специалисты.

— Получается роковое совпадение по времени: Гробов нажал на кнопки — система выдала смертельную порцию огнегасителя?

— Да, это возможно. Не исключаю такого совпадения по причине неисправности программного обеспечения. Мне сложно об этом судить. Но знаю абсолютно точно, что порядок действий Гробова (нажатия на клавиши) не мог привести к подаче газа в отсеки подлодки.

— Но ведь ваш подчиненный не должен был даже дотрагиваться до компьютера.

— На подводной лодке главный для всех принцип: не знаешь — не трогай. Он не должен был этого делать. Это нарушение Корабельного устава, правила, запрещающего включать приборы и устройства, которые не входят в твое заведование. Против этого я не могу возражать. Но за такие действия Гробов должен был бы ответить по Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил, а не по статье УК... Меня до сих пор интересует: могла ли вообще смесь, лишь на треть состоящая из фреона и на 64% — из тетрахлорэтилена (растворитель), погасить открытый огонь? Некачественный огнегаситель был поставлен преднамеренно, или здесь имеет место банальное воровство? Возможно, мы потребуем проведения такой дополнительной следственной экспертизы.

— После ЧП прошло два с половиной года. Вы для себя ответили на вопрос, кто виноват в случившемся?

— Мое глубокое убеждение — виновата неисправная техника.

— Но технику не сажают на скамью подсудимых, ей не предъявляют обвинение.

— Да, конечно. Недавние мартовские события на подлодке (очередной сбой программного обеспечения, в том числе и управления системой пожаротушения) меня еще больше убедили в том, что причина — в несовершенстве техники.

— "Нерпа" все еще выходит в море на испытания. Кто командует экипажем?

— Я по-прежнему остаюсь командиром. Но в связи с необходимостью моего присутствия в суде был издан приказ командующего ТОФ о временном назначении командиром другого военнослужащего — для завершения этапа корабельной практики.

— После трагедии поменялся ли состав экипажа?

— Практически нет. Вместо троих погибших были назначены другие военнослужащие. Никто не просил перевода. Только Гробов был переведен в другую часть, хотя ни тогда, ни сейчас в экипаже к нему нет никакой неприязни.

«Прогресс Приморья», № 16 (129) от 28.04.2011 г.

Александр Васейкин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно