|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Колеса ПобедыВторая мировая была первой войной, где активным участником сражений стала автомототехника Все дальше от нас уходит Великая Отечественная война, все меньше свидетелей и очевидцев той страшной эпохи. Как результат, современное поколение молодых людей судит сегодня о славных "делах минувших дней" не по рассказам их непосредственных участников, но по фильмам и книгам далеких от истинного знания "творцов". С сожалением приходится признать, что мало кто ныне помнит о том, каким трудом добывалась победа, каким оружием она ковалась. И о том, на каких машинах и мотоциклах победители добирались по фронтовым дорогам до цитадели фашизма — Берлина. Впрочем, вспомнить об этом несложно. В экспозиции Музея автомотостарины, посвященной Великой Отечественной войне, представлены лучшие образцы техники "давно минувших дней"... Каждый из экспонатов этого музея имеет свою историю — боевую или не очень. И не спешит ее рассказывать, как и положено уважающему себя ветерану. А вот истории своего появления в стенах музея утаить не в состоянии. Поскольку ими, любопытными, забавными, драматическими и даже таинственными, щедро и с большой долей иронии делится директор музея Николай Алексеевич Шульжицкий. Почему с иронией о таких серьезных вещах?! Но ведь известно же, что "...на войне одной минутки не прожить без прибаутки, шутки самой немудрой...". НашиНесомненным символом Второй мировой для нескольких поколений советских людей была и еще остается легендарная "полуторка" — грузовик ГАЗ-АА. Конструктивно простой и технологичный автомобиль грузоподъемностью 1,5 тонны был невероятно живучим, ремонтопригодным и неприхотливым. Мало того, что эксплуатировалась "полуторка" почти всегда со значительным перегрузом, движок ее был без преувеличения всеядным. Он спокойно работал на всем — от самых низких сортов топлива (включая керосин) до промышленных смазочных масел. Неудивительно, что ГАЗ-АА (позже — ГАЗ-ММ) стал самым массовым грузовиком — только к началу войны их выпустили свыше 150 тыс. штук! В нашем музее — одна из таких "полуторок". Не воевавшая, но боевая. "Этот автомобиль мы сняли... с пьедестала гарнизона в Николаевке", — рассказывает директор Музея автомотостарины Николай Шульжицкий. "Вернее, поменяли на "ходовой" ГАЗ-51. К тому моменту машина была большой кучей мусора, все пришлось делать заново. Так, уже здесь изготовили новые крылья, поменяли облицовку, сделали кабину. От оригинальной машины остался один козырек над стеклом водителя. А вот резина на ней настоящая — фронтовая. Нашел я ее в одном предприятии, стояла на таких же древних компрессорах. Камерам уже больше 60 лет, но они еще рабочие". Ну, если "полуторка" больше солдатский автомобиль, то прославленные военные "джипы" — машины для офицеров. И не только, поскольку и американские Willys'ы, и родные ГАЗ-67 широко использовались и как разведывательные автомобили, и как перевозчики пехоты или раненых, и даже как легкий артиллерийсский тягач. Отличить эти машины друг от друга на первый взгляд нелегко. Но спецы справлялись с этой задачей запросто, отдавая предпочтение "янки". Не случайно ГАЗ-67 в шутку именовали "Иван-Виллис" (а еще — "козел", "пигмей", "блоха-воин" и... "Чапаев"). "Этот ГАЗ-67 мы нашли в Уссурийске", — вспоминает Николай Алексеевич Шульжицкий. "Он стоял в огороде, весь ржавый, разобранный... Договориться сразу с хозяином не получилось. А тут как раз перестройка началась, и один наш знакомый купил ангар. А в нем оказалась куча полуразобранных мотоциклов ИЖ, которые он мне и подарил. Один такой мотоцикл мы собрали и...обменяли на этого ГАЗа". И два слова о двухколесной технике. До войны главным мотоциклом страны Советов был М-72. Каждый такой "байк" являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он шел как "бронетехника". В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW-R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции, и с весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ). Любопытно, что населению мотоциклы М-72 начали продавать только с 1955 года. Все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учете и в военное время подлежали реквизиции. Не нашиЧто может являться несомненным материальным признаком победы? Конечно, трофеи. Неслучайно на параде Победы к подножию Мавзолея бросали захваченные у побежденного врага штандарты и знамена. Боевая техника поверженного противника сегодня уже не опасна и имеет более познавательную ценность, нежели тактическую. Праздник Победы — повод познакомиться с тем, что противопоставлял Советской армии технически грамотный и хорошо подготовленный неприятель. И первое, что заслуживает внимания, — лучшие мотоциклы Второй мировой войны, немецкие BMW R75 и Zundapp KS 750. Выпускались они исключительно в варианте с коляской и укрепленным на ней 7,92-мм пулеметом MG 34. Их появление стало результатом анализа опыта военных действий 1940 года на Балканах и Ближнем Востоке. Эффективность такой техники была очевидной, и командование вермахта представило заказ двум ведущим фирмам — BMW и Zundapp — на проектирование таких мотоциклов. В 1942 году оба появляются на Восточном фронте. Существовал даже специальный вариант для войны против СССР — модель "Сибирь" с "мокрым" масляным воздушным фильтром. "Цундап" мы нашли по данным ГАИ, мотоцикл стоял на учете, и хозяин на нем ездил на дачу", — рассказывает историю "немца" директор музея. "Приезжаем в Уссурийск посмотреть. А мотоцикл весь ухоженный, смазанный. Даже турель на коляске под пулемет. Спрашиваю хозяина — а где пулемет? Он отвечает, что пулемет, мол, не взял. А чего тогда смазано, спрашиваю? "Так ведь порядок должен быть, чтобы не ржавело", — отвечает! Отдавать ни за что не хотел. Говорил, еще поезжу. А как совсем плохо станет — я вам его подарю. Прошло лет пять или шесть, мы с ним все это время не встречались. Заезжаем как-то в Уссурийск, а дедушка уже умер. Нашли его сына, поговорили — отец нам обещал отдать этот мотоцикл. Сын соглашается — да, отец говорил перед смертью, я вам его привезу. И привез". Еще один уникальный экспонат музея — тоже трофей. Но не из "примятой немецким сапогом" Европы, а из совсем близкой Азии — милитаристской Японии. Наращивая военный потенциал, японцы в 1937 году начинают производство мотоциклов под именем Rikuo (что значит "Король Земли"). Комбинация с коляской получила наименование "тип 97" и предназначалась только для военных в Манчжурии. Откуда и прибыла в качестве трофея в 1945-м во Владивосток. "Об этом мотоцикле я только слышал", — начинает очередную историю Николай Шульжицкий. "Два года я искал человека, который как-то обмолвился, что видел такой мотоцикл и знает, где он есть. Потом еще два года ходил за ним, чтобы он показал, где его видел. Мы ездили по Артему целый день, объехали все сопки и все-таки нашли. Лежит этот мотоцикл под забором, разобранный, накрытый какими-то щитами... Хозяин ни в какую не соглашается ни отдавать, ни продавать. На следующий день берем грузовик, собираем все, какие были, деньги (полтора миллиона рублей!) и едем назад. Хозяин с похмелья мается, но опять не соглашается. И тут я предлагаю ему полмиллиона! Тот сразу — забирайте! Мотоцикл делали почти год. Но завели и даже покатались. Техника, конечно...!" Между прочим, таких мотоциклов нет нигде. Даже в Японии! Т.е. страна-производитель не имеет образца мотоцикла, на котором воевала — все в металлоломе. В журнале посетителей есть запись — японец умоляет продать этот мотоцикл за...миллион долларов. Но теперь отказывается уже музей. Потому что миллион долларов есть у многих, а такого экспоната нет ни в одном музее мира! Вот такая она — техника минувшей войны. Конечно, образцов ее было гораздо больше. И они где-то есть, в других музеях. Вот пусть там и остаются. «Прогресс Приморья», № 20 (133) от 26.05.2011 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |