Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
02 июня, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

"Прогресс" - дело всей жизни

Приморский "Союзмаш" представляет

 

Когда впервые знакомишься с людьми, беседуешь с ними о чем-то, то невольно складывается какой-то образ, и помимо всего сказанного, западает в душу какая-то особенность, выражающая основную суть собеседника. У Валерия Алексеевича Ильченко — заместителя главного инженера ОАО ААК "Прогресс" по подготовке производства — этой особенностью стали глаза. У него тихий, спокойный и немного усталый взгляд человека, на плечах которого заботы и проблемы, несвойственные обычным горожанам, человека, который привык мыслить масштабно и решать фундаментальные задачи, не размениваясь по мелочам. Взглянув в эти глаза, ты понимаешь, что даже сейчас, разговаривая с тобой, вежливо отвечая на вопросы, он мысленно продолжает вести работу, искать непростые пути решения, выход из подчас тупиковых ситуаций, сращивать массу нюансов.

У таких людей, как он, на первом месте, как правило, работа, на втором — тоже работа, а на третьем — мысли о работе. Иначе, наверное, нельзя, должность обязывает. Слишком уж большая ответственность, слишком многое зависит от его решений, от правильно проработанных идей, просчитанных ходов, от умения видеть на шаг вперед, оперативно реагировать на сложившиеся ситуации и своевременно выполнять поставленные задачи. Ведь в голове приходится держать столько мелочей, от которых зависит бесперебойная работа основного производства.

На авиазавод "Прогресс" Валерий Алексеевич приехал в 1974 году по распределению после института. Начинал, как и большинство его сверстников, инженером-технологом слесарно-сварочного цеха.

— После института опыта практически никакого, — вспоминает он о тех далеких годах. — Только теоретические знания, азы работы с документами и желание трудиться. Повезло, что на каждом этапе моей работы встречались хорошие учителя, которые охотно делились опытом, в нужный момент подсказывали. Это И.М. Шеметов, который в то время был начальником слесарно-сварочного цеха. Позже, когда уже встал на должность заместителя главного инженера, главным наставником стал Ю.С. Бодня, под началом которого я работал. В основном все приходилось постигать самому, и тут многое зависело от того, как ты относишься к делу, как интересуешься работой, насколько готов к самообразованию.

Трудились в те годы много. Практически все субботы были рабочие, кроме того, приходилось задерживаться до девяти, а то и до десяти часов вечера. Особенно, если что-то не получалось, если на каком-то этапе освоения новой машины возникали трудности. А они, как известно, в той или иной степени возникали всегда, если шло освоение какого-то нового изделия, нового технологического процесса. Стимулом для получения и повышения категории являлся не только профессиональный рост, но и финансовая заинтересованность.

А повышать категорию молодому специалисту требовалось еще и потому, что дома уже была семья, ребенок, и Валерий на тот момент являлся единственным кормильцем. С женой, Людмилой Александровной, они вместе учились в институте, вместе получили распределение на "Прогресс". Так что стимулов постигать премудрости своей профессии, повышать квалификацию было предостаточно. Недаром он стал инициатором многих рацпредложений, о чем свидетельствуют почетные грамоты и поощрения руководства.

— Так как нам приходилось осваивать новую технику, расписывать технологические процессы, то нередко удавалось усовершенствовать технологию сборки. Так и рождались рацпредложения, позволяющие снижать трудоемкость изготовления деталей или сборки, что в конечном результате вело к увеличению производительности труда, — рассказывает Валерий Алексеевич.

 Но согласитесь, не каждому дано подметить такие нюансы. Иной технолог всю жизнь будет писать по устоявшимся правилам, не задумываясь об удобстве и совершенстве. Так мало еще задуматься, надо все просчитать и доказать, что изменение технологии впоследствии не отразится на качестве изделия. А это уже иной подход к вопросу, иная ответственность.

Именно это умение принимать важные решения, находить общий язык с людьми и отличало Валерия Алексеевича. Это подметило руководство авиапредприятия. В 1983 году он был назначен начальником цеха, а еще спустя три года — заместителем начальника механо-сборочного производства. Правда, в этой должности он задержался недолго, уже через год — в 1987-м — был назначен заместителем главного инженера, кем и является уже почти четверть века. Сколько пережито за это время, сколько производственных этапов освоено, сколько решено, казалось бы, неразрешимых вопросов. И каждый момент по-своему дорог, интересен. Здесь и различные модификации вертолета Ми-24, и освоение агрегатной сборки "Черной акулы" — вертолета Ка-50, и полная отработка нового "Аллигатора" — Ка-52, модель которого только оттачивается, а в технологии постоянно вносятся коррективы. В связи с этим возникает масса сложностей с проектированием и изготовлением оснастки.

А еще на плечах Валерия Алексеевича реконструкция, запуск и внедрение в производство нового литейного цеха, работающего по самым передовым технологиям. И та реконструкция многих производственных корпусов, которая ведется сейчас, — тоже его головная боль. Одним словом, куда ни глянь — всюду череда наболевших вопросов, требующих пристального внимания, доскональных знаний, смекалки, а главное — опыта, которого теперь Валерию Алексеевичу не занимать. К самому нередко за советом ходят молодые специалисты, будущая смена. Им, как и своим детям, он по-отечески старается привить понятие о долге, об ответственности за свои слова и поступки, ведь больше всего в жизни не терпит вранья и необязательности. Потому от окружающих, как и от себя, требует, прежде всего, честности, трудолюбия и самостоятельности. Благодаря этим качествам он и добился своего положения, уважения коллег и доверия руководства авиапредприятия. Ведь недаром в свое время за разработку и создание вертолета Ка-50 ему было присвоено звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации", одна из самых почетных наград в арсенале его многочисленных грамот и поощрений.

Сейчас вся его семья трудится на "Прогрессе". Жена, Людмила Александровна, — в отделе главного металлурга, сын — Алексей, в отделе АСУП. И только дочь Ирина избрала иную профессию: она — майор медицинской службы, живет на западе России.

В свое время много специалистов с завода уехали в Ульяновск. Приглашали и Валерия Алексеевича, но он остался здесь. Остался, чтобы пережить с заводом самые трудные времена, его крах. Чтобы увидеть, как он вновь поднимется, как расправит плечи и станет известен всей стране своими боевыми винтокрылыми машинами...

«Прогресс Приморья», № 21 (134) от 02.06.2011 г.

Светлана ДОЛГОВА

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно