Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
23 июня, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Ему суждено было выжить

Непросто Александру Александровичу БОЛВАЧЁВУ вспоминать о прожитом, особенно о войне. Слишком много отмерила она ему испытаний, слишком много осталось незаживающих ран. Только людям с большой силой воли, терпением и мужественным характером дано было это пережить, и главное — выжить.

Саша родился в 1935-м. Родителей своих не помнит. Все, что знает о них, так это то, что отец был учителем начальных классов. Семья жила в селе Гончары Сталинградской области. Ему было шесть лет, когда началась война. Тогда же началось и его беспризорное детство.

Самым страшным испытанием для детей той военной поры было чувство голода. Оно заставляло ребят искать пропитание на базарах, на полях сражений, в тылу врага. Где пахло едой, туда и мчались.

Шел 1942 год... Стайка беспризорников подкралась к высокому забору, откуда шел такой вкусный запах, что сводило животы. Два десятка глаз прильнули к щелям в заборе. Посередине двора стояла немецкая кухня, и повар большим черпаком что-то помешивал в котле. Вдруг он заметил мальчишек и, посмотрев по сторонам, зачерпнул гущу и бросил через забор. Мальчишки, как саранча, стали хватать перемешанную вместе с землей еду. Повар успел повторить это несколько раз. Неожиданно на крыльце дома появился другой немец. Увидев происходящее, он выхватил автомат и дал очередь по забору. Детвора бросилась врассыпную, но половина из них осталась лежать на земле. Саша, хоть и мал был, но успел убежать.

Еще вспоминает Александр Александрович, как они промышляли на передовой. Идет бой. Кругом свистят пули, а детвора ползает от одного убитого фрица к другому и подбирает продукты питания, которые находили у немцев. Он до сих пор помнит вкус сухого эрзац-хлеба, величиной со спичечный коробок, а когда его подержишь на пару, он увеличивался в разы. Саша не понаслышке знал, как помогали дети Советской армии. Стоят немецкие танки, а мальчишки незаметно подползут и прилепят магнитную мину на брюхо танка, и техника взрывается. Потом фашисты догадались чьих это рук дело, и начали проводить облавы на детей. Стреляли в них из автоматов, били прикладами по голове, а потом стаскивали детские тела в огромную воронку, заваливали хворостом, обливали бензином и поджигали. В одной из таких воронок оказался и Саша. Но, видимо, суждено было пареньку выжить: вовремя подоспели наши солдаты. Это потом, случайно, на вокзале, Саша встретит своих спасителей и узнает, как они его из огня вытаскивали. Сделали петлю на веревке, накинули на торчащие ноги и вытащили полуживого, со сгоревшими волосами и лицом, похожим на волдырь.

Война откатывалась на запад. Беспризорников стали отлавливать и распределять в детские дома. Взрослые договаривались с детьми, что те сдадут оружие, которое у них имеется, в обмен на еду.

После войны долго искали Сашиных родственников, да так и не нашли никого.

Дальнейшая его судьба складывалась удачно. Александр окончил школу младших авиационных специалистов. Служил в Хабаровске. Летал бортрадистом на ИЛ-12, ИЛ-28 и других самолетах.

В 1956 году летели с задания. Уже заходили на посадку, Александр посмотрел в иллюминатор.

— Командир, горит двигатель, — доложил он.

— Ничего, мы уже приземляемся, — ответил тот.

И вдруг — страшный удар о землю. Самолет развалился буквально по частям. Из трех членов экипажа в живых остался Александр. Его успели вытащить через аварийный люк.

Александр Болвачёв отдал воинской службе 27 лет. Довелось ему поработать на китобойной флотилии, на стройке, парашютистом в авиационной охране лесов. На его счету 68 прыжков. По состоянию здоровья врачи посоветовали сменить приморский климат на более сухой, и семья переехала в Читинскую область. 21 год он преподавал в школе младших авиационных специалистов.

Демобилизовался из армии в 1986 году и решил вместе с семьей перебраться в город Арсеньев. Семья у него большая — пятеро детей и четырнадцать внуков. Прочный семейный союз с супругой Нелей Павловной длится уже полвека.

Война по-прежнему напоминает о себе — все еще побаливают старые раны от фашисткой железной палки, от пуль и огня. И сколько бы ни прошло времени, военное лихолетье всегда незримо будет присутствовать в жизни Александра Болвачёва.

«Прогресс Приморья», № 24 (137) от 23.06.2011 г.

Галина Писарева

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно