Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
18 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Ни минуты без дела — его кредо

По общему признанию, специалистов такого уровня, как заслуженный машиностроитель, заслуженный ветеран труда Дальневосточного завода "Звезда" (входящего в состав ПРО СМР) Владимир Ковтун, — считанные единицы.

"С младых ногтей" он верен избранной профессии. Еще в студенческие годы, а учился Владимир Михайлович в ДВПИ по специальности "Судовые силовые установки", у него были довольно солидные разработки. После вуза — два года армейской службы, а в 1974 году Ковтун поступил работать на Дальневосточный завод "Звезда". Уже через два года молодой специалист был удостоен звания "Лучший рационализатор".

— На подводную лодку впервые попал в составе сдаточной команды, когда проходил практику в Комсомольске-на-Амуре, — вспоминает Владимир Михайлович. — Это была первая стратегическая субмарина 2-го поколения "Налим". На ней начинал осваивать свою специальность.

Владимир Михайлович — чистой воды производственник. На "Звезде" сначала работал конструктором в отделе механизации и автоматизации, но довольно скоро перешел мастером в ремонтно-монтажно-сдаточный цех на комсомольско-молодежный участок старшего мастера Юрия Арзамазова. Работал на линии вала с бригадами Михаила Савенко, Анатолия Носова, Иосифа Желдака. Все они в истории завода — люди-легенды. С 1980 года Владимир Ковтун участвует в сдаче заказов, входит в состав сдаточной команды. Заказ за заказом шли тогда непрерывно — не успевали отдыхать.

Перестройка "подкосила" ряды заводчан. Когда перестали платить зарплату, многие специалисты ушли. А кто остался, выживал, как мог. Самые стойкие, пережив тяжелое время, постарались максимально восстановить свой коллектив. Когда на завод после долгого перерыва пришел, наконец, госзаказ, Ковтун и бригадир Виктор Аладин встречались с бывшими товарищами по работе, разговаривали, убеждали вернуться. Заманивать особо было нечем, вспоминает Владимир Михайлович, но главным аргументом был тот, что завод стабильнее любой коммерческой организации. Была восстановлена и та сдаточная команда 1980 года.

В этом человеке удивительным образом сочетаются стремительность и сила с вдумчивостью и спокойствием даже в самых стрессовых ситуациях. Николай Ополоник, начальник ремонтно-монтажно-сдаточного цеха, где работает старший мастер Ковтун, не скрывает своего к нему уважения:

— Владимир Михайлович у нас герой — положительный. Внешне всегда невозмутим, никогда не кричит, мысли свои не навязывает. Спокойно скажет, и сколько ни будешь крутить вопрос — все равно придешь к тому, что он предложил. На участке Ковтуна — самое сложное оборудование: паротурбинные установки, насосы. Сейчас у нас непростой период: осваиваем ремонт атомных подводных лодок 3-го поколения, на одних ведем сервисное обслуживание, на других — проводим восстановление технической готовности. Владимира Михайловича как первоклассного специалиста привлекают к работам и на предприятиях судоремонта и судостроения в Комсомольске-на-Амуре, на Камчатке — все руководители его ценят.

— На него ни один бригадир не может пожаловаться. Хотя бы потому, что он работник знающий, опытный и никогда не срывается, — продолжает Николай Ополоник. — Бригадиры всегда к нему прислушиваются, а ведь они и сами асы в своей профессии. В его лексиконе нет грубых слов и выражений. В самых тяжелых ситуациях голоса не повышает. А ведь бывают такие моменты, когда просто невозможно сдержаться.

Наверное, такой характер у него от природы. Владимир Ковтун — из дружной семьи учителей. И сам он всегда учился с удовольствием, но "ботаником" не был: с первого курса работал — кочегаром сразу в двух котельных и лаборантом на кафедре. Еще и боксом занимался. Отец его, по воспоминаниям всех, кто его знал, был человеком удивительной доброты. Своих сыновей наставлял: запомните, ваши жены, матери ваших детей, должны быть надежно защищены. И привил им чувство высокой ответственности за свои семьи. Вот и Нина Владимировна, жена Владимира Михайловича, говорит: если бы пришлось вернуться почти на четыре десятилетия назад, без раздумий опять вышла бы за него замуж. Он очень надежный человек — любимый муж, отец и дед. Это в его честь назван Владимиром один из внуков.

По признанию Владимира Михайловича, главным во взаимоотношениях с людьми, особенно на производстве, он считает ответственность. Своим детям всегда пытается, не навязывая, привить правило: живите по совести, по общепринятым законам, не хитрите, будьте честными. Бесконечно преданный делу, он уже 35 лет работает в одном цехе. Стремление к карьерному росту — это не о нем. А ведь если бы было больше руководителей "образца" Владимира Ковтуна, наша страна была бы другой.

Он рад, что коллектив на его участке хороший, но сожалеет о том, что почти все специалисты — пенсионного возраста. Молодое поколение стремится быть с профессией "на ты", но у него ограничены для этого возможности.

— В мое время все было по-другому, — рассуждает Владимир Михайлович. — В институте я проходил практику практически по всем направлениям специальности судового механика: на Дальзаводе работал на ремонте корабельных систем, оборудования; на Харьковском турбинном заводе осваивал турбины; в Комсомольске-на-Амуре участвовал в сдаче заказов. Что называется, все "пощупал" своими руками. Когда начинал работать на заводе, приходилось вечерами засиживаться над документацией служебного пользования, а сейчас этот отдел работает только до пяти. Раньше считалось нормальным не придерживаться строго рамок рабочего дня, потому что общепринятые нормы не для руководителя и ответственных лиц.

Ковтуну жаль, что работа инженерно-технического состава становится в глазах управленцев все менее престижной — судя хотя бы по заработной плате:

— Особенно это сказывается на положении мастеров. На них возложена ответственность за работу бригад, выполнение ими плана, оплату их труда, за материальную часть объекта, сроки, результаты выполнения заданий. Словом, ответственность за все, за всех и за каждого. Но заработная плата мастера далеко не соответствует такому объему дел. Поэтому молодые мастера, чтобы иметь лучший заработок и какие-то перспективы в социальном плане, уходят, не успев набраться опыта.

Таких бескорыстных работяг, как Владимир Ковтун, — мало. А такие, как он, специалисты, вообще на вес золота. У него авторитет, признание — и не только на родном заводе "Звезда". Доказательством тому — четыре знака "Победитель соцсоревнования", два из них — Минсудпрома; почетные грамоты Минсудпрома, Роспрома, Министерства промышленности и торговли. Ветеран труда, заслуженный ветеран труда завода, кавалер медали "100 лет подводному флоту России" старший мастер Дальневосточного завода "Звезда" Владимир Михайлович Ковтун удостоен высокого звания "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации".

«Прогресс Приморья», № 32 (145) от 18.08.2011 г.

Тамара Шестерова

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно