Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
08 сентября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Рыбаки, модернизируйтесь!

В шестой раз во Владивостоке торжественно открылся Международный конгресс рыбаков. О важности этого форума для всех причастных к рыбной отрасли говорит солидный список участников — более 600 человек из 13 регионов России и 18 стран мира.

Зал заседаний Администрации Приморского края был полон, съезд собрал аншлаг. Видимо, тема, предложенная организаторами, — "Модернизация рыболовства: цели, условия, движущие силы" — вызвала неподдельный интерес у представителей рыбацких компаний и бизнесменов. Открытие было проведено по-деловому. Зачитали телеграмму в адрес съезда от председателя Государственной думы РФ Бориса Грызлова, в которой, в частности, говорилось, что "совместное обсуждение актуальных проблем рыболовства представителями рыболовецких предприятий, экспертного сообщества, профильных министерств и ведомств помогает выработать более приемлемое решение актуальных проблем отрасли, оценить перспективы его развития".

С приветственным словом к собравшимся на правах гостеприимного хозяина обратился модератор пленарного заседания VI международного конгресса рыбаков, генеральный директор "Тинро-Центра" Лев Бочаров. Он отметил, что за последние годы подъем рыболовства стал заметен всем. Началом его Лев Николаевич видит встречу Владимира Владимировича в 2004 году с лидерами рыбного сообщества на траулере "Арчер" во Владивостоке.

Именно тогда состоялся откровенный, серьезный и конструктивный разговор, положивший начало процессам, что привели отрасль к ее сегодняшнему уровню развития.
"В том же году, — продолжил глава "Тинро-Центра", — был принят многострадальный "Закон о рыболовстве и водных биологических ресурсах", произошло наделение рыбаков квотами на длительный период и закрепление рыболовных промысловых участков. Тогда же начали свою работу научно-промысловые советы, которые, по сути, воссоздали систему правил рыболовства". Результаты налицо. В 2010 году был преодолен рубеж добычи в 4 млн тонн, а потребление рыбы на душу населения выросло с 12 до 19 кг. Произошло заметное снижение браконьерства. "Все эти результаты, на мой взгляд, были связаны с наведением порядка, — продолжил Лев Николаевич. — с разработкой и внедрением нормальной правовой и нормативной базы, с восстановлением нормальной системы управления отраслью".

Но, отмечает ученый, приходится признать — пределы роста за счет наведения порядка и соблюдения норм и правил заканчиваются. Чтобы отрасль развивалась дальше, необходимо включить другие механизмы — экономические. Потому и родилась тема модернизации как главная тема рыбацкого форума. А что понимается под этим термином — участникам съезда и предстоит обсудить. Темами "круглых столов" должны стать: технологическое развитие отрасли и повышение его эффективности, изменение инвестиционного климата и решительная борьба с браконьерством. "В зале сидят высокие профессионалы, а значит, разговор будет конструктивным. И самое главное — он даст новое направление в развитии, обозначит новые цели, покажет, куда нам двигаться после того, как мы наведем окончательный порядок", — сказал Лев Бочаров.

Вторым получил возможность обратиться к собравшимся первый человек в крае — губернатор, делавший еще в 2004 году доклад о мерах по выходу из кризиса этой отрасли. Сергей Михайлович отметил, что тема модернизации интересна и важна. При том, что рыбная отрасль является одной из самых перспективных и "текущих проблем на самом деле не так уж много". И тем не менее они есть. Главная — отсутствие единого мнения по поводу способов регулирования промысла. Утешает одно — его нет и во всем мире.

Вторая проблема, по мнению губернатора — строительство нового и модернизация старого промыслового флота (заметим, что именно она постоянно находится в поле внимания ПРО СМР). "Сегодня в крае создается мощная судостроительная база с применением новых технологий строительства. Это позволяет надеяться, что через год-другой мы будем строить современный рыбодобывающий флот", — сказал Сергей Дарькин.

Немалую озабоченность руководителя края вызывают риски, которым подвергаются рыбаки в отсутствие четкого понятии "браконьер" и "нарушитель правил рыболовства". "И власти, и рыбакам необходимо предпринять усилия, чтобы законодатели внесли ясность в этот вопрос", — заметил губернатор.

Но самым важным вопросом, по его мнению, остается вопрос кадров. "Система подготовки кадров несовершенна, регулярно дает сбой, а училища не готовы к вызовам... Как результат — на флоте ощущается не только недостаток матросов, но и специалистов — штурманов, тралмастеров. Что это — нежелание системы готовить кадры или отсутствие мотивации идти в море у молодых людей?" По мнению Сергея Михайловича, это — государственный вопрос, который необходимо решать.

Следующим выступал самый, пожалуй, важный гость форума — руководитель ФАР Андрей Крайний. Представляя его, Лев Бочаров заметил, что за те четыре года, что Андрей Анатольевич "стоит у руля корабля, имя которому Росрыболовство", дела в отрасли идут хорошо. А вот с тем, что происходит "вокруг" нее, много непонятного. Поскольку "отрасль не заканчивается причалом — есть еще выгрузка, хранение, транспортировка, логистика, сбыт..."

С очевидным глава Росрыболовства спорить не стал. Более того, поддержал мнение ученого довольно иронично: "Доложить о наших результатах можно за 10 секунд — рыбаки России поймали 107% рыбы по сравнению с прошлым годом. На этом доклад можно заканчивать! Но сегодня этого уже недостаточно, остаются вопросы — как поймали, почему, могли ли больше?.. И это уже не только вопросы отрасли. Транспортировка, разгрузка, сбыт — поле не паханное для модернизации, — сказал Андрей Анатольевич. — И если в судостроении модернизация мало-помалу идет (пароходы строятся, хоть и не в России), то о модернизации логистики или хранения мы только начинаем заикаться".

Глава рыбного ведомства согласился и с тем, что в отрасли очевидный рост, и с тем, что происходит он "в основном за счет управленческих решений — убрали благо глупости и навели элементарный порядок". Но сегодняшний день, экономическая ситуация и острая конкурентная борьба требуют новых решений, нестандартных ходов, оригинальных методов. Поиск и обсуждение их — одна из задач открывшегося форума.

"Очевидно, что, когда Россия начинает возвращаться в оставленные ею районы промысла, нам никто не рад, — сказал Андрей Крайний. — Идет борьба за ресурсы, которую мы обязаны выиграть. И в этой связи вопрос модернизации важен невероятно. Ведь от того, как мы проведем модернизацию отрасли — и техническую, и управленческую — будет зависеть судьба России как рыболовной державы. Как на внешнем, так и на внутреннем рынке".

«Прогресс Приморья», № 35 (148) от 08.09.2011 г.

Вадим Лавров

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно